ОЦЕНКА
ОЦЕНКА
estimation) — см. Статистика и статистический анализ.
Источник: Большой толковый социологический словарь
ОЦЕНКА
англ. evaluation; нем. Bewertung; Urteil. 1. Соотнесение к.-л. объекта с принятым критерием, образцом, нормой. 2. Определение цены ч.-л.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Оценка
evaluation) - процесс определения реального состояния объекта (процесса, явления, системы) по отношению к желаемому состоянию или другому объекту (процессу, явлению, системе).
ОЦЕНКА
ESTIMATION) Этим понятием обозначается метод оценки характеристик населения по данным, полученным посредством выборки. Выборка на случайной основе позволяет использовать теорию статистического распределения для получения оценок известной степени точности.
Источник: Социологический словарь
Оценка
одобрение или неодобрение, к-рое проявляет индивид, группа, организация или об-во в целом по отношению к своим членам в ответ на выполнение или невыполнение предъявляемых к ним требований. Социально обусловленный процесс О. актов индивидуального действия никогда не прекращающийся (хотя и не всегда осознаваемый) первый этап действия системы социального контроля.
ОЦЕНКИ
accounts) — "описания" и обоснования, даваемые социальными акторами собственному поведению, например, "рациональные ценности членов" (см. Этнометодологие) или девиационное отречение. Для некоторых форм социологии — этнометодологии или символического взаимодействия — пристальное внимание к ценностям акторов является принципиальным вопросом, что не всегда характерно для других.
Источник: Большой толковый социологический словарь
Оценка
Социально обусловленное восприятие индивидом или группами индивидов различных языковых средств, являющихся символами принадлежности говорящего к определенной социальной группе. О. элементов языка опосредованно связана с оценкой социального статуса говорящих, использующих те или иные языковые средства. Индивид может оценивать собственные речевые особенности (напр., билингв расценивает свое знание второго языка как плохое или отличное, носители диалекта воспринимают свою речь как непрестижную или престижную разновидность языка); внешняя О. является результатом восприятия речи говорящего окружающими. Собственная О. и О. окружающих могут совпадать или не совпадать.
См. также: Престиж языка, Социолингвистический индикатор
См. также: Престиж языка, Социолингвистический индикатор
ОЦЕНКА
одобрение или неодобрение, к-рое проявляет индивид, группа, организация или об-во в целом по отношению к своим членам в ответ на выполнение или невыполнение предъявляемых к ним требований. Социально обусловленный процесс О. актов индивидуального действия - никогда не прекращающийся (хотя и не всегда осознаваемый) первый этап действия системы соц. контроля. По существу, соц. контроль начинается именно с О. индивидуальных актов с соц. позиций. Перед индивидом возникает факт существования об-ва как инстанции, противостоящей ему. Индивидуальное действие, вступая в соц. мир, получает свое определение, свою О.; ее сущность, смысл и значение определяются соц. целями. Существенную роль при этом играют восприятие, обществ. мнение, пропаганда. Приобретение индивидуальным актом соц. качества, соц. определенности, О. его смысла и значения со стороны об-ва есть вместе с тем и форма реакции об-ва на индивидуальный акт. От характера указанной реакции, от О. зависит судьба последующих индивидуальных актов: их повторение, изменение либо прекращение. А.Д. Налетова.
Источник: Российская социологическая энциклопедия
оценка
Этим термином обозначают несколько
близких, но неодинаковых, понятий, каждому из которых соответствует свой
английский термин.
Прежде всего, оценка (estimator) – это функция, алгоритм, словом, способ получить по
выборке число (estimate),
которое мы объявляем значением неизвестного параметра. Сам процесс перехода от
выборочных данных к оценке называется оцениванием (estimation), или снова
оценкой.
Оценки параметров совокупности
иногда обозначают специальным символом, «шапкой», чтобы отличить их от
истинного значения. Например, так:


столь же часто для истинных значений параметров используют греческие буквы, а
для оценок – их латинские соответствия.
Пример
Обычной оценкой (estimator) среднего является (X1+X2+...+Xn)/n, где n – объем выборки, а X1,X2,...,Xn – выборка. Если результатом вычислений на некоторой
выборке окажется значение 5, то 5 будет оценкой (estimate) среднего.
Источник: Словарь социологической статистики
ОЦЕНКА
способ установления значимости чего-либо для действующего и познающего субъекта. Можно выделить три типа значимостей: теоретический (гносеологические О.), ценностный (аксиологические О.), практический (реализация гносеологических и аксиологических О. через волевые импульсы субъекта в системах предметных и коммуникативных действий). Предметом оценивания в гносеологических О. являются имманентные свойства объектов, объекты "сами по себе". Предметом оценивания в аксиологических О. являются свойства объектов и сами объекты в их способности (положительная аксиологическая значимость) или неспособности (отрицательная аксиологическая значимость) отвечать потребностям и запросам субъекта. Свойства объектов и сами объекты могут оказаться индифферентными, безразличными для потребностей и запросов субъекта (нейтральная аксиологическая значимость). Аксиологические значимости порождаются миром ценностей, объективируемым культурой и трансцендируемым в ней как предельные смысловое и инвариантное основания человеческого мышления и деятельности. Нечто является ценностью не потому, что оно оценивается, а потому, что объективно способно еще до акта О. отвечать потребностям и запросам субъекта. Не О. конституируют ценность, а ценность делает возможной О. как фиксацию ее аксиологической значимости. Ценности задают онтологическое основание актам оценивания. Таким образом, система ценностей не может быть рассмотрена как результат оценочного познания, подобно тому, как система знаний является результатом "внеоценочного" познания (прежде всего научного). Результатом оценивания являются ценностные представления и ориентации в мире значимостей. Последние нельзя локализовать в структуре психики субъекта. Хотя они закрепляются (интернализируются) в диспозиционных структурах личности как ценностные ориентации, они постоянно эксплицируются в новых системах О. субъекта, т.е. они постоянно поддерживаются за счет своей включенности в объективно сложившиеся и формируемые ценностные отношения. В ценностном отношении любой предмет находится в отношении к субъекту, т.е. проявляется в аспекте своей аксиологической значимости и в этом смысле всегда потенциально выступает предметом положительной, отрицательной или нейтральной О. В то же время ценностное отношение предполагает активность субъекта, занятия им позиции, позволяющей выносить О., т.е. проявлять свою заинтересованность в чем-либо и интегрировать в любой акт активности через выносимые О. творческие включения. Избегание занятия позиции оценивания - это также акт оценочно окрашенный (не нейтральный). Таким образом, аксиологические О. универсальны - любая иная О. может быть рассмотрена как особый тип О. аксиологической (в том числе гносеологическая как О. на истинность или ложность) или как имеющая аксиологическую составляющую (практические О., инспирируемые непосредственной ситуацией деятельности, поведения или общения). Таким образом, любая О. есть отражение аксиологических значимостей, апеллирование или отсылка к ценности. Тем не менее принято отличать безоценочное и оценочное познание. Последнее, по своей сути, (в отличие от первого, нацеленного на имманентное, внесубъектное существование) есть или акт установления (приписывания) ценности, или акт сравнения по какому-либо принятому (в культуре, общности, группе, институции) образцу, норме, идеалу, т.е. имплицитному критерию оценивания, который может быть задан и эксплицитно. Результатом этого акта сравнения должно стать установление порядка предпочтений имманентных свойств предмета в ситуации ответственного (т.е. предполагающего осознание последствий) выбора и принятия (равно как и непринятия) решения. При этом опять возникает проблема изначальной аксиологической предзаданности любого критерия (в том числе и познавательного) в ситуации выбора паттерна, парадигмы или теоретико-методологической ориентации. Со своей стороны, любой акт оценочного познания (эксплицитно), акт оценивания (имплицитно или эксплицитно) всегда несут в себе знание. Таким образом, О. является не только выражением отношения, но и эпистемологической и гносеологической категорией. Кроме того, она с необходимостью должна трактоваться как категория лингвистическая и коммуникационная. Следовательно, аксиологические О. универсальны в плане связывания через них культурного и социального миров, теории и практики (причем с акцентированием последней - теория переводится в схемы действия с объектами и ориентируется на свою применимость в решении конкретных проблем и выполнении определенных задач). Тем самым научный анализ О. во многом сдвигается из проблематики их типологии и отличения оценочного от безоценочного в область исследования оснований и внутренней структуры О., определения мер рефлексированности (как обращенности О. на самую себя, на осознание процесса и механизмов собственного становления и функционирования). Одна из основных задач такого рода рефлексии - отыскание и (или) выработка и эксплицитное обоснование критериев оценивания. Акты же оценивания могут быть поняты как интерпретации, в разной степени выражающие те или иные смыслы и, соответственно, проверяемые (интерпретации следующего уровня) на адекватность предмету и (или) ситуации, а также потребностям и запросам субъекта (в конечном счете - стоящей за ним ценности).
О. - предмет анализа в социогуманитарном знании (специфика которого во многом связана и с его аксиологической (оценочной) нагруженностью), в частности - в социологии. Так, опросные мотодики (как вопрос-ответные процедуры) фиксируют по преимуществу О. как исходные данные, в том числе для прогнозирования поведения на основе выявления (конструирования) ценностных ориентаций как предрасположенностей и готовностей субъектов к определенному поведению. Однако в концепциях ценностных ориентаций плохо отрефлексированы возможности переходов от респондента к его ценностным ориентациям, а от последних - к ценностям как конечным детерминантам поведения. Кроме того, в них принимается допущение конституирующих возможностей О. по отношению к ценностям, т.е. происходит субъективатизация последних при методологической установке на объективность в познании. Последняя не выполняется и по иной причине - в фактологический уровень дисциплины кладутся О., тогда как установка требует избегания оценочной информации. Поэтому возникшие по сути на позитивистском фундаменте исследовательские методики классической эмпирической социологии, эксплицитно элиминируя ценности и О. из сферы своего анализа, имплицитно исходят именно из них, строя здание "беспристрастной" науки. Осознание этой ситуации во многом способствовало становлению альтернативных ориентаций в социологии.
В.Л. Абушенко
О. - предмет анализа в социогуманитарном знании (специфика которого во многом связана и с его аксиологической (оценочной) нагруженностью), в частности - в социологии. Так, опросные мотодики (как вопрос-ответные процедуры) фиксируют по преимуществу О. как исходные данные, в том числе для прогнозирования поведения на основе выявления (конструирования) ценностных ориентаций как предрасположенностей и готовностей субъектов к определенному поведению. Однако в концепциях ценностных ориентаций плохо отрефлексированы возможности переходов от респондента к его ценностным ориентациям, а от последних - к ценностям как конечным детерминантам поведения. Кроме того, в них принимается допущение конституирующих возможностей О. по отношению к ценностям, т.е. происходит субъективатизация последних при методологической установке на объективность в познании. Последняя не выполняется и по иной причине - в фактологический уровень дисциплины кладутся О., тогда как установка требует избегания оценочной информации. Поэтому возникшие по сути на позитивистском фундаменте исследовательские методики классической эмпирической социологии, эксплицитно элиминируя ценности и О. из сферы своего анализа, имплицитно исходят именно из них, строя здание "беспристрастной" науки. Осознание этой ситуации во многом способствовало становлению альтернативных ориентаций в социологии.
В.Л. Абушенко
Источник: Социология: энциклопедия