community work) - особое направление, нацеленное на стимулирование локальных схем развития, особенно в сфере образования, начавшееся в колониальных странах после второй мировой войны. Первоначальный термин — общественное развитие, то есть "движение, сформированное для создания лучших условий проживания всего населения при активном участии и инициативе местного общества" (HMSO "Общественное развитие: справочник", 1958). Используемое в качестве стратегии англичанами в Африке и североамериканцами в Юго-Восточной Азии, оно имело цели, вступавшие в противоречие со стремлением поддерживать социальное управление и способствовать независимости. В Великобритании в 1950-х гг. общественная работа рассматривалась в контексте государства всеобщего благоденствия как адекватный ответ на борьбу с возрастающей социальной напряженностью в городах страны. Некоторые авторы утверждают, что общественная работа имела философскую цель в попытке воссоздать некую форму Gemeinschaft (прил.) внутри фрагментированных городских поселений. Хотя политические ценности, приведшие к ее развитию, могут считаться плюралистскими или близкими к тому, в 1960-х гг. появились более радикальные общественные проекты развития, о практике которых поведали структуралистские критические анализы (см. Структурализм) капиталистического общества. Не так давно общественная работа подверглась критике за излишнюю уверенность относительно женской занятости при незнании характера и работы женщин в обществе. См. также Общественное действие; Коммунитаризм.
ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА
ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА
Источник: Большой толковый социологический словарь
Общественная работа (работа в сообществе)
community work) – широкий спектр подходов с целью повысить качество жизни людей на определенной территории.
Некоторые считают общественную работу альтернативой социальной, при этом помощь нуждающимся и их семьям в разрешении проблем осуществляется как индивидуально, так и при работе с сообществом, в котором они проживают. Проведенные в 1970-1980-х гг. вВеликобритании эксперименты включали попытки путем коллективной работы разрешить проблемы индивида и семьи, которые ранее решались только индивидуально. Вместо того чтобы работать с каждой семьей отдельно, в сообществе создавались группы семей с типичными для данной территории проблемами. Предпринимались усилия по повышению качества жизни путем улучшения жилищными условий и выплаты пособий за счет программ экономии усилий и САМОПОМОЩИ. Несмотря на обнадеживающие результаты такого вмешательства, эта стратегия в дальнейшем не получила поддержки в силу распространенной тенденции приписывать проблемы отдельным семьям. Другие формы работы в сообществе считаются дополнением к социальной работе. Так, работа с правонарушителями в группах по развитию родительских навыков или мероприятия по преодолению конкретных проблем и другие виды деятельности, например групп поддержки лиц, осуществляющих уход за больным, или игровых групп, также повышают качество жизни. Многие из этих видов деятельности проходят при участии и под руководством социальных работников.
Общественную социальную работу в Великобритании обогащают такие направления, как развитие сообщества и общественные действия. Первое связано с движением по повышению уровня жизни в колониях, особенно после Второй мировой войны, когда широкое распространение получили программы борьбы с неграмотностью. Термином «развитие сообщества» обозначали расширение сети контактов внутри сообщества, где они были слабо развиты или отсутствовали, в частности в новых поселениях или местах, где люди подолгу не задерживались (отдаленные местности). Термин «общественные действия» относился к более конкретным усилиям по сохранению местных ресурсов, обеспечению участия в политической жизни малочисленных групп или отклонению какого-либо предложения, противоречащего интересам проживающих на данной территории. Так, жители требовали снести многоэтажные жилые дома, квартиры в которых были сырыми, дорого стоили и не годились для молодых семей. В других случаях этнические группы призывали к проведению регулярных встреч с политиками, которые не защищали их интересов. Иногда люди объединялись, чтобы воспрепятствовать строительству скоростной магистрали на своей территории. Целью общественных действий является достижение изменений или их профилактика.
Основным практическим вопросом общественной работы является вопрос о власти. Нужды и проблемы сообщества нужно сформулировать, но кто должен это делать? Следует ли положиться на мнение специалистов или же сами жители должны решать, что для них важнее? Конечно, существуют способы контроля общественного участия. Общие собрания, посвященные конкретным проблемам, помогают сформулировать требования и наметить возможные решения; такие собрания можно использовать для отвлечения внимания, чтобы люди могли «выпустить пар». В Великобритании проведены эксперименты по выяснению роли специалистов в подобной работе. Так, например, местные власти могут финансировать деятельность общественных объединений, тогда контроль за расходованием средств целиком возлагается на сообщество, в случае неоправданных трат общественные группы остаются без материальной поддержки. К другим возможностям относится привлечение общественных работников, например, к организации собраний. В их задачи входит придание направления общественной деятельности в качестве незаинтересованного наблюдателя, а затем консультирование по требованию общественности или полное самоустранение. В ряде случаев местные власти выражали недовольство результатом оплаченных ими усилий. Часто общественная деятельность направлена против местных властей и их политики, что ставит общественного работника в сложное положение. Подобное противостояние интересов в государственном и добровольном секторе возможно как при местном, так и при централизованном финансировании.
Некоторые считают общественную работу альтернативой социальной, при этом помощь нуждающимся и их семьям в разрешении проблем осуществляется как индивидуально, так и при работе с сообществом, в котором они проживают. Проведенные в 1970-1980-х гг. вВеликобритании эксперименты включали попытки путем коллективной работы разрешить проблемы индивида и семьи, которые ранее решались только индивидуально. Вместо того чтобы работать с каждой семьей отдельно, в сообществе создавались группы семей с типичными для данной территории проблемами. Предпринимались усилия по повышению качества жизни путем улучшения жилищными условий и выплаты пособий за счет программ экономии усилий и САМОПОМОЩИ. Несмотря на обнадеживающие результаты такого вмешательства, эта стратегия в дальнейшем не получила поддержки в силу распространенной тенденции приписывать проблемы отдельным семьям. Другие формы работы в сообществе считаются дополнением к социальной работе. Так, работа с правонарушителями в группах по развитию родительских навыков или мероприятия по преодолению конкретных проблем и другие виды деятельности, например групп поддержки лиц, осуществляющих уход за больным, или игровых групп, также повышают качество жизни. Многие из этих видов деятельности проходят при участии и под руководством социальных работников.
Общественную социальную работу в Великобритании обогащают такие направления, как развитие сообщества и общественные действия. Первое связано с движением по повышению уровня жизни в колониях, особенно после Второй мировой войны, когда широкое распространение получили программы борьбы с неграмотностью. Термином «развитие сообщества» обозначали расширение сети контактов внутри сообщества, где они были слабо развиты или отсутствовали, в частности в новых поселениях или местах, где люди подолгу не задерживались (отдаленные местности). Термин «общественные действия» относился к более конкретным усилиям по сохранению местных ресурсов, обеспечению участия в политической жизни малочисленных групп или отклонению какого-либо предложения, противоречащего интересам проживающих на данной территории. Так, жители требовали снести многоэтажные жилые дома, квартиры в которых были сырыми, дорого стоили и не годились для молодых семей. В других случаях этнические группы призывали к проведению регулярных встреч с политиками, которые не защищали их интересов. Иногда люди объединялись, чтобы воспрепятствовать строительству скоростной магистрали на своей территории. Целью общественных действий является достижение изменений или их профилактика.
Основным практическим вопросом общественной работы является вопрос о власти. Нужды и проблемы сообщества нужно сформулировать, но кто должен это делать? Следует ли положиться на мнение специалистов или же сами жители должны решать, что для них важнее? Конечно, существуют способы контроля общественного участия. Общие собрания, посвященные конкретным проблемам, помогают сформулировать требования и наметить возможные решения; такие собрания можно использовать для отвлечения внимания, чтобы люди могли «выпустить пар». В Великобритании проведены эксперименты по выяснению роли специалистов в подобной работе. Так, например, местные власти могут финансировать деятельность общественных объединений, тогда контроль за расходованием средств целиком возлагается на сообщество, в случае неоправданных трат общественные группы остаются без материальной поддержки. К другим возможностям относится привлечение общественных работников, например, к организации собраний. В их задачи входит придание направления общественной деятельности в качестве незаинтересованного наблюдателя, а затем консультирование по требованию общественности или полное самоустранение. В ряде случаев местные власти выражали недовольство результатом оплаченных ими усилий. Часто общественная деятельность направлена против местных властей и их политики, что ставит общественного работника в сложное положение. Подобное противостояние интересов в государственном и добровольном секторе возможно как при местном, так и при централизованном финансировании.
Источник: Словарь справочник по социальной работе