ОБРАЗОВАНИЯ СТАТИСТИЧЕСКОГО СИСТЕМА

Найдено 1 определение
ОБРАЗОВАНИЯ СТАТИСТИЧЕСКОГО СИСТЕМА
рассматривается с двух различных позиций: подготовки профессиональных статистиков и обучения статистике при подготовке специалистов высшей квалификации по другим направлениям знания, в первую очередь, по направлениям «Экономика и финансы». Экономическая статистика – источник всей аналитической информации и инструмент функциональной диагностики, необходимый для принятия адекватных управленческих и политических решений, это зеркало, в котором отражается живой социально-экономический организм: иногда – в целом, иногда – его отдельные составляющие элементы. Экономическая статистика – универсальный язык, позволяющий общаться экономистам всех стран и всех направлений, гос. деятелям, политикам, юристам, социологам, финансистам, менеджерам пр-тий и специалистам в области гос. управления. Именно поэтому экономическая статистика – базовая общепрофессиональная дисциплина для студентов, обучающихся по всем финансовым и экономическим специальностям высших учебных заведений. Опыт показывает, что целесообразно организовать поэтапное изучение экономической статистики студентами различного уровня подготовки. Блок экономико-статистических дисциплин в вузе открывается курсом нулевого уровня, содержащего изложение теории статистического наблюдения и общих статистических приемов и методов. Изучение дисциплин нулевого блока дает студенту возможность адекватно воспринимать язык экономики, пользоваться официальными и альтернативными источниками информации при изучении других обязательных дисциплин. Начинается знакомство студента с реальной, а не модельной информацией. В большинстве вузов на этом заканчивается знакомство с методами сбора и анализа информации для врачей, психологов, а также юристов, журналистов и аналогичных гуманитарных специальностей. Экономисты, менеджеры, политологи, социологи переходят на следующие уровни обучения. Курс первого уровня, как правило, содержит информацию об осн. системах показателей и методах сбора информации, используемых официальной статистикой в РФ, и направлен на формирование у студента навыка применения по заданной программе теории статистического вывода к анализу реальных условий хозяйствования на микрои макроэкономическом уровне. Соответствующие учебные программы опираются на базовые знания нулевого уровня и включаются в учебные планы бакалавриата (2-3 курс). Курс второго уровня – подготовка специалиста, способного адекватно и с наименьшими затратами самостоятельно организовать и провести необходимое статистическое исследование в реальных условиях, с учетом проблем и особенностей организации рос. национальной статистики. Такой специалист непременно должен иметь представление о междунар. системах сбора, хранения и статистического анализа информации, актуальных для рос. экономики. Соответствующие учебные программы опираются на базовые знания первого уровня и включаются в учебные планы магистратуры (1 курс). Важность макроэкономических расчетов на базе показателей системы национальных счетов (СНС) и острый недостаток в РФ как лит. по этой тематике, так и квалифицированных специалистов, создает настоятельную необходимость преподавания этого предмета отдельными семестровыми курсами на первом и втором уровне обучения студентам, обучающимся по направлениям «Статистика», «Экономика», «Менеджмент», «Финансы». Качество подготовки специалистов в высших учебных заведениях существенно повышает введение в учебные планы, как бакалавриата, так и магистратуры обязательных специальных курсов одной из отраслевых статистик, по осн. профилю специализации: статистика мнений, статистика финансов, статистика денежно-кредитной сферы, банковская статистика, статистика фондового рынка, социальная статистика, статистика рынка труда, статистика окружающей среды и т.п. Каждая из соответствующих учебных программ содержит те особенные системы статистических показателей и специфические приемы сбора и анализа информации, которые непременно потребуются профессионалу для решения повседневно возникающих реальных проблем в избранной им сфере деятельности. Концепция преподавания экономико-статистических дисциплин в настоящее время, когда осуществляется переход от плановой экономики к рыночной, представляет собой предмет острой дискуссии специалистов. Это связано с тем, что только адекватная совр. рыночной экономике макростатистическая модель описания и анализа большой полиструктурной системы – национального хозяйства – позволит существенно продвинуться в получении статистических характеристик результатов произ-ва и взаимосвязей между институциональными единицами. В РФ идет процесс обучения широкого круга специалистов (включая преподавателей экономических дисциплин и работников статистической системы страны) и подготовки их к переходу на новую базу исходных теоретических допущений. Поэтому так важен переход к концептуально новым учебным программам. Проведенный анализ учебных программ дисциплин экономикостатистического блока в вузах РФ и других стран позволяет утверждать, что форма и качество преподавания экономической статистики как науки, создающей аналитическую базу и, следовательно, возможности дальнейшего развития профессиональным дисциплинам специализации, являются своего рода индикатором качества системы обучения в вузе вообще. Так же как и в практическом анализе, экономическая статистика позволяет проверять концепцию системы подготовки специалистов высшей квалификации на валидность: если логически корректная модель учебного плана дает на выходе ложные результаты, значит, ложными были ее исходные допущения. Статистика как наука, как система информации и как область практической деятельности, выполняет одну из важнейших функций в формировании специалистов экономического профиля. В мировой практике социальноэкономическая статистика – самостоятельная дисциплина, результаты исследования которой составляют информационную базу комплекса экономических наук, т.е., в конечном итоге, социально-экономическая статистика создает адекватное информационное пространство для подготовки экономистов-аналитиков, способных определить приоритетные направления экономического развития в условиях рыночной экономики. Поэтому роль статистического образования возрастает во всем мире. Знание статистики, умение создавать, читать и анализировать информацию, применять статистические методы в любой сфере деятельности стали в настоящее время приоритетными индикаторами качества высшего экономического образования в целом. Необходимо обучать преподавателей всех профессиональных экономических дисциплин работе с совр. системой статистической информации, требовать обязательного использования в учебном процессе статистических данных. Основой качественной подготовки высококвалифицированного специалиста является увязка в учебном процессе экономической теории и практики статистического анализа, тесное взаимодействие вузов со статистическими службами регионов и центра, обеспечение доступности статистических данных для пользователей. Необходимость качественного статистического образования широкого круга специалистов высшей квалификации обостряет необходимость подготовки профессиональных статистиков. В РФ осуществляется подготовка таких специалистов только по программам специалитета, до сих пор не утверждено самостоятельное направление «Статистика», не разработан гос. стандарт подготовки бакалавров и магистров статистики. Указанные негативные обстоятельства создают опасность для развития статистической науки и практики в нашей стране, угрожают преемственности научных школ и поколений в области статистической науки.
В этих условиях, особенно с учетом вступления РФ в Болонский процесс, представляется необходимым создание в нашей стране, с учетом мирового опыта статистического образования, конкурентоспособной в мировом масштабе системы подготовки специалистов соответствующего профиля. В отличие от РФ, в странах Западной Европы (Франции, Германии, Великобритании) и США, ведется подготовка бакалавров и магистров экономики по статистическим программам. Наиболее богатый опыт подготовки бакалавров и магистров по статистике накоплен во Франции, где с 1994, в тесном сотрудничестве с официальным статистическим ведомством страны – Национальным ин-том статистики и экономического анализа (INSEE), функционирует Группа национальных школ экономики и статистики (GENES). Задача GENES – обучение и исследования в области статистики, экономики и социологии с ориентацией на INSEE. В составе этой Группы объединены две высшие экономикостатистические школы – Национальная Школа статистики и экономического управления (ENSAE) и Национальная Школа статистики и анализа информации (ENSAI), Центр получения второго высшего образования в области экономики и финансов (CEPE), а также Центр научных исследований в области экономической статистики (CREST). Старейшая из них, ENSAE, была основана в 1952, и за 50 лет подготовила более 2 тыс. экономистов-статистиков высшей квалификации. Магистры с дипломом ENSAE работают в системе гос. власти, в т.ч. в руководстве аппарата гос. статистической службы (20%), консультационных центрах и исследовательских орг-циях (20%), а также в крупном бизнесе: банках и страховых компаниях (20%), в топливно-энергетических (10%), транспортных (8%), автомобилестроительных (6%) фирмах. При этом профессиональные обязанности выпускников связаны со сферой финансов и страхования (47%), экономико-статистических исследований, бухгалтерского учета и аудита (40%), а также со сферами управления, маркетинга, и информатизации. Среди магистров ENSAE 57% получили приглашения на работу в течение нескольких месяцев до получения диплома, еще 14% – в течение 2 месяцев после окончания обучения, и 15% выпускников решили продолжить образование на PhD – программах в ведущих университетах мира. Специфика подготовки специалистов в ENSAI состоит в увеличении в учебных планах и программах объема дисциплин, связанных с исследованием информации. На конкурсных испытаниях абитуриентам ENSAI предъявляются значительно более высокие требования к базовому уровню владения математико-статистическими методами, чем к базовым экономическим знаниям (в отличие от ENSAE, где на конкурсных испытаниях внимание акцентируется на специальных экономических дисциплинах). ENSAI – первое в Европе высшее учебное заведение, которое разработало магистерскую программу, обеспечившую углубленное изучение студентами как экономической статистики, так и информатики. Осн. часть выпускников ENSAI (56%) занята на гос. службе, в первую очередь – в Центральном аппарате и региональных подразделениях INSEE. Ежегодный выпуск ENSAI составляет от 40 до 50 человек.
Центр получения второго высшего образования в области экономики и финансов (CEPE) обеспечивает для гос. чиновников и руководителей крупного бизнеса получение непрофильного второго высшего образования в сфере экономической статистики, бухгалтерского учета и аудита. Учебные программы по подготовке магистров в CEPE рассчитаны на уровень подготовки бакалавров, не имеющих базового экономического образования. Ежегодный выпуск CEPE составляет от 35 до 40 чел.. Высокий рейтинг на европейском рынке образовательных услуг имеют магистерские программы в области экономической статистики таких ун-тов, как IUE de Florence, Universität Humbolt (Berlin), London School of Economics. Подготовка бакалавров и магистров по аналогичным программам осуществляется и в Канаде, в Université de Montréal. В США (по данным обзора Бюро статистики труда Министерства труда США) степень магистра по статистике является минимальным требованием для большинства рабочих мест, связанных со сбором и анализом экономико-статистической информации. Причем наем экономистовстатистиков на работу в частный сектор для исследований кроме соответствующей степени магистра требует, как правило, и опыт работы. Требования со стороны правительственных статистических ведомств (Бюро цензов, Бюро экономического анализа, Бюро статистики труда и др.) для низших позиций ограничены степенью бакалавра. Подготовкой экономистов-статистиков на уровне бакалавра занимаются 80 колледжей и университетов, около 110 университетов предлагают программу магистра по экономической статистике и 60 университетов – программу доктора по экономической статистике и учету. Среди упомянутых ун-тов, напр., University of Berkeley, University of Princeton, University of Columbia, University of New York. Учебные планы магистерских программ по экономической статистике в США отличаются от европейских значительно более высоким уровнем предметности, конкретизации дисциплин. В число обязательных курсов UNY включены такие дисциплины, как «Региональная статистика: организация, методология и распространение данных» «Построение табл. “Затраты-Выпуск” методом товарных потоков», «Организация, проведение и публикация результатов экономических переписей», «Методология построения продовольственных балансов», «Методология определения стоимости пром. и строительной продукции и расчет индексов произ-ва в указанных отраслях» и т.п.

Источник: Энциклопедия статистических терминов. т.1. Методологические основы статистики.

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
1.89 мб

Элементы статистического анализа системы образования Кировской области

Маракулина Л.В., Пивоваров А.А.
Обычно, когда говорят об образовательном кластере, имеют в виду только педагогические и социальные его составляющие.
Читать PDF
214.73 кб

Система показателей статистики образования: проблемы статистического измерения

Хабиб Марина Далхатовна, Теплякова Марина Юрьевна
Статья посвящена актуальной проблеме обобщающей характеристики системы образования. В ней анализируются методологические и организационные аспекты статистического исследования системы образования.
Читать PDF
1.40 мб

Университетская информационная система Россия для современного статистического образования

Юдина Т. Н., Богомолова А. В., Дышкант Н. Ф., Петухова О. В.
Работы по формированию инфраструктуры поддержки учебных курсов с использованием государственной статистики ведутся в МГУ им. М. В.