ОБЫДЕННОЕ ЗНАНИЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ОБЫДЕННОЕ ЗНАНИЕ
common-sense knowledge) — знание, которое вызывает и допускает обычное поведение в повседневной жизни. Согласно Шюцу, оно состоит из огромного множества понятий, усвоенных через социализацию и имеющих сходство с рецептами выполнения обычных действий, вроде ответа на приветствие или использование телефона. Этнометодология изучает практическое рассуждение (значение 2), касающееся того, как это знание используется в социальной деятельности.

Источник: Большой толковый социологический словарь

Обыденное знание
Повсякденне знання. Commonsense knowledge. Согласно А. Шюцу (Alfred Schutz) – вся совокупность понятий и представлений, усвоенных в ходе социализации и играющих роль рецептов для обычных или повседневных действий. О. з. отличается от знания, изучаемого гносеологией, т. е. теорией познания, тем, что оно основано не на суждениях, а на опыте. Его практическая ценность заключается не в том, что оно может быть переведено на язык технологий и быть основой производства, а в том, что определяет поведение, совсем не обязательно истинное в гносеологическом смысле . Можно сказать, что его “истинность” заключается в том, что в повседневной жизни оно служит средством социальной ориентации, сформированной по методу проб и ошибок. О. з. заключается, например, в том, что мы знаем, как нужно правильно поступить, когда с нами здороваются, или когда нужно перейти улицу, но его совсем недостаточно, когда нужно понять причины, почему, скажем, хлеб сегодня стоит дороже чем вчера. Т. е. О. з. не требует специального обучения через систему образования, а дается нам в процессе освоения норм и ценностей, господствующих в обществе. См. также Практическое знание и Социология культуры феноменологическая.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF

Природа и функции обыденного знания

Тельнова Надежда Алексеевна, Турбина Ирина Сергеевна
Раскрывается специфика обыденного знания как неспециализированного, непрофессионального, складывающегося под воздействием реального повседневного опыта людей. Исследуются сущностные характеристики обыденного знания, его характер.
Читать PDF

Обыденное знание в контексте повседневности и науки

Турбина Ирина Сергеевна
Читать PDF

Профессионализация родительства: между экспертным и обыденным знанием

Чернова Жанна Владимировна, Шпаковская Лариса Леонидовна
Статья посвящена изучению профессионализации родительства как тенденции современной российской повседневной культуры.
Читать PDF

Роль обыденного психологического знания в истории отечественной психологии

Клыпа О. В.
Система психологического познания включает наряду с научным знанием область обыденного психологического знания.
Читать PDF

Интерпретация как нарратив: к проблеме различения обыденного и научного знания

Борисенкова А. В.
Читать PDF

Понятие и сущность обыденного знания и роль рекламы в его формировании и организации

Сыркина Алина Николаевна
В статье анализируется проблематика определения феномена обыденного знания как элемента познавательной деятельности, рассматривается роль рекламы в формировании и организации обыденного знания.
Читать PDF

Аристотель об универсальном, обыденном и деятельном знании в «Первой аналитике» ii 21

Орлов Евгений Викторович
Уточняется аристотелевское понимание «универсального», «обыденного» и «деятельного» знания и вносятся соответствующие поправки к существующим комментариям к фрагменту An. Pr. II 21, 67a8-67b11.
Читать PDF

Об отношении высших знаний дискурсивного разума кзнаниям обыденного человеческого рассудка

Секундант Сергей Григорьевич
Читать PDF

Категории «Смысла» и «Понимания» как интеграция обыденного и теоретического знания в социологической

Катаев Дмитрий Валентинович
Соотнесение обыденных представлений действующих акторов с научными понятиями, теориями, конструирование моделей и идеальных типов смысловых ориентации, социальных связей и отношений на современном этапе развития теоретической и эм
Читать PDF

Обыденное знание социальных структур: документальный метод интерпретации в профессиональном и непроф

Гарфинкель Гарольд , Турчинова Юлия , Гусинский Эрнст
В данной статье, составляющей третью главу книги «Исследования по этнометодологии», Гарольд Гарфинкель анализирует повседневную социальную процедуру, которую он называет, вслед за К.