теория, получившая название по одноименной книге Маркузе [3]. По существу, возникла значит, раньше и связана с исследованиями конформизма социального и социально-психологических типов и характеров, деформируемых совр. обществ, системами. Существенную роль в становлении концепции О. ч. сыграли идеи Фрейда, Райха, Хорни, Хоркхаймера, Адорно, Фромма, Рис мена и др. исследователей, изучавших различ. варианты, механизмы и следствия отчуждения и стереотипизации человека. «Массовый человек», «человек организации», «извне-ориентированная личность», «авторитарная личность», «автоматически конформная личность» — нек-рые из исследовавшихся психологических типов, в большей или меньшей степени близкие типу О. ч. Всем им в той или иной степени свойственны: некритическое отношение к существующей действительности, к поведенческим и пропагандистским стереотипам, отсутствие индивидуальности, манипулируемость, консерватизм, конформизм и т. д.
Согласно концепции Маркузе, социокультурная одномерность, одномерность мышления — необходимые производные индустриального об-ва, основанного на сциентистско-техницистских императивах, принципе «производительности», извращающих естеств. влечения и потребности человека. Потребительская ориентация, все убыстряющаяся гонка за материальными благами лишает человека социально-критического измерения. О. ч. присуще искаженное видение мира; отчуждение, «сублимированное рабство» он воспринимает как «естеств.», желанный, единственно возможный, а иногда и как высший из всех возможных способ существования. Отвечающие интересам правящей элиты принципы и нормы индустр. об-ва кажутся ему выражением свободы и социальной справедливости. О. ч. лишен способности к радикальной оппозиции существующему режиму, полностью интегрирован в «систему». Прорыв универсальной одномерности совр. об-ва возможен, согласно Маркузе, посредством формирования новых влечений и потребностей, «новой чувственности». Носителями революц. потенциала он считает социальных аутсайдеров и маргиналов (Маргинальная личность). В силу такой социальной ориентации идеи Маркузе в скрытом виде содержат в себе возможность экстремистской интерпретации. Концепция О. ч. полезна для понимания нек-рых социально-психологических характеристик социальной и духовной жизни в совр. промышленно развитых странах.