ОБЫЧАЙ РЕЛИГИОЗНЫЙ
ОБЫЧАЙ РЕЛИГИОЗНЫЙ
поведение верующих, основанное на их устойчивых представлениях о необходимых поступках и эмоциональных реакциях, которые должны сопровождать те или иные действия религиозные наряду с соблюдением официальных предписаний исповедуемого религиозного учения. В отличие от религиозных привычек индивида, которые выражают его уникальные (биографические, физические и пр.) особенности, О. р. имеет статистические показатели существования. Сферой возникновения О. р. является повседневная жизнь последователей какой-либо религии. О. р. формируется спонтанно при действительном или кажущемся соответствии не предусмотренных вероучением актов убеждению в религиозном назначении совершаемых верующими действий. Повторяемость таких соответствий на протяжении длительного периода обусловливает обретение О. р. характера традиции. Закрепляясь на уровне обыденного сознания религиозного, совокупность О. р. образует модель стереотипного поведения верующих. Воспроизводство О. р. обеспечивается его востребованностью в тех стандартных жизненных ситуациях (похороны, свадьбы, рождение детей, праздники, встречи или проводы и т. д.), которые по представлениям людей требуют сопровождения не только канонически выверенным обрядом религиозным, но и соблюдением унаследованных от предков традиционных правил поведения в конкретных обстоятельствах места и времени. Непосредственная включенность О. р. в практическую жизнедеятельность приводит к совмещению религиозного содержания с определенными мотивами и нормами мирского поведения- этническими, поло-возрастными, хозяйственными и др. Поэтому связь человека с сакральным при следовании О. р. не имеет строгой доктринатьной кодификации и дополняется элементами семейных, бытовых, прочих специфических внутригрупповых и межличностных отношений. При этом первоначатьный сакральный смысл, приведший к возникновению О. р., может быть утрачен, переистолкован или замещен другим. Нередко О. р. настолько выходит за пределы официальных религиозных установлений, что проявляется как внедогматическое верование, обрядоверие, суеверие. Однако длительность существования делает О. р. в восприятии верующих чем-то само собой разумеющимся и обязательным. В этом своем качестве О. р. выступает как интегрирующий фактор для принимающей его социальной среды. Утверждение О. р. как безусловного образца поведения может привести к его формализации и включению в канонический порядок религиозной жизни, т. е. к превращению в религиозный обряд.
Источник: Социология религии. Словарь.