ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ ТЕОРИИ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

МНЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ТЕОРИИ
система знаний, объясняющих природу и функции обществ, мнения. В том виде, в каком данная категория употребляется сегодня, она встречается у а нт. гос. деятеля Джона Солсбери. Во второй половине XIX в. термин стал общепринятым. Основные теоретические положения М.о. восходят к работам Милтона, Локка, Бентама, в которых возможность свободного обмена мнениями между гражданами явл. производной от естественных прав личности и позволяет достичь истины. Цензирование мнений лишает челов. возможности жить по-христиански, делать самостоятельный выбор между «добром и злом». Гегель в «Философии права» выделил структурные компоненты в М.о.: 1) условие существования М.о.; 2) объекты (содержание) М.о.; 3)    носитель М.о.; 4) характер суждения, выступающего в качестве М.о.; 5) соотношение «всеобщего» и «особенного» мнений, сочетание и «противоположность» в «явл.» элементов истины и лжи (1). В России прорыв в выделении обществ, мнения, как относительно самостоятельного направления исследования, был сделан в 60-е гг.  и связан с публикациями работ Грушина, Уледова, Вооглайда и др., к-рые впервые в отечественной социологии сформировали собственно научную парадигму предмета (2). В процессе дискуссии выявились раэлич. представления о М.о. Одни исследователи подчеркивают «общественную значимость проблем», по поводу которых формируют мнения. Др. выдвигают на первый план необходимость публичного представления мнений. Третьи считают, что М.о. должно быть прежде всего широко распространенным. Начиная с появл. полиса мнения, введенного Джорджем Гэллапом, термин относится, прежде всего, к формулировкам мнения, собранного в типовых образах (3).
Лит.: 1) Гегель Г.Ф. Философия права. М., 1990; 2) Социология в России /Под ред. В.А.Ядова. — М., 1998; 3) Общественное мнение и опросы общественного мнения // Большой толковый социологический словарь (ColliN ). М., 1999; 4) Социология /Под ред. В.Н.Лавриненко. — М., 1998; 5) Социология /Под ред. В.А. Ядова.— М., 1999. Д.В. Иванова

Источник: Социология. Краткий тематический словарь. Феникс. 2001

ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ ТЕОРИИ
совокупность концепций, взглядов философов, политологов, социологов, в к-рых предпринимаются попытки рассмотреть природу, роль и значение в об-ве оценочных осуждений групп людей относительно проблем, событий и фактов действительности. Активная разработка социол. и социально-психологических подходов к О. м. начинается со второй половины 19 в.; особенно важную роль в этом сыграла работа Тарда «Общественное мнение и толпа». В ней, в частности, утверждается, что О. м. порождается «публикой». Основой для возникновения последней явл. чисто духовные процессы, общение. Одновременно зарождается и политологическое направление в исследовании О. м. (усилиями гл. обр. юристов). Это направление развивается как в Зап. Европе, так и — особенно — в Северной Америке. Значит, влияние на формирование теоретических представлений о природе и методах изучения О. м. оказала работа А. Л. Лоуэлла «Общественное мнение и народное правительство».
В центр своих теоретических исследований Лоуэлл поставил вопросы о границах компетентности О. м. при принятии решений, о соотношении мнений большинства и меньшинства, о формах выражения О. м. Лоуэлл пришел к заключению, что в процессе гос. управления О. м. имеет ограниченную сферу влияния, что в реальности существуют проблемы, к-рые нельзя решить непосредственным голосованием или апелляцией к О. м. Эту идею далее развил У. Липман, к-рый подверг резкой критике миф «о всеведущем и всемогущем гражданине». Ограниченность О. м. Липман видит в неспособности «среднего человека, осознать свои интересы, в широком использовании им материалов прессы, информация к-рой неполна или искажена. В данной связи Лимпан вводит понятие стереотип для обозначения упрощенных представлений, форм выражения О. м. по поводу политических деятелей, партий, персонажей рекламы, различ. социальных, профессиональных и этнических групп. Согласно Липману, стереотипы внутренне присущи человеческому общению и поэтому они явл. неотъемлемой частью «ходячего мнения». В совр. период наибольший интерес зап. специалистов вызывает вопрос о связи О. м. с поведением граждан в период избирательных кампаний. Обострение борьбы за власть между партиями политическими вызывает необходимость знаний о том, какие механизмы лежат в основе оценки кандидатов на выборах, их избирательных программ и т. д. Возрастающее внимание уделяется анализу «внешних факторов», определяющих мнение людей в отношении кандидатов на выборах; изучается иерархия причин, влияющих на поведение людей во время избирательных кампаний: отношение к внутр. проблемам страны, давление со стороны малой группы (Коллективного поведения концепции), личные черты избирателя, политические традиции и т. д.
Для объяснения изменения отношения избирателей в ходе подготовки к выборам выдвигаются и разрабатываются различ. концепции поведения избирателей: концепция «воронки» (суть ее заключается в том, что по мере приближения к выборам мнения становятся более персонализированными, конкретными и политизированными); концепция, известная под названием «спираль молчания» (к-рая фиксирует следующее состояние: ожидания победы одной из партий постоянно растут, а намерения голосовать за данную партию остаются неизменными) и т. д. В. С. Коробейников

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
331.66 кб

Теоретико-методологические основы изучения проблем и технологий формирования общественного мнения

Павелкина Лариса Сергеевна
В истории социально-политической мысли многие исследователи обращались к вопросам формирования общественного мнения и социальных технологий.
Читать PDF
199.99 кб

Теоретические аспекты избирательных технологий как фактор формирования общественного мнения в процес

Нефедова Наталья Сергеевна
В статье рассматриваются факторы формирования общественного мнения в процессе трансформации политической системы страны по средствам избирательных технологий: необходимость социологических исследований (в качестве индикатора элект