у Т. Гоббса и Ж--Ж- Руссо соглашение между людьми, знаменующее переход от естественного к гражданскому состоянию и праву.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР
Общественный договор
ДОГОВОР ОБЩЕСТВЕННЫЙ
англ. contract, social; нем. Gesellschaftsvertrag. Соц. механизм, регулирующий соблюдение интересов различных субъектов путем соглашения. См. ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА ТЕОРИЯ.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР
в теории, договор между индивидом и государством, согласно которому индивид жертвует частью своих свобод, чтобы государство охраняло оставшиеся; в действительности, государство охраняет только те свободы, которыми индивид жертвует.
Источник: Альтернативный социологический словарь
Общественный договор
social contract), соглашение, заключенное членами к.-л. об-ва о признании правомочности установленных правил или полит, режима. Теории О.д. получили широкое распространение в 16 и 17 вв. в кач-ве оправдания законности правления и тем самым строгого выполнения полит. обязательств подданными гос-ва. Исходя из первонач. естественного состояния без к.-л. полит, власти, теоретики О.д., напр. Гоббс (Левиафан, 1651) и Локк (Два трактата о государственном правлении, 1689), утверждали, что создание гос-ва отвечает интересам всех людей. Соответствующую форму и рамки деят-ти гос-ва — абсолютистского у Гоббса и конституционно ограниченного у Локка — определяли условия соглашения. Согласно установкам теоретиков О.д., если госво преступало положенные рамки, договор разрывался и подданные получали право на бунт. Эти теории впоследствии были подвергнуты критике за антиисторизм. К идее О.д. как ср-ву решения проблемы справедливого распределения благ привлек внимание Ролс в своей кн. Теория социальной справедливости (1971), а также авторы концепции социального выбора, поставившие проблему пределов гос. сферы деят-ти. В совр. политике идея О.д. иногда используется для описания корпоративных корпоративность) соглашений о сотрудничестве осн. заинтересованных групп в об-ве.
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР
переход разрозненных индивидов, находящихся в естеств. состоянии, к социально-гос. состоянию через взаимное ограничение и перенесение прав друг на друга в договоре. Идея О. д., встречающаяся уже в глуб. древности, нашла полное выражение в естест.-правовых учениях Нового времени, к-рые непосредственно отталкивались от средневековых учений о «гос. договоре» народа (понимаемого как изначально существующая целостность) с властелином. Этот договор рассматривался как исторический факт, к-рому давалась теологическая интерпретация, освящавшая верховную власть. На рубеже Нового времени усилиями сторонников концепций, оспаривавших божественный характер мирской власти в пользу священного характера власти духовной, была подготовлена почва для появления светских трактовок «гос. договора», в центре внимания к-рых оказалась проблема самоконституирования народа через взаимные соглашения отдельных людей. Постепенно формируется концепция естественного права, предполагающая наличие у людей до соглашения опред. прав, к-рые могут быть ими взаимно ограничены или перенесены на иной субъект, и возникает идея народного суверенитета: права принадлежат народу как целому, к-рый может передать их властелину.
В зависимости от признания О. д. расторжимым или нерасторжимым, а осн. индивидуальных или народных прав отчуждаемыми или неотчуждаемыми, учение об О. д. по-разному трактовалось в учениях Г. Гроция, Гоббса, Локка, Б. Спинозы, Руссо и др., к-рые во все большей мере рассматривали О. д. не как действительный исторический факт, а как эвристическую научную фикцию. Учение Руссо о неотчуждаемости народного суверенитета стало самой радикальной версией концепции О. д. С конца 18 в. рац. договорные отношения между гражданами стали рассматриваться как существенный признак гражданского об-ва, отличного от семьи и гос-ва (Общество). О. д. предстал не единовременным актом, а постоянным воспроизведением особой социальной связи. В этой неклассической форме идея О. Д. перекочевала в оппозицию «статус контракт» (договор) у Г. Мейна, Спенсера, Тенниса и др. В ослабленном виде она присутствует во всех концепциях, где в основу социальности кладется рационалистически окрашенный утилитаризм и «взаимообмен», применяются формально-юридические понятия.
В зависимости от признания О. д. расторжимым или нерасторжимым, а осн. индивидуальных или народных прав отчуждаемыми или неотчуждаемыми, учение об О. д. по-разному трактовалось в учениях Г. Гроция, Гоббса, Локка, Б. Спинозы, Руссо и др., к-рые во все большей мере рассматривали О. д. не как действительный исторический факт, а как эвристическую научную фикцию. Учение Руссо о неотчуждаемости народного суверенитета стало самой радикальной версией концепции О. д. С конца 18 в. рац. договорные отношения между гражданами стали рассматриваться как существенный признак гражданского об-ва, отличного от семьи и гос-ва (Общество). О. д. предстал не единовременным актом, а постоянным воспроизведением особой социальной связи. В этой неклассической форме идея О. Д. перекочевала в оппозицию «статус контракт» (договор) у Г. Мейна, Спенсера, Тенниса и др. В ослабленном виде она присутствует во всех концепциях, где в основу социальности кладется рационалистически окрашенный утилитаризм и «взаимообмен», применяются формально-юридические понятия.
ДОГОВОР ОБЩЕСТВЕННЫЙ
Основной регулятор общественной жизни, придающий легитимность связям и социальным институтам внутри гражданского общества, а также его отношениям сполитическим государством. Д. о. предполагает соглашение двух или более сторон, определяющее обмен правами и обязанностями, порядок их изменения и прекращения. Концепция Д. о. возникла в Новое время с развитием юридического мировоззрения в качестве идеи, объясняющей происхождение и сущность общества и государства. Как считали Т. Гоббс, Д. Локк, Б. Спиноза, Ж.Ж. Руссо и др., Д. о. – это механизм выхода общества из естественно-природного состояния к государственному, предполагающий, что индивиды добровольно учреждают государство и взамен абсолютной свободы получают подкрепленные силой и авторитетом последнего гарантии безопасности себя и своей собственности. Условия Д. о. не могут быть нарушены ни одной из сторон – ни властью, ни населением без риска ввергнуть общество или в тиранию, или в анархию. При этом Д. о. интерпретируется скорее не как реальный исторический акт, а в качестве логического допущения, призванного подчеркнуть условия легитимности власти и преимущества государственно оформленного бытия в цивилизации. В результате акцент смещался от идеи историчности Д. о. к убеждению в договорности отношений в обществе и государстве, на страже чего вырастает корпус “установленного права”. Сам Д. о. приобретал статус перманентно возобновляющегося процесса легитимизации государственной власти, которая своей основой имеет не силу, а подчиненный обществу правовой фундамент. Д. о. – открытый и бесконечный процесс поиска и нахождения относительно новых форм согласия между гражданами, определяющий в каждый данный исторический момент нормы и границы, призванные блокировать разрушительные потенции социальной борьбы и направлять ее в конструктивное русло. Д. о. функционирует через переговорный процесс различных социально-политических сил и своим результатом имеет нахождение гражданского согласия, что и получает адекватное воплощение в факте существования представительных органов власти, которые выражают весь спектр интересов гражданского общества. Договорную (контрактную), а значит правовую, основу имеют все гражданские и политические феномены (если речь не идет о всевозможных формах деспотического устройства): собственность, власть, право, партии и проч.
Источник: Словарь-справочник по социологии. Учебное издание.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР
SOCIAL CONTRACT) Теория общественного договора предлагает объяснение происхождения взаимных обязанностей и прав в обществе и их обязывающей силы. Т. Гоббс в «Левиафане» (Hobbes, 1651) утверждал, что в досоциальном «природном состоянии» люди обладают абсолютной личной свободой, однако эта абсолютность означает, что они подвергаются угрозе физического насилия и эксплуатации. С целью устранения этой угрозы люди вступают друг с другом в общественный договор, посредством которого они отказываются от абсолютной индивидуальной свободы в пользу третьей стороны (государства), гарантирующей в этом случае социальный порядок и стабильность. Теория общественного договора одновременно легитимирует государственную власть и предоставляет людям право на революцию в том случае, если государство оказывается неспособным обеспечить минимальные условия цивилизованной жизни. Следует признать, что теория общественного договора не предполагает буквально, что в определенный период истории люди решили объединиться для того, чтобы образовать общество. Составление договора предполагает, что люди обладают языком, на котором могут быть сформулированы условия договора. Существование человеческого языка в свою очередь предполагает существование социальных отношений. Теория общественного договора предлагает рассматривать отношения между государством и обществом так, словно люди связаны взаимными обязанностями и привилегиями. Другими словами, это ранняя теоретическая попытка анализа оснований консенсуса и принуждения. В социальной теории идея общественного договора сыграла важную аналитическую роль в обосновании отношений власти и определении пределов действия государства относительно индивидуальных прав. Теория общественного договора лежала в основании предложенного Дж. Локком анализа прав собственности, обеспечившего легитимацию конституционных решений в Британии в 1688 г., и концепции «общей воли» как основы правления Ж.Ж. Руссо, которая стала моделью для введения демократических прав. В социологии теория общественного договора не имела столь важного значения. Т. Парсонс (Parsons, 1937) пытался показать, что фундаментом общества является не общественный договор и государственный аппарат принуждения, а существование консенсуса относительно ценностей и норм. Таким образом, на смену классической теории общественного договора в социологии пришли теории консенсуса, взаимности и обмена. См. также: Обмена теория. Лит.: Dunn (1990)
Источник: Социологический словарь