ОБРЯД ПЕРЕХОДА

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Обряд перехода
церемония, отмечающая переход от одного этапа жизни к другому.

Источник: Социология.

ОБРЯДЫ ПЕРЕХОДА
RITES OF PASSAGE) Антропологический термин, используемый для обозначения публичных церемоний, с помощью которых отмечается переход индивида или группы к новому статусу — например, церемоний посвящения. В индустриальном обществе подобные обряды, обычно связанные с определенными переходами в рамках жизненного цикла, не имеют столь же важного значения, как в традиционном, хотя могут сохраняться в виде таких церемоний, как венчание.

Источник: Социологический словарь

ОБРЯД ПЕРЕХОДА
rite de passage) — церемония и ритуал, сопровождающие изменения в статусе, происходящие в течение всей жизни, например, церемония бракосочетания или празднование 18-летия в современной Англии. Это — способ привлечения внимания к изменениям в статусе и социальной идентичности, а также управления напряженными отношениями, которые могут последовать из-за, например, слияния двух семейств. Альтернативный термин — статусный переход. См. также Лиминалъность; Ритуал.

Источник: Большой толковый социологический словарь

Обряды перехода
(англ. rites of passage, франц. rites de passage), обряды, отмечающие и формально закрепляющие переход индивида или группы людей в новую социальную категорию и приобретение ими нового социального статуса.

Впервые О.п. были выделены бельгийским этнологом А. ван Геннепом (1908). К ним относятся: обряды жизненного цикла (родильные, пубертатные обряды, свадебные, похоронные); обряды, сопровождающие различные формы адопции, перемену места жительства или временного пребывания, инициации. Как правило, О.п. имеют трёхстадиальную структуру: сегрегация – разрыв неофита с его окружением, изоляция (уход, увод, смена образажизни); транзиция (лиминальность) – промежуточное, бесстатусное состояние посвящаемого; инкорпорация – возвращение к общественной жизни в новом статусе. Стадия инкорпорации наиболее отчётливо выражена в обрядах инициаций.

Источник: Этнология. Словарь. Основные понятия

Обряды перехода
rites of passage), термин, впервые использованный бельгийским антропологом Арнольдом Ван Генненом (1879—1957) применительно к ритуалам, сопровождающим переход человека из одного статуса в др. Такие ритуалы образуют разл. формы инициации ( обряды инициации) и обычно состоят из трех стадий. Первая — это отделение личности от ее прежней роли. Вторая — переход, а третья представляет собой процесс воссоединения, когда об-во признает новую роль принимаемого. Такая структура свойственна мн. ритуалам, особенно бракосочетанию, погребению и обрядам инициации. При бракосочетании, напр., невеста и жених должны перейти из статуса холостяка и незамужней девушки в статус женатых людей, а обряды инициации сопровождают переход человека из детства во взрослое состояние. О.п. прослеживаются также в ритуалах, к-рыми отмечают переход времени или смену времен года. Наряду со строгой обрядовой последовательностью, в О.п. обычно используется символика, часто предназначенная для осознания важности осн. ценностей об-ва. Однако в фазе перехода символика часто имеет совсем иной смысл. В племени ндембу юноши при инициации сбрасывают одежду, после чего их отсылают на нек-рое время в джунгли. В зап. об-вах может происходить нечто похожее. Так, во время приема новых учеников на фабрику или новых студентов в студенческое братство им могут быть предложены опред. испытания. Полная смена символики характеризует ритуалы, к-рыми отмечают переход времени, напр., ежегодный карнавал перед Великим постом, когда повседневные ценности могут быть полностью преданы забвению. Заключительная фаза О.п. снова как бы возвращает людям ценности об-ва.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

ОБРЯДЫ ПЕРЕХОДА
совокупность упорядоченных стереотипных действий по изменению положения индивида в обществе при его выходе из одного социального состояния (статуса) и вхождении в другое, совершение которых предписано существующими в этом обществе традициями (мифоритуальными, религиозными, светскими). Понятие О. п. (фр. rites de passage) получило широкое научное распространение после публикации в 1909 г. труда французского этнографа Арнольда ван Гённепа (1873-1957) «Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов». На большом фактическом материале этот ученый разработал концепцию, согласно которой человек в любом обществе пребывает в постоянной смене жизненных этапов и социального положения, при этом каждая существенная перемена сопровождается особыми О. п. Вехами жизни, требующими О. п., являются рождение и детство, достижение физиологической и социальной зрелости, вступление в брак и развод, отцовство и материнство, повышение общественного и профессионального статуса, похороны. Переходные ситуации, требующие О. п., связаны и с природно-календарными циклами, с обетами и жертвоприношениями, с событиями «первого раза». Люди принадлежат к разным этносам, государствам, религиям, общественным классам, профессиям и т. д., но их различия не отменяют повсеместного присутствия универсальной дихотомии сакрального и профанного. Эта дихотомия наличествует в подоплеке любого социального действия, включая О. п. Для верующих роль О. п. играют обряды религиозные как акты «духовного восхождения». О. п. обеспечивают совершившему их человеку общественное признание и легитимность новообретенного статуса. В процессе статусных изменений происходит профанация одних состояний (утрата ими сакральности) и сакрализация других. По классификации А. ван Геннепа, О. п. делятся на три категории, соответствующие основным стадиям изменения статуса. Отсоединение человека от прежнего места в социальной структуре сопровождается обрядами отделения (нередко они имеют сходство с похоронными). Для религиозной сферы это могут быть отречение, отлучение, десакрализация. Далее следует промежуточное состояние, когда одна идентичность уже утрачена, а другая еще не обретена. Оно сопровождается обрядовой демонстрацией отрешенности и бесправия. На третьей стадии происходит вхождение в новое социальное состояние, обретение соответствующих атрибутов и возможностей. Ее достижение фиксируется обрядами возрождения, перевоплощения, посвящения. Знаками пройденного О. п. могут стать изменение внешнего вида (одежды, прически и пр.) и манеры общения, отметки на теле, владение символическими предметами. В середине XX в. эта концепция получила развитие в исследованиях британского социального антрополога Вйктора Тэрнера (1920-1983) - «Барабаны бедствия» (1968), «Ритуальный процесс: структура и антиструктура» (1969) и др. Взяв за основу трехсоставную схему А. ван Геннепа, Тэрнер детализировал ее, рассмотрев О. п. как комплекс символических, ценностных, целевых, ролевых, структурных составляющих. Общая направленность О. п. задана, по его мнению, последовательностью: отрицание старой структуры и выход из нее - пребывание в промежуточном состоянии - включенность в новую структуру. Особое внимание Тэрнер уделил промежуточной, лиминальной (от лат. limen - порог) стадии переходного процесса. По его наблюдениям, в лиминальном состоянии человек лишен какой-либо структурной принадлежности, ролей и статусов. Он воспринимается окружающими подобно умершему или призраку, полностью покорен тем, кто производит с ним обрядовые процедуры. Но это положение не исключает некой минимально структурированной жизнедеятельности - оставшись «как он есть», лиминальный субъект сосуществует с такими же как он сам участниками О. п., находясь в непосредственном общении с ними. Из их совместного недифференцированного бытия рождается спонтанная общность - «коммунитас», пребывание в которой постепенно «реанимирует» лиминального субъекта, дает ему новый импульс к социальному движению. В «коммунитас» аккумулируются полученные навыки выживания, формируется своя нормативность и идеология. Оснастившись таким опытом, индивид уверенно входит в стадию обретения нового статуса. В дальнейшем он хранит память о периоде своей лиминальности и это укрепляет его в отстаивании достигнутого положения. В религиозной жизни общества, как показывает Тэрнер, О. п. связаны с расколами, выделением из церковных организаций сект религиозных, противостоянием традиционных институтов религиозных и мистических (см. Мистика) милленаристских движений, появлением апокалипсических общин. Отмечалось также, что во многих религиях присутствует лиминальная фаза унижения и смирения последователей, через которую они должны пройти для «повышения статуса» -спасения в Боге (христианство), погружения в нирвану (буддизм), духовного и телесного оздоровления. Духовные лидеры становятся таковыми благодаря внешнему отказу от власти, демонстрации своей кротости и заботы об окружающих.

Источник: Социология религии. Словарь.

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF

Обряды перехода в трактовке Арнольда ван Геннепа

Тураев Махмадали
В статье рассматриваются переходные обряды, сопровождающие ключевые моменты жизни человека, отмечающие его переход в другое социальное состояние. Углубленное исследование обрядов перехода было проведено Арнольдом ван Геннепом.
Читать PDF

«Обряды перехода» Арнольда ван Геннепа, его теория и метод

Трещенок Юлия Михайловна
В данной статье автор представил историю термина «обряды перехода», его употребления и развития в трудах последующего поколения учёных-антропологов в Европе и Соединённых Штатах.
Читать PDF

Семантика обрядов перехода в песенной традиции западных бурят

Дашиева Лидия Данииловна
Статья посвящена изучению семантики обряда перехода хотондоо хааха в традиционной обрядовой культуре и песенной традиции западных бурят.
Читать PDF

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ В СООБЩЕСТВЕ УЧЕНЫХ: ЗАЩИТА КАНДИДАТСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ КАК ОБРЯД ПЕРЕХОДА

Демина Наталия Валентиновна
В статье рассмотрен процесс пересечения границы мира Науки инициация в сообщество российских ученых через аспирантуру и защиту кандидатской диссертации. Понятия обряда перехода (А. ван Геннеп, В.