рассматривается с двух различных позиций: подготовки профессиональных статистиков и обучения статистике при подготовке специалистов высшей квалификации по другим направлениям знания, в первую очередь, по направлениям «Экономика и финансы». Экономическая статистика – источник всей аналитической информации и инструмент функциональной диагностики, необходимый для принятия адекватных управленческих и политических решений, это зеркало, в котором отражается живой социально-экономический организм: иногда – в целом, иногда – его отдельные составляющие элементы. Экономическая статистика – универсальный язык, позволяющий общаться экономистам всех стран и всех направлений, гос. деятелям, политикам, юристам, социологам, финансистам, менеджерам пр-тий и специалистам в области гос. управления. Именно поэтому экономическая статистика – базовая общепрофессиональная дисциплина для студентов, обучающихся по всем финансовым и экономическим специальностям высших учебных заведений. Опыт показывает, что целесообразно организовать поэтапное изучение экономической статистики студентами различного уровня подготовки. Блок экономико-статистических дисциплин в вузе открывается курсом нулевого уровня, содержащего изложение теории статистического наблюдения и общих статистических приемов и методов. Изучение дисциплин нулевого блока дает студенту возможность адекватно воспринимать язык экономики, пользоваться официальными и альтернативными источниками информации при изучении других обязательных дисциплин. Начинается знакомство студента с реальной, а не модельной информацией. В большинстве вузов на этом заканчивается знакомство с методами сбора и анализа информации для врачей, психологов, а также юристов, журналистов и аналогичных гуманитарных специальностей. Экономисты, менеджеры, политологи, социологи переходят на следующие уровни обучения. Курс первого уровня, как правило, содержит информацию об осн. системах показателей и методах сбора информации, используемых официальной статистикой в РФ, и направлен на формирование у студента навыка применения по заданной программе теории статистического вывода к анализу реальных условий хозяйствования на микрои макроэкономическом уровне. Соответствующие учебные программы опираются на базовые знания нулевого уровня и включаются в учебные планы бакалавриата (2-3 курс). Курс второго уровня – подготовка специалиста, способного адекватно и с наименьшими затратами самостоятельно организовать и провести необходимое статистическое исследование в реальных условиях, с учетом проблем и особенностей организации рос. национальной статистики. Такой специалист непременно должен иметь представление о междунар. системах сбора, хранения и статистического анализа информации, актуальных для рос. экономики. Соответствующие учебные программы опираются на базовые знания первого уровня и включаются в учебные планы магистратуры (1 курс). Важность макроэкономических расчетов на базе показателей системы национальных счетов (СНС) и острый недостаток в РФ как лит. по этой тематике, так и квалифицированных специалистов, создает настоятельную необходимость преподавания этого предмета отдельными семестровыми курсами на первом и втором уровне обучения студентам, обучающимся по направлениям «Статистика», «Экономика», «Менеджмент», «Финансы». Качество подготовки специалистов в высших учебных заведениях существенно повышает введение в учебные планы, как бакалавриата, так и магистратуры обязательных специальных курсов одной из отраслевых статистик, по осн. профилю специализации: статистика мнений, статистика финансов, статистика денежно-кредитной сферы, банковская статистика, статистика фондового рынка, социальная статистика, статистика рынка труда, статистика окружающей среды и т.п. Каждая из соответствующих учебных программ содержит те особенные системы статистических показателей и специфические приемы сбора и анализа информации, которые непременно потребуются профессионалу для решения повседневно возникающих реальных проблем в избранной им сфере деятельности. Концепция преподавания экономико-статистических дисциплин в настоящее время, когда осуществляется переход от плановой экономики к рыночной, представляет собой предмет острой дискуссии специалистов. Это связано с тем, что только адекватная совр. рыночной экономике макростатистическая модель описания и анализа большой полиструктурной системы – национального хозяйства – позволит существенно продвинуться в получении статистических характеристик результатов произ-ва и взаимосвязей между институциональными единицами. В РФ идет процесс обучения широкого круга специалистов (включая преподавателей экономических дисциплин и работников статистической системы страны) и подготовки их к переходу на новую базу исходных теоретических допущений. Поэтому так важен переход к концептуально новым учебным программам. Проведенный анализ учебных программ дисциплин экономикостатистического блока в вузах РФ и других стран позволяет утверждать, что форма и качество преподавания экономической статистики как науки, создающей аналитическую базу и, следовательно, возможности дальнейшего развития профессиональным дисциплинам специализации, являются своего рода индикатором качества системы обучения в вузе вообще. Так же как и в практическом анализе, экономическая статистика позволяет проверять концепцию системы подготовки специалистов высшей квалификации на валидность: если логически корректная модель учебного плана дает на выходе ложные результаты, значит, ложными были ее исходные допущения. Статистика как наука, как система информации и как область практической деятельности, выполняет одну из важнейших функций в формировании специалистов экономического профиля. В мировой практике социальноэкономическая статистика – самостоятельная дисциплина, результаты исследования которой составляют информационную базу комплекса экономических наук, т.е., в конечном итоге, социально-экономическая статистика создает адекватное информационное пространство для подготовки экономистов-аналитиков, способных определить приоритетные направления экономического развития в условиях рыночной экономики. Поэтому роль статистического образования возрастает во всем мире. Знание статистики, умение создавать, читать и анализировать информацию, применять статистические методы в любой сфере деятельности стали в настоящее время приоритетными индикаторами качества высшего экономического образования в целом. Необходимо обучать преподавателей всех профессиональных экономических дисциплин работе с совр. системой статистической информации, требовать обязательного использования в учебном процессе статистических данных. Основой качественной подготовки высококвалифицированного специалиста является увязка в учебном процессе экономической теории и практики статистического анализа, тесное взаимодействие вузов со статистическими службами регионов и центра, обеспечение доступности статистических данных для пользователей. Необходимость качественного статистического образования широкого круга специалистов высшей квалификации обостряет необходимость подготовки профессиональных статистиков. В РФ осуществляется подготовка таких специалистов только по программам специалитета, до сих пор не утверждено самостоятельное направление «Статистика», не разработан гос. стандарт подготовки бакалавров и магистров статистики. Указанные негативные обстоятельства создают опасность для развития статистической науки и практики в нашей стране, угрожают преемственности научных школ и поколений в области статистической науки.
В этих условиях, особенно с учетом вступления РФ в Болонский процесс, представляется необходимым создание в нашей стране, с учетом мирового опыта статистического образования, конкурентоспособной в мировом масштабе системы подготовки специалистов соответствующего профиля. В отличие от РФ, в странах Западной Европы (Франции, Германии, Великобритании) и США, ведется подготовка бакалавров и магистров экономики по статистическим программам. Наиболее богатый опыт подготовки бакалавров и магистров по статистике накоплен во Франции, где с 1994, в тесном сотрудничестве с официальным статистическим ведомством страны – Национальным ин-том статистики и экономического анализа (INSEE), функционирует Группа национальных школ экономики и статистики (GENES). Задача GENES – обучение и исследования в области статистики, экономики и социологии с ориентацией на INSEE. В составе этой Группы объединены две высшие экономикостатистические школы – Национальная Школа статистики и экономического управления (ENSAE) и Национальная Школа статистики и анализа информации (ENSAI), Центр получения второго высшего образования в области экономики и финансов (CEPE), а также Центр научных исследований в области экономической статистики (CREST). Старейшая из них, ENSAE, была основана в 1952, и за 50 лет подготовила более 2 тыс. экономистов-статистиков высшей квалификации. Магистры с дипломом ENSAE работают в системе гос. власти, в т.ч. в руководстве аппарата гос. статистической службы (20%), консультационных центрах и исследовательских орг-циях (20%), а также в крупном бизнесе: банках и страховых компаниях (20%), в топливно-энергетических (10%), транспортных (8%), автомобилестроительных (6%) фирмах. При этом профессиональные обязанности выпускников связаны со сферой финансов и страхования (47%), экономико-статистических исследований, бухгалтерского учета и аудита (40%), а также со сферами управления, маркетинга, и информатизации. Среди магистров ENSAE 57% получили приглашения на работу в течение нескольких месяцев до получения диплома, еще 14% – в течение 2 месяцев после окончания обучения, и 15% выпускников решили продолжить образование на PhD – программах в ведущих университетах мира. Специфика подготовки специалистов в ENSAI состоит в увеличении в учебных планах и программах объема дисциплин, связанных с исследованием информации. На конкурсных испытаниях абитуриентам ENSAI предъявляются значительно более высокие требования к базовому уровню владения математико-статистическими методами, чем к базовым экономическим знаниям (в отличие от ENSAE, где на конкурсных испытаниях внимание акцентируется на специальных экономических дисциплинах). ENSAI – первое в Европе высшее учебное заведение, которое разработало магистерскую программу, обеспечившую углубленное изучение студентами как экономической статистики, так и информатики. Осн. часть выпускников ENSAI (56%) занята на гос. службе, в первую очередь – в Центральном аппарате и региональных подразделениях INSEE. Ежегодный выпуск ENSAI составляет от 40 до 50 человек.
Центр получения второго высшего образования в области экономики и финансов (CEPE) обеспечивает для гос. чиновников и руководителей крупного бизнеса получение непрофильного второго высшего образования в сфере экономической статистики, бухгалтерского учета и аудита. Учебные программы по подготовке магистров в CEPE рассчитаны на уровень подготовки бакалавров, не имеющих базового экономического образования. Ежегодный выпуск CEPE составляет от 35 до 40 чел.. Высокий рейтинг на европейском рынке образовательных услуг имеют магистерские программы в области экономической статистики таких ун-тов, как IUE de Florence, Universität Humbolt (Berlin), London School of Economics. Подготовка бакалавров и магистров по аналогичным программам осуществляется и в Канаде, в Université de Montréal. В США (по данным обзора Бюро статистики труда Министерства труда США) степень магистра по статистике является минимальным требованием для большинства рабочих мест, связанных со сбором и анализом экономико-статистической информации. Причем наем экономистовстатистиков на работу в частный сектор для исследований кроме соответствующей степени магистра требует, как правило, и опыт работы. Требования со стороны правительственных статистических ведомств (Бюро цензов, Бюро экономического анализа, Бюро статистики труда и др.) для низших позиций ограничены степенью бакалавра. Подготовкой экономистов-статистиков на уровне бакалавра занимаются 80 колледжей и университетов, около 110 университетов предлагают программу магистра по экономической статистике и 60 университетов – программу доктора по экономической статистике и учету. Среди упомянутых ун-тов, напр., University of Berkeley, University of Princeton, University of Columbia, University of New York. Учебные планы магистерских программ по экономической статистике в США отличаются от европейских значительно более высоким уровнем предметности, конкретизации дисциплин. В число обязательных курсов UNY включены такие дисциплины, как «Региональная статистика: организация, методология и распространение данных» «Построение табл. “Затраты-Выпуск” методом товарных потоков», «Организация, проведение и публикация результатов экономических переписей», «Методология построения продовольственных балансов», «Методология определения стоимости пром. и строительной продукции и расчет индексов произ-ва в указанных отраслях» и т.п.
ОБРАЗОВАНИЯ СТАТИСТИЧЕСКОГО СИСТЕМА
ОБРАЗОВАНИЯ СТАТИСТИЧЕСКОГО СИСТЕМА
Источник: Энциклопедия статистических терминов. т.1. Методологические основы статистики.