ОБЩИНА и ОБЩЕСТВО

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ОБЩИНА И ОБЩЕСТВО
— противопоставление общины и общества как двух типов социального устройства явл. основой «чистой» социологии Тенниса, исследующей идеальные типы. Социальность он рассматривал как взаимодействие «воль» индивидов, в ходе к-рого происходит их взаимоутверждение. Если возникающие отношения явл. «органическими», то можно говорить об общине. Община, по Теннису, отличается единством «сущностной воли». Воля индивидов в общине может быть разумной, но не рациональной, поскольку главную роль играют эмоциональные отношения: матери к детям, братьев и сестер между собой, мужа и жены. Наряду с кровным родством к общинным связям относятся соседство и дружба. В противоположность общине для об-ва характерна «механическая» связь отношений индивидов, построенных на рациональном расчете. Согласно Теннису, в отличие от общины в об-ве царит целерациональная воля и, соответственно, произвол. В реальности невозможно выделить идеальные типы общины и об-ва. Для нее характерно сочетание социальных образований, в к-рых преобладающим явл. тот или иной тип отношений. Концепция Тенниса часто истолковывалась в духе романтического консерватизма и служила основанием для призывов вернуться от об-ва к общине, выдвигавшихся в Германии правоконсервативными кругами. Дихотомия «община — общество» играла заметную роль в зап. социологии первой половины 20 в. Согласно Фиркандту, вследствие «разрыхления» и ослабления общинных форм связи для об-ва стали характерными «более холодные» отношения между индивидами. По Гайгеру, община и об-во различаются как «внутр.» и «внешний» аспекты социальной связи (единение в сознании и единение через порядок) и представляют собой ограничивающие друг друга коррелятивные структурные элементы, существенно необходимые для каждой социальной группы. Рассмотрение общины и об-ва предпринималось Дюркгеймом, различавшим «механический» и «органический» типы солидарности, причем в противоположность Теннису, характеристику «механической» получила солидарность общинно-родового типа.
В США дихотомия общины и об-ва оказала влияние на категориальный аппарат представителей чикагской школы. У Парсонса в его схеме «структурных переменных», т. е. дилемм, к-рые тем или иным образом решаются лицами, действующими в социальной системе, в каждой паре соотнесенных понятий можно найти черты общины и об-ва (напр., «универсализм — партикуляризм»). В совр. зап. социологии дихотомия общины и об-ва воспроизводится в связи с различением «традиционного» и «совр.» об-ва; свое место она занимает в социол. концепциях развития слаборазвитых стран.

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

ОБЩИНА и ОБЩЕСТВО
противопоставление общины и об-ва как двух типов соц. устройства. Понятия общины и об-ва Ф. Теннис положил в основу своей "чистой" социологии, исследующей типы идеальные (см.). Социальность он рассматривал как взаимодействие воль, в ходе к-рого происходит их взаимоутверждение. Если возникающее отношение является "органическим", можно, по Теннису, говорить об общине. Община отличается единством "сущностной воли". Воля индивидов в общине может быть разумной, но не рациональной: здесь главную роль играет эмоциональное отношение, такое, как отношение матери к детям, братьев и сестер между собой, мужа и жены. Наряду с кровным родством к общинным связям относятся соседство и дружба. В противоположность общине для об-ва характерна "механическая" связь, отношения в об-ве построены на рациональном расчете. В отличие от общины в об-ве царят целе-рациональная - "избирательная" воля и, след., произвол. Согласно Теннису, в реальности оба идеальных типа не встречаются, но можно зафиксировать, что развитие идет от соц. образований с преобладанием "общины" к образованиям с преобладанием "об-ва". Дихотомия "община - об-во" играла заметную роль в социологии первой половины XX в. В Германии в духе такого противопоставления разрабатывал свою версию социологии А. Фиркант, считавший, что об-во - это разрыхление и ослабление общинных форм связи. Для Т. Гайгера община и об-во различаются как "внутренний" и "внешний" аспекты соц. связи - единение в сознании и единение через порядок. По Гайгеру, община и об-во - это ограничивающие друг друга коррелятивные структурные существенно необходимые для каждой соц. группы. Различение общины и об-ва, правда с диаметрально противоположным, чем у нем. социологов, ценностным знаком, воспроизводится Э. Дюркгеймом как различение солидарности механической и органической (см.), где - в противоположность Теннису - характеристику "механическая" получает солидарность общинно-родового типа. В США дихотомия общины и об-ва оказала влияние на категориальный аппарат школы чикагской (см.). У Т. Парсонса в его схеме "структурных переменных", т. е. дилемм, к-рые тем или иным образом решаются лицами, действующими в соц. системе, в каждой паре соотнесенных понятий можно найти черты общины и об-ва (напр., универсализм - партикуляризм). В современной социологии дихотомия общины и об-ва воспроизводится в связи с различением "традиционного" и "современного" об-ва, свое место она занимает в социологич. концепциях "модернизации" слаборазвитых стран. Лит.: Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении. М., 1961; Tonnies F. Gemeinschaft und Gesellschaft. Lpz., 1887. Ю.Н. Давыдов, А.Ф. Филиппов.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
578.88 кб

МОДЕЛЬ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ОБЩЕСТВА СОЗНАНИЯ КРИШНЫ

Леснянский Денис Александрович
Статья содержит анализ устройства религиозных общин и ашрамов Международного общества сознания Кришны на основе трудов основателя данного НРД, а также действующих учителей, гуру и наставников.
Читать PDF
343.24 кб

Иммигрантские общины в Италии: взаимоотношения с принимающим обществом

Верещагина Екатерина Леонидовна
Статья посвящена крупнейшим иммигрантским общинам Италии. Рассматриваются такие вопросы, как состав иммигрантских общин, история их формирования, основные сферы занятости, восприятие иммигрантов итальянским обществом.
Читать PDF
138.87 кб

Интеграция мусульманских общин в европейское общество и внешнеполитический фактор

Понамарева Анастасия Михайловна, Татунц Светлана Ахундовна
The article tells about the integration of Muslim's communities in to the European society and the foreign-policy factor.
Читать PDF
462.51 кб

Мифы социальной виртуальности и их влияние на общественное сознание виртуальных общин

Саяпин Владислав Олегович
Статья посвящена проблеме влияния мифов, формируемых в сетевом пространстве социальной виртуальности, на общественное сознание виртуальных общин.
Читать PDF
375.56 кб

Мусульманская община Улан-Удэ в контексте взаимодействия мигрантов и принимающего общества

Варнавский Павел Кондратьевич
Распространение ислама в постсоветской Бурятии сопровождается формированием новой для местных реалий социокультурной группы мусульманской общины, которая в своем развитии прошла несколько этапов.
Читать PDF
199.92 кб

Деятельность общины в новом религиозном движении (на примере Свидетелей Иеговы, Общества Сознания Кр

Астахова Анастасия Сергеевна
Статья посвящена рассмотрению основных аспектов деятельности общин, существующих в рамках таких новых религиозных движений, как Свидетели Иеговы, Международное Общество Сознания Кришны, Церковь Христа.

Похожие термины:

  • Общество народное (община)

    Суспільство народне (община). Gemeinschaft. Согласно Ф. Теннису (Ferdinand Toennies) – общество, характеризующееся первичными отношениями, социальной однородностью, непринужденностью в отношениях, нравственной