Образование: социология образования

Найдено 1 определение
Образование: социология образования
(sociologie de Veducation). В самом общем значении термин «образование» означает «то, что образует человеческие качества, или результат этой трансформации независимо от того, была ли она осуществлена намеренно или нет». Можно провести классификацию но областям образования (наука, искусство или религия), его уровням (вспомним о разделении на начальное/среднее/высшее) или формам (первоначальное или продолженное обучение, специализированное или общее). Это «действие, осуществляемое над другими с целью развития их личности», как любили повторять во времена III республики такие авторы, как Альфред Вине или Фердинанд Бюиссон, является прежде всего «средством, которое общество использует для воспроизводства условий своего собственного существования», но также и «произведением власти и уважения», позволяющим приобрести хорошие манеры или, согласно формулировке Эммануэля Мунье, «научиться свободе посредством соединения руководства других и своих спонтанных импульсов».
С исторической точки зрения можно наблюдать значительные вариации в способе определения и разработке указанных проблем; например, школа может восприниматься как средство повышения жизненного уровня, инструмент социального отбора или институт социализации. В начале века в рамках подхода Эмиля Дюркгейма внимание уделяется в первую очередь происхождению образовательных систем, эволюции содержания отдельных дисциплин и формам организации. Проведенные во Франции в 1960-х гг. большие количественные исследования (в частности, Национальным институтом демографических исследований), опубликованные в Соединенных Штатах «Отчеты» Коулмэна (1966) и Плоудена в Великобритании (1967) свидетельствуют о схожих тенденциях, перекликаясь с основными выводами других монографий и исследований, например Алена Жирара или Роже Бастида. Изучение школьного образования и свойственного ему неравенства породило многочисленные дискуссии. Некоторые, как Кристиан Бодело и Роже Эстабле, рассуждают в терминах идеологического аппарата и господства, культурного капитала и воспроизводства: выражаясь словами Пьера Бурдье и Клода Пассерона, «наследники» противостоят «стипендиатам». Значение имеют две переменные: финансовые ресурсы и уровень образования родителей. Другие, как Раймон Будон и Мухамед Шеркауи, работая в рамках системной теории мобильности, заостряют внимание на рациональности действий акторов, рассматривая соотношение издержки/риски/прибыль.
Кроме того, если рассматривать образование как процесс передачи знаний, сложно игнорировать важность роли того, кто воспитывает ученика. Долгое время преподаватель воспринимался просто как представитель данного института, но на деле он находится в самом его сердце, и работы Роберта Розенталя и Ленора Якобсона показали, что установки и суждения учителей могут стать решающим фактором социальной успешности детей. Последние исследования сделали попытку лучше понять состав, демографические характеристики и педагогические приемы этой группы. Заслуживают внимания и другие темы: содержание и структура знаний, профессиональные традиции, внутреннее функционирование образовательных учреждений и процедуры профессиональной ориентации. Семейные стратегии и представления также играют важную роль и служат различным целям. Можно в первую очередь рассмотреть все, что относится к инструментальности: саморегуляция и аккомодация здесь дополняют друг друга. Другой аспект проблемы — экспрессивность. В данном случае внимание привлекается к воображению и инновациям (чувствительность), лояльности и солидарности по отношению к группе (сотрудничество). В зависимости от обстоятельств, родители предпочитают тактику ограничений или мотивации, контроля или убеждения, наказания или эмоциональной поддержки. Способ распределения задач между супругами также не должен остаться без внимания, как и способы координации (при помощи делегирования или посредничества) с другими инстанциями. Кластерный анализ, к которому прибегли Жан Келлерхальс и Клеопатра Монтандон в работе, изданной в 1991 г., позволяет выделить три основных стиля в образовании: «материнский», статусный и контрактный. Последний в отличие от предыдущих в боль шей степени опирается на креативность и эмпатию, чем на авторитет и нормативную стабильность. Другой факт: по мере продвижения в иерархии все более важными становятся переговоры и обращение к внешним ресурсам. Если рассмотреть сегодня взаимодействие внутренней согласованности (соотношение объединяющих тенденций и автономии личности) и внешней интегрированности (открытость или замкнутость по отношению к миру), можно получить новые типы семей: «бастион», «товарищество», «параллельная» и «ассоциативная». Каждый вариант характеризуется особым типом влияния, соответственно: дисциплинарное, аномическое, харизматическое, взаимозависимости. Добавим, что приемы обучения меняются в соответствии с полом (мальчик или девочка) и положением, занимаемым в клане (старший или младший).

Источник: Социология. Терминологический словарь. Питер. 2003 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
231.96 кб

Социология образованию

Прямикова Елена Викторовна, Рубина Людмила Яковлевна, Шапко Ирина Валерьевна
В статье на материалах социологических исследований рассматриваются проблемы и трудности модернизации образования, перехода на новые государственные стандарты образования.
Читать PDF
110.96 кб

Вузовское образование и социология

В. В. Дубицкий
Читать PDF
311.97 кб

Образование: социологический ракурс

Мишина Н.
Читать PDF
238.04 кб

Образование взрослых: взгляд социолога

Круглова Е.Л.
В статье анализируются различные подходы к понятию «образование взрослых».
Читать PDF
410.39 кб

Социология образования в СССР и России

Астафьев Я. У., Шубкин В. Н.
Институционализация отраслевых дисциплин в общих рамках социологии подчинена своеобразному закону неравномерности: одни отрасли возникают и получают развитие раньше, другие — позже.
Читать PDF
222.60 кб

Научный журнал «Социология образования»

Всестороннее знание о сфере образования возможно лишь на основе междисциплинарных исследований, т.е. на стыке наук педагогики, экономики, психологии, антропологии, истории, философии, права, медицины и т.д.
Читать PDF
79.70 кб

Экономика знаний и социология образования

Задорожнюк И.
Читать PDF
269.43 кб

Система образования в социологии М. Вебера

Епихина Юлия Борисовна
В статье анализируется роль и место системы образования в контексте общей социологической теории, разработанной М. Вебером.
Читать PDF
376.84 кб

Социология образования: задачи и парадигмы

Зборовский Г. , Шуклина Е.
Читать PDF
228.00 кб

Современные проблемы социологии образования

Антикайнен А. , Дуоркин Г. , Saha Lawrence J., Ballantine Jeanne , Essack Shaheeda , Teodoro Antonio , Константиновский Давид
В статье обсуждается состояние современной социологии образования с позиций глобальной перспективы. В первой части статьи даётся обзор различных аспектов теории и методологии данной отрасли.
Читать PDF
170.82 кб

Качество образования: социологический аспект

Чувилина Людмила Бариевна
Дан краткий социологический анализ актуальной на сегодняшний день проблемы качества высшего образования в современной россии.
Читать PDF
487.42 кб

Социология образования: экокультурный аспект

Игнатов Сергей Борисович
В работе представлены результаты социологических исследований состояния экологической культуры студентов младших курсов гуманитарных специальностей вузов.
Читать PDF
180.04 кб

К вопросу о глобальной социологии образования

Иванова Виктория Анатольевна
В статье рассмотрены методологические аспекты формирования в научном пространстве социологии образования новых структурных элементов, выходящих за рамки региональных или локальных научных школ.
Читать PDF
840.58 кб

Социология образования: ретроспективный анализ

Хочуев Исмаил Чукаевич, Урусбиев Азамат Казбекович
В статье авторы методом ретроспективного анализа выявляют исторические особенности становления отечественной системы образования.
Читать PDF
296.80 кб

Социологический аспект непрерывного образования

Глотов М. Б.