ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ
ОТНОШЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫЕ
англ. relations, social; нем. Verhaltnisse, gesellschaftliche. Многообразные связи между соц. группами и структурами (классами, нациями и т. д.), а также внутри них; совокупность отношений полит., соц.-экономических и др. См. ОБЩЕСТВО.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Общественные отношения
отношения, формирующиеся на основе устойчивых вертикальных и горизонтальных связей и зависимостей людей в социальных структурах общества и между ними в процессах совместной деятельности, исполнения статусно-ролевых предписаний [10.– С.370].
Источник: Социология. Словарь.
ОТНОШЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫЕ
совокупность всех видов отношений данного об-ва или данной формации об-ва. О.о. не являются однопорядковыми, напр., с отношениями экономич. или политич., а соотносятся с ними как род с видом. В то же время каждый вид играет в общей системе этих отношений определенную роль. В системе О.о. экономич. отношения выполняют детерминирующую роль по отношению к содержанию и характеру всех др. О.о. Наряду с экономич. отношениями существуют и соц., идеологич., политич. отношения. А.Д. Налетова
Источник: Российская социологическая энциклопедия
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ
многообразные, присущие обществу связи, устанавливающиеся между социальными группами, а также внутри них. О.О. - важнейший специфический признак общества и вместе с тем то, что делает общество системой, объединяет индивидов и их разрозненные действия в единое целое, хотя оно внутренне и расчленено. Содержание и уровень О.О. весьма различны: как каждый индивид вступает в отношения, так и группы вступают в отношения между собой, и тем самым человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений.
О.О. можно классифицировать в соответствии со сферой их реализации. Так, на уровне социальных общностей различают классовые, национальные, групповые, семейные О.О.; на уровне занятия той или иной деятельностью групп - производственные, учебные, театральные; на уровне взаимодействия между людьми в группе - межличностные; можно выделять и внутриличностные отношения (например, эмоционально-волевые установки субъекта по отношению к себе или аффектные отношения к кому-либо). Все вышеназванные виды представляют в совокупности систему О.О. Специфика их заключается в том, что здесь не просто "встречаются" индивид с индивидом и "относятся" друг к другу, но индивиды как представители определенных общественных групп (классов, профессий или других групп, сложившихся в сфере разделения труда, а также групп, сложившихся в сфере, например, политической жизни, - политических партий).
Функционируя как форма деятельности людей, О.О. имеют надличностный, надындивидуальный характер. Они строятся не на основе симпатий и антипатий, а на базе определенного положения, занимаемого каждым в общественной системе. Это означает, что О.О. носят безличный характер: их сущность не во взаимодействии конкретных личностей, но, скорее во взаимодействии конкретных социальных ролей, выполняемых ими. Вот почему О.О. объективно обусловлены, они связывают индивида с социальной группой, обществом. И тем самым являются средством включения индивида в общественную практику, в социальность. Порожденные деятельностью реальных людей, О.О. существуют лишь как формы, алгоритмы этой деятельности. Но, возникнув, они обладают большой активностью, устойчивостью, придают обществу качественную определенность.
И.Н. Андреева
О.О. можно классифицировать в соответствии со сферой их реализации. Так, на уровне социальных общностей различают классовые, национальные, групповые, семейные О.О.; на уровне занятия той или иной деятельностью групп - производственные, учебные, театральные; на уровне взаимодействия между людьми в группе - межличностные; можно выделять и внутриличностные отношения (например, эмоционально-волевые установки субъекта по отношению к себе или аффектные отношения к кому-либо). Все вышеназванные виды представляют в совокупности систему О.О. Специфика их заключается в том, что здесь не просто "встречаются" индивид с индивидом и "относятся" друг к другу, но индивиды как представители определенных общественных групп (классов, профессий или других групп, сложившихся в сфере разделения труда, а также групп, сложившихся в сфере, например, политической жизни, - политических партий).
Функционируя как форма деятельности людей, О.О. имеют надличностный, надындивидуальный характер. Они строятся не на основе симпатий и антипатий, а на базе определенного положения, занимаемого каждым в общественной системе. Это означает, что О.О. носят безличный характер: их сущность не во взаимодействии конкретных личностей, но, скорее во взаимодействии конкретных социальных ролей, выполняемых ими. Вот почему О.О. объективно обусловлены, они связывают индивида с социальной группой, обществом. И тем самым являются средством включения индивида в общественную практику, в социальность. Порожденные деятельностью реальных людей, О.О. существуют лишь как формы, алгоритмы этой деятельности. Но, возникнув, они обладают большой активностью, устойчивостью, придают обществу качественную определенность.
И.Н. Андреева
Источник: Социология: энциклопедия
Общественные отношения
исторически развивающаяся совокупность форм организации совместной жизни людей, основывающаяся на их деятельности (взаимодействии) и придающая этой жизни социальную целостность, выступая ее связующим началом. Классики марксизма-ленинизма подчеркивали, что в обществе деятельность и совместная жизнь человеческих индивидов невозможны без и вне их отношений друг к другу, что отношения «являются условиями самодеятельности этих индивидов, и создаются они этой их самодеятельностью» (Маркс К., Энгельс Ф. // Соч. 2-е изд. Т. 3. С. 72). Отсюда каждый человек и все люди вместе являются носителями О. о., а сами эти отношения представляют собой те необходимые формы организации, в рамках которых (как их содержание) реализуется деятельность людей по производству своей непосредственной жизни и с помощью которых социально организуется эта жизнь. Благодаря этому общество как целое, являясь продуктом взаимодействия людей, выражает всю сумму связей и отношений, в которых люди находятся. Каждое О. о., как и отношение вообще, имеет две стороны, ибо предполагает того, кто относится, и того, к кому относятся. Однако поскольку оно существует не между вещами, а между людьми, то всегда является их взаимоотношением, носящим также и субъективный характер. В этой связи возникновение, функционирование и развитие любого О. о. (а также свертывание, уничтожение его) предполагают ряд условий, включающих в себя: 1) причину (необходимость, потребность, интерес) или повод, благодаря которым оно складывается, 2) средство (например, вещь, знак, действие и т. п.), с помощью которого оно реализуется, 3) субъекта-носителя, через посредство деятельности которого отношение институируется, 4) объект. Выделяют следующие наиболее существенные характеристики О. о.: их органическое единство с человеческой деятельностью; предметную опосредованность; обусловленность взаимодействием людей; субъектность; содержательность (нет «пустых» отношений); институционализацию. Деятельностьнеобходимое условие складывания, развития и изменения О. о. и вместе с тем она не может осуществляться вне их. Как и деятельность, О. о. тоже опредмечиваются в телесной (биосоциальной), институциональной (организации, учреждения и т. д.), знаковой (язык, рисунки и т. п.) и вещной формах социальной предметности. Сами же по себе О. о. являются латентной реальностью, но через опредмечивание они получают являющуюся сторону, благодаря чему могут быть зафиксированы и обнаружены. Зафиксированные О. о. предстают как социальный, экономический, нравственный и т. п. факт. В зависимости от того, по какому поводу (причине) и посредством чего складывается то или иное О. о., как взаимодействуют между собой его субъект и объект, в какой сфере общественной жизни оно институционализируется, каково имеет социальное содержание, определяются его вид и качественная специфика. В основном эти же критерии берутся в качестве оснований дифференциации и классификации О. о. по разным направлениям. Так, например, по критерию участия сознания в формировании отношений, по их происхождению всю систему О. о. разделяют на две основные группы: материальные и идеологические. Первые складываются вне и независимо от сознания людей, они являются первичными и определяющими, вторые формируются при условии их предварительного осознания, онивторичны и определяемы первыми. Материальные О. о.-это отношения людей по поводу воспроизводства своей (производство, распределение, потребление) и чужой (брак, семья, деторождение) жизни. Они «образуют основу всех их отношений» (Маркс К., Энгельс Ф. // Соч. 2-е изд. Т. 27. С. 403). В структуре этих отношений определяющими являются производственные отношения, возникающие между людьми в процессе труда, производства (отношения собственности, обмена, распределения и потребления, технологические и организационные отношения и др.), из которых складывается экономическая структура, экономический базис общества. Идеологические О. о.это общее название целой группы отношений, куда входят: политические, правовые, нравственные, эстетические, художественные и другие отношения. Воплощаясь в различных организациях и учреждениях (государство, суд, церковь и т. д.) и совместно с общественными идеями, настроениями, социальными чувствами (т. е. идеологией и общественной психологией) они образуют надстройку общества. В этой связи их называют надстроечными отношениями. По критерию основной сферы реализации О. о. делятся на экономические, социальные, политические, духовные. Социология изучает прежде всего социальные отношения, все другие виды О. о. ее интересуют в той мере, в какой они «включают» в себя социальное или опосредуются им. При этом учитывается их статистический характер, массовость проявления.
Источник: Социологический справочник