Оценивание
ОЦЕНИВАНИЕ
в социальной работе рассматривают как одну из фундаментальных технологий, ориентированных на определение потребностей клиента (детей, молодежи, взрослых, семей); системный мониторинг процесса оказания услуг/проведения мероприятий и полученных результатов; анализ финансовых затрат и уровня экономического эффекта проведенной социальной работы. Это процесс, который постоянно находится в движении и является чувствительным к изменениям потребностей клиента, инновациям социальной работы, формированию государственной социальной политики в сфере защиты прав человека. Оценивание – важнейших компонент стандартов оказания социальных услуг, его осуществление должно быть систематичным и базироваться на индивидуальном и комплексном подходах. Оценивание базируется на принципах и ценностях социальной работы, основными из которых есть: доступность, добровольность, гуманность, конфиденциальность, профилактическая направленность, бесплатность, партнерство, гарантированная защита прав человека/группы, приоритетность интересов клиентов, учет их мнения. Компоненты оценивания – это разные виды оценки, которые одновременно выполняют роль его инструмента (т.е. совокупность методов, с помощью которых определяются насущные потребности индивида, группы, сообщества, общества), а также являются частью цикла оценивания. Оценка – обязательная составляющая социального сопровождения, ведения случая. Различают типы оценки: оценку потребностей, оценку процесса, оценку результатов/влияния, экономическую оценку. В частности: оценку потребностей проводят для того, чтобы иметь исчерпывающую картину жизненных обстоятельств клиента (ребенка, семьи) и определить необходимый тип вмешательства. Выделяют два уровня оценки потребностей: первичный уровень – начальная оценка; вторичный уровень – комплексная. Оценку потребностей клиента рассматривают как действия специалиста (социального работника) по сбору, обработке, систематизации и сравнения данных по определенным моделям, стандартам (см. Оценка потребностей ребенка); оценка процесса – исследует соответствие мероприятий, проводимых с клиентом по индивидуальному плану работы; отслеживается их последовательность. Фактически, оценка процесса – это мониторинг (систематический пересмотр) действий социальных работников. Основные вопросы оценки процесса, например: было ли вмешательство принятым клиентом; оценка результатов работы (влияния) определяет следствия вмешательства, влияние проведенных мероприятий на качество жизни клиента, его непосредственные достижения - произошли ли позитивные изменения в поведении клиента, удалось ли преодолеть сложные жизненные обстоятельства и др. Достижения клиента можно классифицировать как поведенческие (изменение позиции, умений, поведения) и такие, что не связаны с поведением (уровень организационных, экологических и политических изменений); экономическая оценка – анализирует эффективность затрат, чтобы убедиться в оправданности выделения финансовых, материальных и других ресурсов для помощи клиенту. Процесс оценивания имеет цикличный характер, поскольку разные типы оценки взаимообусловливают друг друга. Игнорирование или исключение будь - какого типа оценки нарушает процесс оценивания. Во время осуществления всех типов оценки используют группы методов: объективные и количественные, субъективные и качественные. Как правило, все методы должны коррелировать между собой. Объективные и количественные методы дают возможность оценить размер семейного бюджета, размер материальной помощи, затраты на проживания и пр. Объективные и качественные методы используются при изучении состояния удовлетворения клиента после оказания помощи. Процедуры сбора информации/данных могут включать: опросы (интервью, анкетирование), фокус - группы, беседу / структурированные и целенаправленные дискуссии, наблюдения, тестирования и др. Существуют определенные стандарты проведения качественного оценивания и оценки, а именно: каждый клиент имеет право на немедленную начальную оценку; на проведение оценки и ее результаты не влияет дискриминация по возрасту, недееспособности человека, его пола, культуры или расы; человек, который проходит оценку, имеет право на собственное мнение о ситуации, трудных жизненных обстоятельствах, в которых он оказался, что необходимо учитывать в работе с ним; клиенты имеют право на доступ к информации о себе, быть свободными от принуждения, а также остановить участие в процессе оценивания; все организации, службы (государственные и негосударственные), которые оказывают социальные услуги, должны иметь единые убеждения в отношении цели, задач, методов оценивания и оценок и использовать стандартные формы для их осуществления; все социальные работники, которые проводят оценивание/оценку, должны пройти соответствующую подготовку и регулярно повышать профессиональную квалификацию; оценивание и саму оценку проводит мультидисциплинарная команда, в состав которой входят специалисты заинтересованных организаций, учреждений.
Источник: Социальная работа. Краткий таджикско-русский энциклопедический словарь, 2009 (русскоязычная часть)
Оценивание
assesment) – процесс вынесения суждений об индивиде или семье, их окружении с целью определения их ПОТРЕБНОСТЕЙ.
Социальные работники в прошлом считали оценивание своей исключительной прерогативой, чем-то сродни медицинской или психиатрической диагностике. Широкие масштабы социального оценивания с охватом разных аспектов жизни, в частности психического состояния, семейных взаимоотношений, физических возможностей, жилищных условий, дохода, с учетом основных потребностей предполагают анализ множества факторов для вынесения объективных суждений. При современной тенденции к активному УЧАСТИЮ клиента в процессе оценивания специалист более не может единолично контролировать этот процесс. С практической точки зрения оценивание представляет собой длительный процесс, сочетающий в себе профессиональный подход, т. е. точку зрения специалиста и точку зрения клиента, а также обязательно отражающий ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ обоих участников. Оценивание включает как минимум 4 компонента: описание (например, жилищных условий клиента или характера семейных взаимоотношений); объяснение (высказывание предположений о возможных причинах и следствиях); идентификация (например, проблем, требующих разрешения; сильных и слабых сторон индивида или семьи) и оценка (в частности, оценка возможных путей эффективного удовлетворения потребностей индивида).
Задачей оценивания в большинстве случаев является определение степени нуждаемости ребенка, взрослого или семьи в целом. Для этого социальный работник, как правило с согласия клиента, собирает важную информацию о недавнем прошлом, состоянии здоровья, социальных контактах, способности себя обслуживать, сильных сторонах, безопасности настоящего окружения, имеющихся у клиента ресурсах. Подходы к оцениванию определяются особенностями как клиента, так и возникших у него проблем. В типичном случае приходится выяснять, действительно ли ребенок нуждается в социальном вмешательстве, поскольку местные власти оказывают соответствующие услуги далеко не всем. Так, для решения вопроса о бесплатном для родителей помещении ребенка в дошкольное учреждение достаточно краткого оценивания с участием всех членов семьи, что можно сделать вскоре после обращения родителей в органы социального обеспечения.
Вместе с тем потребности ребенка могут оказаться более сложными, что потребует масштабного вмешательства. Если ребенок нуждается в постоянном присмотре со стороны местных властей, требуется учет множества факторов.
Темнокожие специалисты в Великобритании разработали свой подход к оцениванию, учитывающие типичные стрессоры и исторические особенности формирования семьи у представителей этнических меньшинств. Им удалось выполнить поставленную задачу и вместо акцента на слабых сторонах семейной жизни темнокожих людей сконцентрироваться на их сильных сторонах и возможностях, позволяющих противостоять расистским проявлениям в окружающем социуме. При оценивании темнокожей семьи следует принимать в расчет: человека – каков жизненный цикл каждого члена семьи и в какой степени темный цвет кожи влияет на решение жизненных задач; окружение – с какими стрессами, установками, требованиями приходится иметь дело членам семьи; семью – какова природа взаимоотношений внутри семьи, ее стратегии совладания со стрессом, особенно при столкновении с антагонистической культурой белого большинства.
При оценивании потребностей взрослых людей, которые могут нуждаться в УСЛУГАХ НА ДОМУ, в частности пожилых людей или лиц с НАРУШЕНИЯМИ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ, рекомендуется соблюдать следующие правила. Во-первых, масштаб оценивания следует обсудить с самим заинтересованным лицом. Во-вторых, его следует проводить в максимально комфортной для оцениваемого обстановке. В-третьих, необходимо разъяснить суть процесса, его продолжительность, вероятные результаты и полномочия, которыми располагает специалист. В-четвертых, специалист обязан определить причину всех выявленных проблем, иначе невозможно подобрать соответствующее вмешательство. Имеются серьезные различия в применении оценивания как инструмента социальной поддержки и использования его для социального контроля – в первом случае пользователь получает право выбора, во втором – ему предписывают готовые решения.
Эволюция оценивания идет в двух направлениях. Первое включает активное участие в оценивании всех заинтересованных сторон, клиента и членов его семьи. Для этого люди должны владеть необходимой информацией для выбора соответствующих услуг. В прошлом службы социального обеспечения не разглашали широко подобные сведения. Люди, подлежащие оцениванию, также должны иметь возможность высказать свое мнение и повлиять на принятие решения. Это особенно важно для лиц с ограниченной трудоспособностью, инвалидов или иноязычных граждан. Второе направление делает акцент на мультидисциплинарном оценивании. Задача социального работника заключается в координации, с согласия клиента, обширных сведений о его частной жизни, медицинском обслуживании, доходе, условиях проживания, мобильности, социальных контактах и психическом здоровье. Подобную информацию можно получить от других специалистов, ее заносят в специальные бланки оценивания или хранят в компьютерном виде. (См. также ОЦЕНИВАНИЕ С УЧЕТОМ ПОТРЕБНОСТЕЙ, ПРОСТОЕ ОЦЕНИВАНИЕ.)
Социальные работники в прошлом считали оценивание своей исключительной прерогативой, чем-то сродни медицинской или психиатрической диагностике. Широкие масштабы социального оценивания с охватом разных аспектов жизни, в частности психического состояния, семейных взаимоотношений, физических возможностей, жилищных условий, дохода, с учетом основных потребностей предполагают анализ множества факторов для вынесения объективных суждений. При современной тенденции к активному УЧАСТИЮ клиента в процессе оценивания специалист более не может единолично контролировать этот процесс. С практической точки зрения оценивание представляет собой длительный процесс, сочетающий в себе профессиональный подход, т. е. точку зрения специалиста и точку зрения клиента, а также обязательно отражающий ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ обоих участников. Оценивание включает как минимум 4 компонента: описание (например, жилищных условий клиента или характера семейных взаимоотношений); объяснение (высказывание предположений о возможных причинах и следствиях); идентификация (например, проблем, требующих разрешения; сильных и слабых сторон индивида или семьи) и оценка (в частности, оценка возможных путей эффективного удовлетворения потребностей индивида).
Задачей оценивания в большинстве случаев является определение степени нуждаемости ребенка, взрослого или семьи в целом. Для этого социальный работник, как правило с согласия клиента, собирает важную информацию о недавнем прошлом, состоянии здоровья, социальных контактах, способности себя обслуживать, сильных сторонах, безопасности настоящего окружения, имеющихся у клиента ресурсах. Подходы к оцениванию определяются особенностями как клиента, так и возникших у него проблем. В типичном случае приходится выяснять, действительно ли ребенок нуждается в социальном вмешательстве, поскольку местные власти оказывают соответствующие услуги далеко не всем. Так, для решения вопроса о бесплатном для родителей помещении ребенка в дошкольное учреждение достаточно краткого оценивания с участием всех членов семьи, что можно сделать вскоре после обращения родителей в органы социального обеспечения.
Вместе с тем потребности ребенка могут оказаться более сложными, что потребует масштабного вмешательства. Если ребенок нуждается в постоянном присмотре со стороны местных властей, требуется учет множества факторов.
Темнокожие специалисты в Великобритании разработали свой подход к оцениванию, учитывающие типичные стрессоры и исторические особенности формирования семьи у представителей этнических меньшинств. Им удалось выполнить поставленную задачу и вместо акцента на слабых сторонах семейной жизни темнокожих людей сконцентрироваться на их сильных сторонах и возможностях, позволяющих противостоять расистским проявлениям в окружающем социуме. При оценивании темнокожей семьи следует принимать в расчет: человека – каков жизненный цикл каждого члена семьи и в какой степени темный цвет кожи влияет на решение жизненных задач; окружение – с какими стрессами, установками, требованиями приходится иметь дело членам семьи; семью – какова природа взаимоотношений внутри семьи, ее стратегии совладания со стрессом, особенно при столкновении с антагонистической культурой белого большинства.
При оценивании потребностей взрослых людей, которые могут нуждаться в УСЛУГАХ НА ДОМУ, в частности пожилых людей или лиц с НАРУШЕНИЯМИ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ, рекомендуется соблюдать следующие правила. Во-первых, масштаб оценивания следует обсудить с самим заинтересованным лицом. Во-вторых, его следует проводить в максимально комфортной для оцениваемого обстановке. В-третьих, необходимо разъяснить суть процесса, его продолжительность, вероятные результаты и полномочия, которыми располагает специалист. В-четвертых, специалист обязан определить причину всех выявленных проблем, иначе невозможно подобрать соответствующее вмешательство. Имеются серьезные различия в применении оценивания как инструмента социальной поддержки и использования его для социального контроля – в первом случае пользователь получает право выбора, во втором – ему предписывают готовые решения.
Эволюция оценивания идет в двух направлениях. Первое включает активное участие в оценивании всех заинтересованных сторон, клиента и членов его семьи. Для этого люди должны владеть необходимой информацией для выбора соответствующих услуг. В прошлом службы социального обеспечения не разглашали широко подобные сведения. Люди, подлежащие оцениванию, также должны иметь возможность высказать свое мнение и повлиять на принятие решения. Это особенно важно для лиц с ограниченной трудоспособностью, инвалидов или иноязычных граждан. Второе направление делает акцент на мультидисциплинарном оценивании. Задача социального работника заключается в координации, с согласия клиента, обширных сведений о его частной жизни, медицинском обслуживании, доходе, условиях проживания, мобильности, социальных контактах и психическом здоровье. Подобную информацию можно получить от других специалистов, ее заносят в специальные бланки оценивания или хранят в компьютерном виде. (См. также ОЦЕНИВАНИЕ С УЧЕТОМ ПОТРЕБНОСТЕЙ, ПРОСТОЕ ОЦЕНИВАНИЕ.)
Источник: Словарь справочник по социальной работе