— противопоставление общины и общества как двух типов социального устройства явл. основой «чистой» социологии Тенниса, исследующей идеальные типы. Социальность он рассматривал как взаимодействие «воль» индивидов, в ходе к-рого происходит их взаимоутверждение. Если возникающие отношения явл. «органическими», то можно говорить об общине. Община, по Теннису, отличается единством «сущностной воли». Воля индивидов в общине может быть разумной, но не рациональной, поскольку главную роль играют эмоциональные отношения: матери к детям, братьев и сестер между собой, мужа и жены. Наряду с кровным родством к общинным связям относятся соседство и дружба. В противоположность общине для об-ва характерна «механическая» связь отношений индивидов, построенных на рациональном расчете. Согласно Теннису, в отличие от общины в об-ве царит целерациональная воля и, соответственно, произвол. В реальности невозможно выделить идеальные типы общины и об-ва. Для нее характерно сочетание социальных образований, в к-рых преобладающим явл. тот или иной тип отношений. Концепция Тенниса часто истолковывалась в духе романтического консерватизма и служила основанием для призывов вернуться от об-ва к общине, выдвигавшихся в Германии правоконсервативными кругами. Дихотомия «община — общество» играла заметную роль в зап. социологии первой половины 20 в. Согласно Фиркандту, вследствие «разрыхления» и ослабления общинных форм связи для об-ва стали характерными «более холодные» отношения между индивидами. По Гайгеру, община и об-во различаются как «внутр.» и «внешний» аспекты социальной связи (единение в сознании и единение через порядок) и представляют собой ограничивающие друг друга коррелятивные структурные элементы, существенно необходимые для каждой социальной группы. Рассмотрение общины и об-ва предпринималось Дюркгеймом, различавшим «механический» и «органический» типы солидарности, причем в противоположность Теннису, характеристику «механической» получила солидарность общинно-родового типа.
В США дихотомия общины и об-ва оказала влияние на категориальный аппарат представителей чикагской школы. У Парсонса в его схеме «структурных переменных», т. е. дилемм, к-рые тем или иным образом решаются лицами, действующими в социальной системе, в каждой паре соотнесенных понятий можно найти черты общины и об-ва (напр., «универсализм — партикуляризм»). В совр. зап. социологии дихотомия общины и об-ва воспроизводится в связи с различением «традиционного» и «совр.» об-ва; свое место она занимает в социол. концепциях развития слаборазвитых стран.
ОБЩИНА и ОБЩЕСТВО
ОБЩИНА И ОБЩЕСТВО
ОБЩИНА и ОБЩЕСТВО
противопоставление общины и об-ва как двух типов соц. устройства. Понятия общины и об-ва Ф. Теннис положил в основу своей "чистой" социологии, исследующей типы идеальные (см.). Социальность он рассматривал как взаимодействие воль, в ходе к-рого происходит их взаимоутверждение. Если возникающее отношение является "органическим", можно, по Теннису, говорить об общине. Община отличается единством "сущностной воли". Воля индивидов в общине может быть разумной, но не рациональной: здесь главную роль играет эмоциональное отношение, такое, как отношение матери к детям, братьев и сестер между собой, мужа и жены. Наряду с кровным родством к общинным связям относятся соседство и дружба. В противоположность общине для об-ва характерна "механическая" связь, отношения в об-ве построены на рациональном расчете. В отличие от общины в об-ве царят целе-рациональная - "избирательная" воля и, след., произвол. Согласно Теннису, в реальности оба идеальных типа не встречаются, но можно зафиксировать, что развитие идет от соц. образований с преобладанием "общины" к образованиям с преобладанием "об-ва". Дихотомия "община - об-во" играла заметную роль в социологии первой половины XX в. В Германии в духе такого противопоставления разрабатывал свою версию социологии А. Фиркант, считавший, что об-во - это разрыхление и ослабление общинных форм связи. Для Т. Гайгера община и об-во различаются как "внутренний" и "внешний" аспекты соц. связи - единение в сознании и единение через порядок. По Гайгеру, община и об-во - это ограничивающие друг друга коррелятивные структурные существенно необходимые для каждой соц. группы. Различение общины и об-ва, правда с диаметрально противоположным, чем у нем. социологов, ценностным знаком, воспроизводится Э. Дюркгеймом как различение солидарности механической и органической (см.), где - в противоположность Теннису - характеристику "механическая" получает солидарность общинно-родового типа. В США дихотомия общины и об-ва оказала влияние на категориальный аппарат школы чикагской (см.). У Т. Парсонса в его схеме "структурных переменных", т. е. дилемм, к-рые тем или иным образом решаются лицами, действующими в соц. системе, в каждой паре соотнесенных понятий можно найти черты общины и об-ва (напр., универсализм - партикуляризм). В современной социологии дихотомия общины и об-ва воспроизводится в связи с различением "традиционного" и "современного" об-ва, свое место она занимает в социологич. концепциях "модернизации" слаборазвитых стран. Лит.: Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении. М., 1961; Tonnies F. Gemeinschaft und Gesellschaft. Lpz., 1887. Ю.Н. Давыдов, А.Ф. Филиппов.
Источник: Российская социологическая энциклопедия