Оценивание

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ОЦЕНИВАНИЕ
в социальной работе рассматривают как одну из фундаментальных технологий, ориентированных на определение потребностей клиента (детей, молодежи, взрослых, семей); системный мониторинг процесса оказания услуг/проведения мероприятий и полученных результатов; анализ финансовых затрат и уровня экономического эффекта проведенной социальной работы. Это процесс, который постоянно находится в движении и является чувствительным к изменениям потребностей клиента, инновациям социальной работы, формированию государственной социальной политики в сфере защиты прав человека. Оценивание – важнейших компонент стандартов оказания социальных услуг, его осуществление должно быть систематичным и базироваться на индивидуальном и комплексном подходах. Оценивание базируется на принципах и ценностях социальной работы, основными из которых есть: доступность, добровольность, гуманность, конфиденциальность, профилактическая направленность, бесплатность, партнерство, гарантированная защита прав человека/группы, приоритетность интересов клиентов, учет их мнения. Компоненты оценивания – это разные виды оценки, которые одновременно выполняют роль его инструмента (т.е. совокупность методов, с помощью которых определяются насущные потребности индивида, группы, сообщества, общества), а также являются частью цикла оценивания. Оценка – обязательная составляющая социального сопровождения, ведения случая. Различают типы оценки: оценку потребностей, оценку процесса, оценку результатов/влияния, экономическую оценку. В частности: оценку потребностей проводят для того, чтобы иметь исчерпывающую картину жизненных обстоятельств клиента (ребенка, семьи) и определить необходимый тип вмешательства. Выделяют два уровня оценки потребностей: первичный уровень – начальная оценка; вторичный уровень – комплексная. Оценку потребностей клиента рассматривают как действия специалиста (социального работника) по сбору, обработке, систематизации и сравнения данных по определенным моделям, стандартам (см. Оценка потребностей ребенка); оценка процесса – исследует соответствие мероприятий, проводимых с клиентом по индивидуальному плану работы; отслеживается их последовательность. Фактически, оценка процесса – это мониторинг (систематический пересмотр) действий социальных работников. Основные вопросы оценки процесса, например: было ли вмешательство принятым клиентом; оценка результатов работы (влияния) определяет следствия вмешательства, влияние проведенных мероприятий на качество жизни клиента, его непосредственные достижения - произошли ли позитивные изменения в поведении клиента, удалось ли преодолеть сложные жизненные обстоятельства и др. Достижения клиента можно классифицировать как поведенческие (изменение позиции, умений, поведения) и такие, что не связаны с поведением (уровень организационных, экологических и политических изменений); экономическая оценка – анализирует эффективность затрат, чтобы убедиться в оправданности выделения финансовых, материальных и других ресурсов для помощи клиенту. Процесс оценивания имеет цикличный характер, поскольку разные типы оценки взаимообусловливают друг друга. Игнорирование или исключение будь - какого типа оценки нарушает процесс оценивания. Во время осуществления всех типов оценки используют группы методов: объективные и количественные, субъективные и качественные. Как правило, все методы должны коррелировать между собой. Объективные и количественные методы дают возможность оценить размер семейного бюджета, размер материальной помощи, затраты на проживания и пр. Объективные и качественные методы используются при изучении состояния удовлетворения клиента после оказания помощи. Процедуры сбора информации/данных могут включать: опросы (интервью, анкетирование), фокус - группы, беседу / структурированные и целенаправленные дискуссии, наблюдения, тестирования и др. Существуют определенные стандарты проведения качественного оценивания и оценки, а именно: каждый клиент имеет право на немедленную начальную оценку; на проведение оценки и ее результаты не влияет дискриминация по возрасту, недееспособности человека, его пола, культуры или расы; человек, который проходит оценку, имеет право на собственное мнение о ситуации, трудных жизненных обстоятельствах, в которых он оказался, что необходимо учитывать в работе с ним; клиенты имеют право на доступ к информации о себе, быть свободными от принуждения, а также остановить участие в процессе оценивания; все организации, службы (государственные и негосударственные), которые оказывают социальные услуги, должны иметь единые убеждения в отношении цели, задач, методов оценивания и оценок и использовать стандартные формы для их осуществления; все социальные работники, которые проводят оценивание/оценку, должны пройти соответствующую подготовку и регулярно повышать профессиональную квалификацию; оценивание и саму оценку проводит мультидисциплинарная команда, в состав которой входят специалисты заинтересованных организаций, учреждений.

Источник: Социальная работа. Краткий таджикско-русский энциклопедический словарь, 2009 (русскоязычная часть)

Оценивание
assesment) – процесс вынесения суждений об индивиде или семье, их окружении с целью определения их ПОТРЕБНОСТЕЙ.
Социальные работники в прошлом считали оценивание своей исключительной прерогативой, чем-то сродни медицинской или психиатрической диагностике. Широкие масштабы социального оценивания с охватом разных аспектов жизни, в частности психического состояния, семейных взаимоотношений, физических возможностей, жилищных условий, дохода, с учетом основных потребностей предполагают анализ множества факторов для вынесения объективных суждений. При современной тенденции к активному УЧАСТИЮ клиента в процессе оценивания специалист более не может единолично контролировать этот процесс. С практической точки зрения оценивание представляет собой длительный процесс, сочетающий в себе профессиональный подход, т. е. точку зрения специалиста и точку зрения клиента, а также обязательно отражающий ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ обоих участников. Оценивание включает как минимум 4 компонента: описание (например, жилищных условий клиента или характера семейных взаимоотношений); объяснение (высказывание предположений о возможных причинах и следствиях); идентификация (например, проблем, требующих разрешения; сильных и слабых сторон индивида или семьи) и оценка (в частности, оценка возможных путей эффективного удовлетворения потребностей индивида).
Задачей оценивания в большинстве случаев является определение степени нуждаемости ребенка, взрослого или семьи в целом. Для этого социальный работник, как правило с согласия клиента, собирает важную информацию о недавнем прошлом, состоянии здоровья, социальных контактах, способности себя обслуживать, сильных сторонах, безопасности настоящего окружения, имеющихся у клиента ресурсах. Подходы к оцениванию определяются особенностями как клиента, так и возникших у него проблем. В типичном случае приходится выяснять, действительно ли ребенок нуждается в социальном вмешательстве, поскольку местные власти оказывают соответствующие услуги далеко не всем. Так, для решения вопроса о бесплатном для родителей помещении ребенка в дошкольное учреждение достаточно краткого оценивания с участием всех членов семьи, что можно сделать вскоре после обращения родителей в органы социального обеспечения.
Вместе с тем потребности ребенка могут оказаться более сложными, что потребует масштабного вмешательства. Если ребенок нуждается в постоянном присмотре со стороны местных властей, требуется учет множества факторов.
Темнокожие специалисты в Великобритании разработали свой подход к оцениванию, учитывающие типичные стрессоры и исторические особенности формирования семьи у представителей этнических меньшинств. Им удалось выполнить поставленную задачу и вместо акцента на слабых сторонах семейной жизни темнокожих людей сконцентрироваться на их сильных сторонах и возможностях, позволяющих противостоять расистским проявлениям в окружающем социуме. При оценивании темнокожей семьи следует принимать в расчет: человека – каков жизненный цикл каждого члена семьи и в какой степени темный цвет кожи влияет на решение жизненных задач; окружение – с какими стрессами, установками, требованиями приходится иметь дело членам семьи; семью – какова природа взаимоотношений внутри семьи, ее стратегии совладания со стрессом, особенно при столкновении с антагонистической культурой белого большинства.
При оценивании потребностей взрослых людей, которые могут нуждаться в УСЛУГАХ НА ДОМУ, в частности пожилых людей или лиц с НАРУШЕНИЯМИ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ, рекомендуется соблюдать следующие правила. Во-первых, масштаб оценивания следует обсудить с самим заинтересованным лицом. Во-вторых, его следует проводить в максимально комфортной для оцениваемого обстановке. В-третьих, необходимо разъяснить суть процесса, его продолжительность, вероятные результаты и полномочия, которыми располагает специалист. В-четвертых, специалист обязан определить причину всех выявленных проблем, иначе невозможно подобрать соответствующее вмешательство. Имеются серьезные различия в применении оценивания как инструмента социальной поддержки и использования его для социального контроля – в первом случае пользователь получает право выбора, во втором – ему предписывают готовые решения.
Эволюция оценивания идет в двух направлениях. Первое включает активное участие в оценивании всех заинтересованных сторон, клиента и членов его семьи. Для этого люди должны владеть необходимой информацией для выбора соответствующих услуг. В прошлом службы социального обеспечения не разглашали широко подобные сведения. Люди, подлежащие оцениванию, также должны иметь возможность высказать свое мнение и повлиять на принятие решения. Это особенно важно для лиц с ограниченной трудоспособностью, инвалидов или иноязычных граждан. Второе направление делает акцент на мультидисциплинарном оценивании. Задача социального работника заключается в координации, с согласия клиента, обширных сведений о его частной жизни, медицинском обслуживании, доходе, условиях проживания, мобильности, социальных контактах и психическом здоровье. Подобную информацию можно получить от других специалистов, ее заносят в специальные бланки оценивания или хранят в компьютерном виде. (См. также ОЦЕНИВАНИЕ С УЧЕТОМ ПОТРЕБНОСТЕЙ, ПРОСТОЕ ОЦЕНИВАНИЕ.)

Источник: Словарь справочник по социальной работе

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
0.00 байт

Оценивание мотивационной компетентности государственного служащего

Зелинский С. Э.
Цель. Разработка методики оценивания мотивационной компетентности государственных служащих на основе существующих тестов определения типов мотивации. Методы.
Читать PDF
0.00 байт

Неустойчивая занятость в Российской Федерации: теория и методология выявления, оценивание и вектор с

Бобков Вячеслав Николаевич, Новикова Ирина Викторовна
Читать PDF
281.23 кб

Оценивание произведения искусства в журналистском тексте (на примере романа Е. Водолазкина "Лавр")

Самсонова Анастасия Александровна
Рассматривается процесс оценивания произведения искусства в текстах СМИ, выделяются основные этапы этого процесса.
Читать PDF
140.24 кб

Оценивание иноязычной читательской компетенции учащихся в рамках компетентностного подхода: анализ о

Читать PDF
246.97 кб

Комплексное оценивание профессиональной готовности выпускников-агроинженеров

Родыгина Т. А., Светлакова И. Н.
Читать PDF
136.08 кб

Оценивание неопределенности органолептических измерений качества хлебобулочных изделий по типу а

Хамханова Д. Н.
В статье проведено оценивание неопределенности органолептических измерений качества хлебобулочных изделий по типу А.
Читать PDF
0.00 байт

Оценивание геометрических параметров области диска зрительного нерва на изображениях глазного дна

Куприянов А. В., Ильясова Н. Ю., Aнаньин M. A., Малафеев А. М., Устинов А. В.
В работе рассматриваются методы оценивания геометрических параметров сосудов на крае диска зрительного нерва. Предлагается использовать метод локального веерного преобразования для оценивания параметров толщины.
Читать PDF
0.00 байт

Оценивание потерь здоровья населения с помощью показателя «Проблемности»

Власенко А. Е., Жилина Н. М., Чеченин Г. И.
Разработан показатель «проблемности» для оценивания предотвратимых потерь здоровья населения на основе анализа многолетних электронных баз данных для поддержки принятия управленческих решений в здравоохранении.
Читать PDF
1.15 мб

Оценивание геометрических признаков пространственной структуры кровеносных сосудов

Ильясова Наталья Юрьевна
Представлены методы и алгоритмы оценки геометрических признаков двумерных и трёхмерных древовидных структур.
Читать PDF
2.17 мб

Интеграция компетенций и их оценивание в профильном гуманитарном спецкурсе

Тарасова Марина Юрьевна
Читать PDF
378.77 кб

Физическое здоровье студенток и его оценивание

Устинов Игорь Евгеньевич, Кириллова Елена Геннадьевна
Читать PDF
786.11 кб

Оценивание риска нейротоксикации с помощью электроретинографии

Ткачук Р. А., Яворский Б. И., Яненко О. П.
Предложен метод усовершенствования стандартных средств электроретинографии для применения при оценивании риска нейротоксикации.

Похожие термины:

  • Оценивание с учетом потребностей

    needs-led assessment) – ОЦЕНИВАНИЕ для определения действительных ПОТРЕБНОСТЕЙ индивида, а не только тех, которые могут быть удовлетворены в рамках местных служб. До реформы ОБЩЕСТВЕННОЙ ПОМОЩИ местные вл
  • Поведенческое оценивание

    наблюдение и подробное описание поведения людей с целью выяснения его причин. ОЦЕНИВАНИЕ начинается с исследования проблемы, для чего нужно собрать как можно больше информации о проблемном виде
  • Простое оценивание

    simple assessment) – сравнительно несложное ОЦЕНИВАНИЕ потребностей с целью определить степень нуждаемости человека в ОБЩЕСТВЕННОЙ ПОМОЩИ. (См. ПОТРЕБНОСТИ.) Следуя рекомендациям департамента здравоохр
  • СТАТИСТИЧЕСКОЕ ОЦЕНИВАНИЕ

    один из основных разделов статистики математич. (см.), посвященный оцениванию по случайным наблюдениям тех или иных характеристик из распределения. В социологич. исследованиях чаще всего использу
  • Оценивания центр

    assessment centre) – учреждение, куда поселяют детей на определенное время для проведения ОЦЕНИВАНИЯ. Оценивание обычно затрагивает такие факторы, как семейные взаимоотношения, состояние здоровья, повед
  • Метод оценивания программ в социологии управления

    совокупность методических средств и технических приемов, используемых в социологии управления для получения нового знания о закономерностях построения и осуществления программ; оценка програм