ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ЦЕННОСТИ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ
Понятие культурологии, характеризующее совокупность идеалов, принципов, нравственных норм, прав, имеющих приоритетное значение в жизни людей, независимо от их социального положения, национальности, вероисповедания, образования, возраста, пола и т.п. Они позволяют наиболее полно воплотить родовую сущность человека. Противопоставляются классовым ценностям, которые в рамках классового подхода претендуют на роль общечеловеческих, подменяют их. Ц. о. близки и понятны каждому, объединяют людей на основе общезначимого характера выражаемых ими интересов и потребностей, ориентируют в отношениях друг к другу и обществу. Системообразующим для Ц. о. является принцип гуманизма, абсолютного приоритета ценности человеческой жизни. Фундаментальное значение в системе Ц. о. принадлежит праву человека на самобытное существование и свободное развитие, приоритету личного над общественным. К числу Ц. о. обычно относят право на жизнь, свободу, почитание старших, собственности, любовь к детям, заботу о близких, патриотизм, трудолюбие, честность и др. Утверждение таких ценностей предполагает наличие соответствующих условий — экономических, политических, духовных.

Источник: Словарь-справочник по социологии. 2018

Общечеловеческие ценности
Загальнолюдські цінності. Common human values. Система ценностей, которые имеют значение, разделяются и поддерживаются: а) во все времена и всеми народами; б) в определенное историческое время; в) в определенном обществе; г) в идеале – каждым конкретным индивидом в отдельности. Без наличия в обществе согласия в нормах и ценностях О. ц. превращаются в пустую абстракцию, т. е. не имеют ценности, хотя само словосочетание может выполнять определенную идеологическую функцию. К О. ц., в частности, можно отнести труд и саму культуру. Но в социально структурированном обществе труд как ценность выступает в двух своих ипостасях: как основа человеческого существования вообще, т. е. как средство к жизни людей, живущих своим трудом; и как чужой труд, обретенный на рынке труда и дающий возможность получать прибавочную стоимость. Что касается культуры, то учитывая, что она структурируется в соответствии с социальной структурой, включает в себя субкультуры и контркультуру, то декларация ее как ценности тоже превращается в пустую абстракцию, а значит, и не имеет ценности, не обеспечивает согласия в ценностях и поэтому не является общей. См. также Общечеловеческое.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ
система аксиологических максим, содержание которых не связано непосредственно с конкретным историческим периодом развития общества или конкретной этнической традицией, но, наполняясь в каждой социокультурной традиции собственным конкретным смыслом, воспроизводится тем не менее в любом типе культуры в качестве ценности. Проблема О.Ц. драматически возобновляется в эпоху социального катастрофизма: преобладания деструктивных процессов в политике, дезинтеграции социальных институтов, девальвации моральных ценностей и поиска вариантов цивилизованного социокультурного выбора. Вместе с тем основополагающей О.Ц. во все времена человеческой истории являлась сама жизнь и проблема ее сохранения и развития в природной и культурной формах.
Многообразие подходов к исследованию О.Ц. порождает множественность их классификаций по различным критериям. В связи со структурой бытия отмечают О.Ц. природные (неорганическая и органическая природа, полезные ископаемые) и культурные (свобода, творчество, любовь, общение, деятельность). Соответственно структуре личности О.Ц. бывают биопсихологического (здоровье) и духовного порядка. По формам духовной культуры О.Ц. классифицируют на нравственные (смысл жизни и счастье, добро, долг, ответственность, совесть, честь, достоинство), эстетические (прекрасное, возвышенное), религиозные (вера), научные (истина), политические (мир, справедливость, демократия), правовые (закон и правопорядок). В связи с объектно-субъектной природой ценностного отношения можно отметить предметные (результаты человеческой деятельности), субъектные (установки, оценки, императивы, нормы, цели) О.Ц. В целом, полифония О.Ц. порождает и условность их классификации. Каждая историческая эпоха и определенный этнос выражают себя в иерархии ценностей, определявшей социально допустимое.
Ценностные системы пребывают в становлении и их временные масштабы не совпадают с социокультурной реальностью. В современном мире значимы нравственные и эстетические ценности античности, гуманистические идеалы христианства, рационализм Нового времени, парадигма ненасилия 20 в. и мн. др. О.Ц. образуют ценностные ориентации как приоритеты социокультурного развития этносов или личности, закрепленные социальной практикой или жизненным опытом человека. Среди последних выделяют ценностные ориентации на семью, образование, труд, общественную деятельность, другие сферы самоутверждения человека. В современную эпоху глобальных перемен особое значение приобретают абсолютные ценности добра, красоты, истины и веры как фундаментальные основания соответствующих форм духовной культуры, предполагающие гармонию, меру, равновесие целостного мира человека и его конструктивного жизнеутверждения в культуре. И, поскольку актуальное социокультурное измерение определяется сегодня не столько бытием, сколько его изменением, - добро, красота, истина и вера означают не столько приверженность абсолютным ценностям, сколько их поиск и обретение.
Среди О.Ц. следует специально выделить нравственные ценности, традиционно представляющие общезначимое в его взаимосвязи с этнонациональным и индивидуальным. В общечеловеческой морали сохраняются некоторые единые формы общежития, отмечается преемственность моральных требований, связанных с простейшими формами взаимоотношений людей. Непреходящее значение имеют Библейские нравственные заповеди: ветхозаветные десять заповедей Моисея и новозаветная Нагорная проповедь Иисуса Христа. Общечеловеческой в морали является и форма предъявления нравственного требования, связанная с идеалами гуманизма, справедливости и достоинства личности. Ценность.
Н.Г. Севостьянова

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
724.99 кб

Глобализация и общечеловеческая ценность

Бранский Владимир Павлович, Оганян Каджик Мартиросович, Оганян Карина Каджиковна
В статье рассматривается соотношение глобализации и общечеловеческой ценности в контексте синергетической философии истории.
Читать PDF
788.32 кб

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ

Каландия Ираклий Джотоевич, Кецбаиа Каха Нодаревич
В статье рассмотрена актуальная проблема взаимоотношения разных цивилизаций в условиях процесса глобализации.
Читать PDF
165.40 кб

Общечеловеческие ценности: опыт апологии

Комаров Антон Станиславович
В статье предпринята попытка философского обоснования общечеловеческих ценностей через поиск нравственного смысла.
Читать PDF
1.01 мб

Общечеловеческие ценности о смысле жизни

Трофимчук Александр Григорьевич
В своей педагогической концепции автор статьи основывается в первую очередь на идеях Учения Живой Этики. К исследованию привлечены высказывания известных писателей, ученых и философов.
Читать PDF
356.51 кб

Любовь как Высшая общечеловеческая ценность

Комарова Любовь Анатольевна
В статье рассматривается сущность любви, раскрывается ее уникальность. Дается аргументированное объяснение понятия «любовь» как высшей общечеловеческой ценности.
Читать PDF
607.80 кб

Русские: общечеловеческие ценности. Самоанализ

Костина Екатерина Алексеевна, Егорычев Александр Михайлович, Кашина Елена Николаевна
В статье анализируются некоторые особенности национального характера русских людей с точки зрения восприятия себя россиянами.
Читать PDF
917.87 кб

Евразийская цивилизация и общечеловеческие ценности

Амелина Ольга Анатольевна, Машкарин Михаил Иванович
Реформы, проводимые по западным лекалам на постсоветском пространстве, губительны для евразийской цивилизации. Развитие возможно только на основе уважительного и бережного отношения к собственной истории, культуре, традициям.
Читать PDF
327.92 кб

Общечеловеческие ценности: русско-украинские параллели

Балясникова Ольга Вениаминовна, Нистратов Александр Алексеевич, Ощепкова Екатерина Сергеевна, Тарасов Евгений Федорович, Уфимцева Наталья Владимировна
В статье рассматривается такой метод анализа образа стран в автохтонном и неавтохтонном сознании, как исследование ценностей. На примере жителей г.
Читать PDF
198.07 кб

Этические понятия - общечеловеческие ценности личности

Севостьянова Е. О.
Читать PDF
2.62 мб

Диахронический анализ общечеловеческой ценности "успех"

Раклов Федор Владимирович
В данной статье в диахроническом аспекте проанализировано и раскрыто содержание ценности «успех» в аксиологическом сознании россиян.
Читать PDF
139.43 кб

Жизнь и смерть как общечеловеческие нравственные ценности

Некрасова Нина Андреевна, Разенкова Оксана Игоревна
Рассматриваются вопросы космоэволюционных процессов формирования и понимания жизни, смысла жизни, смерти, их места и роли во Вселенной.
Читать PDF
416.41 кб

Три обоснования образования как общечеловеческой ценности

Бисько Анатолий Тимофеевич
Автор предлагает три обоснования общечеловеческой ценности образования.
Читать PDF
128.13 кб

Глобализация: неолиберализм и «Общечеловеческие ценности»

Григорьева Е. С.
В статье рассматривается глобализация как процесс, фундируемый определенным метанарративом.
Читать PDF
396.83 кб

Любовь как общечеловеческая ценность и духовная потребность

Кафаров Тельман Эмиралиевич
Статья посвящена рассмотрению любви как важнейшего проявления человеческой духовности.
Читать PDF
349.29 кб

Общечеловеческое содержание в западных и незападных ценностях

Атаян Владимир Владимирович
Мировая культура и международные отношения демонстрируют, что разные культуры при всем многообразии имеют общие ценности, к числу которых относятся: свобода, равенство, солидарность, терпимость, уважение к природе, общая обязаннос