Образование: социология образования

Найдено 1 определение
Образование: социология образования
(sociologie de Veducation). В самом общем значении термин «образование» означает «то, что образует человеческие качества, или результат этой трансформации независимо от того, была ли она осуществлена намеренно или нет». Можно провести классификацию но областям образования (наука, искусство или религия), его уровням (вспомним о разделении на начальное/среднее/высшее) или формам (первоначальное или продолженное обучение, специализированное или общее). Это «действие, осуществляемое над другими с целью развития их личности», как любили повторять во времена III республики такие авторы, как Альфред Вине или Фердинанд Бюиссон, является прежде всего «средством, которое общество использует для воспроизводства условий своего собственного существования», но также и «произведением власти и уважения», позволяющим приобрести хорошие манеры или, согласно формулировке Эммануэля Мунье, «научиться свободе посредством соединения руководства других и своих спонтанных импульсов».
С исторической точки зрения можно наблюдать значительные вариации в способе определения и разработке указанных проблем; например, школа может восприниматься как средство повышения жизненного уровня, инструмент социального отбора или институт социализации. В начале века в рамках подхода Эмиля Дюркгейма внимание уделяется в первую очередь происхождению образовательных систем, эволюции содержания отдельных дисциплин и формам организации. Проведенные во Франции в 1960-х гг. большие количественные исследования (в частности, Национальным институтом демографических исследований), опубликованные в Соединенных Штатах «Отчеты» Коулмэна (1966) и Плоудена в Великобритании (1967) свидетельствуют о схожих тенденциях, перекликаясь с основными выводами других монографий и исследований, например Алена Жирара или Роже Бастида. Изучение школьного образования и свойственного ему неравенства породило многочисленные дискуссии. Некоторые, как Кристиан Бодело и Роже Эстабле, рассуждают в терминах идеологического аппарата и господства, культурного капитала и воспроизводства: выражаясь словами Пьера Бурдье и Клода Пассерона, «наследники» противостоят «стипендиатам». Значение имеют две переменные: финансовые ресурсы и уровень образования родителей. Другие, как Раймон Будон и Мухамед Шеркауи, работая в рамках системной теории мобильности, заостряют внимание на рациональности действий акторов, рассматривая соотношение издержки/риски/прибыль.
Кроме того, если рассматривать образование как процесс передачи знаний, сложно игнорировать важность роли того, кто воспитывает ученика. Долгое время преподаватель воспринимался просто как представитель данного института, но на деле он находится в самом его сердце, и работы Роберта Розенталя и Ленора Якобсона показали, что установки и суждения учителей могут стать решающим фактором социальной успешности детей. Последние исследования сделали попытку лучше понять состав, демографические характеристики и педагогические приемы этой группы. Заслуживают внимания и другие темы: содержание и структура знаний, профессиональные традиции, внутреннее функционирование образовательных учреждений и процедуры профессиональной ориентации. Семейные стратегии и представления также играют важную роль и служат различным целям. Можно в первую очередь рассмотреть все, что относится к инструментальности: саморегуляция и аккомодация здесь дополняют друг друга. Другой аспект проблемы — экспрессивность. В данном случае внимание привлекается к воображению и инновациям (чувствительность), лояльности и солидарности по отношению к группе (сотрудничество). В зависимости от обстоятельств, родители предпочитают тактику ограничений или мотивации, контроля или убеждения, наказания или эмоциональной поддержки. Способ распределения задач между супругами также не должен остаться без внимания, как и способы координации (при помощи делегирования или посредничества) с другими инстанциями. Кластерный анализ, к которому прибегли Жан Келлерхальс и Клеопатра Монтандон в работе, изданной в 1991 г., позволяет выделить три основных стиля в образовании: «материнский», статусный и контрактный. Последний в отличие от предыдущих в боль шей степени опирается на креативность и эмпатию, чем на авторитет и нормативную стабильность. Другой факт: по мере продвижения в иерархии все более важными становятся переговоры и обращение к внешним ресурсам. Если рассмотреть сегодня взаимодействие внутренней согласованности (соотношение объединяющих тенденций и автономии личности) и внешней интегрированности (открытость или замкнутость по отношению к миру), можно получить новые типы семей: «бастион», «товарищество», «параллельная» и «ассоциативная». Каждый вариант характеризуется особым типом влияния, соответственно: дисциплинарное, аномическое, харизматическое, взаимозависимости. Добавим, что приемы обучения меняются в соответствии с полом (мальчик или девочка) и положением, занимаемым в клане (старший или младший).

Источник: Социология. Терминологический словарь. Питер. 2003 г.