Неорганизованная, случайно и/или стихийно возникшая и достаточно кратковременносуществующая группа людей (толпа, публика, аудитория, социальное движение, общественность), объединенная сходным поведением ее членов.
Признаки О. м. с.:
1. Аморфное, а не целостное, системное, структурное образование, носящие статический характер.
2. Неупорядоченный, случайный характер образования.
3. Размытость границ, неопределенность количественного и качественного состава. Отсутствие четких временных рамок.
4. Ситуативный способ существования. О. м. с. образуется и функционирует на базе и в границах той или иной конкретной деятельности, невозможна вне ее, поэтому оказывается неустойчивым, меняющимся от случая к случаю образованием.
5. Гетерогенность, разновидность состава, негрупповая (или межгрупповая) природа. В ней разрушаются границы между существующими в обществе демографическими, региональными, социальными, этническими группами.
6. Аморфное положение в составе более широких общностей, неспособность выступать в качестве их структурных образований.
Поведение в О. м. с. продиктовано скорее чувствами, чем разумом, ощущением общности эмоций. Классические труды по поведению массовых общностей принадлежат Г. Лебону (“Психология масс”, 1895; “О поведении толпы”, 1903) и Г. Тарду (“Толпа и публика”, 1883; “Законы подражания”, 1892; “Мнение и толпа”, 1901) Г. Тард определил толпу как группу людей, находящихся в прямом контакте, обусловленном физической близостью.
Г. Лебон доказал, что поведение человека определяется врожденными (унаследованными от предков) и приобретенными (полученными в результате личного опыта) инстинктами. Попадая в толпу, человек регрессирует, т.е. возвращается к более ранним стадиям своего развития. Г. Лебон сформулировал закон психического единства толпы, согласно которому в толпе происходит сведение людей к одному уровню, в результате чего создается однородная масса. Толпа образуется вследствие действия 3 основных психических механизмов: заражения, внушаемости и подражания.
Масса, члены которой ведут себя сходным образом, отличается, по мнению Г. Тарда, от толпы опосредованными контактами. Она более аморфна и инертна, чем толпа, не имеет даже кратковременных общих интересов, равнодушна к общественным явлениям (не следуетпутать массу с народными массами – трудящимися, большинством населения как решающей силой социального прогресса)
В отличие от толпы, психическое единство которой создается физическими контактом, публика – духовная общность. Индивиды физически рассредоточены, но духовно связаны друг с другом сходством мнений. Публика возникает вместе с появлением предмета общего внимания. Это слушатели радио, зрители телевидения, болельщики команд (вне стадиона) и т.д. В отличие от толпы у публики возможны элементы рациональной дискуссии, критики, борьбы мнений.
Технические средства массовой информации, общедоступное образование превратили публику в самую многочисленную форму объединения людей. Благодаря СМИ сотни миллионов людей могут активно участвовать в политических и культурных событиях, выражать свое мнение. Однако с помощью СМИ люди становятся и объектом манипуляции.