взаимосвязанные функции соц. познания, осуществляемые на различ. его уровнях (эмпирич. и теоретич.). Описание представляет собой фиксацию рез-тов эмпирич. исследования в соответствующих терминах. В процессе описания данные наблюдения, эксперимента, измерения подвергаются определенному уплотнению, сжатию, упорядочению, в рез-те чего они подготавливаются к последующему объяснению. Описание не претендует на раскрытие сущности, установление закономерных связей объектов, оно ограничивается перечислением нек-рых свойств объектов, группировкой по их внешним признакам, установлением наблюдаемых зависимостей. Формы описания соц. объектов многообразны: различн. группировки, таблицы, графики вариационных рядов, средние величины и характеристики рассеяния значений признаков, коэффициенты корреляции или регрессии, социограммы и т. д. В описании соц. объектов все чаще используются средства статистики математической (см.). Вместе с тем сохраняют определенную ценность и "традиционные" описания различн. соц. действий, состояний сознания, явлений культуры т. д., в к-рых наряду с научн. понятиями широко используются средства обыденного языка (преимущество таких описаний заключается в том, что они воспроизводят многокрасочную картину соответствующих объектов). Внутренняя логика развития познания з целом предполагает переход от описания к объяснению, хотя в соц. познании это происходит не во всех случаях. Наиболее ценным является то описание, к-рое с самого начала испытало существенное влияние определенных теоретич. осноаний и стимулирует постановку вопросов для последующего объяснения объектов. Объяснение - это процесс раскрытия сущности объектов, охватывающий их структурные, функциональные, генетич., причинно-следственные связи и отношения, тенденции развития, к-рые отображаются в гипотезах, законах, теориях. Как правило, удовлетворительное объяснение сопровождается формулировкой новых законов и положений, способствует приращению теоретич. знания. В соц. познании объяснение, имея принципиальное сходство с естественнонаучн. объяснением, обладает и нек-рой спецификой. В частности, в раскрытии сущности соц. объектов труднее устанавливать строгие логич. связи между составными частями объяснения. Встречаются объяснения с использованием имплицитных законов при опоре на какие-то факторы или даже факты. Во многих объяснениях сущность объектов приходится опираться на несколько законов или объяснительных факторов, детализировать положения о конкретных условиях. Поведение и развитие соц. явлений детерминируются факторами, относящимися к обществ. отношениям, ин-там, коллективам и индивидам, к различн. сферам обществ. жизни, причем эти факторы находятся в субординации, составляют иерархию. Различн. уровни детерминации (см.) включают факторы, непосредственно обусловливающие объясняемые явления, и факторы, действующие лишь через ряд опосредствований, промежуточных звеньев. Кроме того, можно различать макросоциальные факторы, выступающие в качестве относительно устойчивых детерминант, и факторы-детерминанты относящиеся к конкретным соц. ситуациям. Своеобразный уровень объяснения образует использование соц.-психологич. фактора, что позволяет: учитывать свойства индивидов - участников соц. деятельности, на основе к-рой функционируют и развиваются соц. системы, ин-ты и т.д.; раскрывать механизм воздействия обществ. отношений, ценностей и норм на соц. поведение. В связи с широким распространением конкретных соц. исследований, имеющих дело прежде всего с наблюдаемыми или измеряемыми факторами детерминации, возрастает значение ме-тодологич. требования включать каждый объясняемый объект в широкий соц. контекст, раскрывать его обусловленность также и макросоциальными условиями (обществ. отношениями, ин-тами и т. д.) с охватом промежуточных уровней детерминации. При этом необходимо использовать посылки разных уровней соц. знания (напр., общих и специальных теорий, соц.-пси-хологической теории). Важнейшие критерии удовлетворительного объяснения в соц. науке - это выявление в конечном счете соц.-экономич. обусловленности объясняемых явлений; раскрытие сложных механизмов многоуровневой детерминации в единстве ее видов комбинированием различн. методов или типов объяснения (структурного, функционального, генетич., каузального и др.); преодоление уровня здравого смысла и критика ошибочных обыденных объяснений; раскрытие сущности объекта и в то же время осознание характера влияния собственных ценностных, идеологии, позиций на различн. стороны объяснительной деятельности. Качество объяснения в определенной мере зависит от того, насколько объективным, полным, содержательным является описание соц. фактов. Важное значение имеет для последующего объяснения, в свете каких практич. проблем дано описание. Вместе с тем такое описание контролируется и направляется целями и концептуальными средствами будущего объяснения. Система объяснений, конструируя и развивая теорию, участвует в обосновании программы, методики и техники эмпирич. исследования, форм описания его рез-тов. Совершенствование объяснительной процедуры благотворно сказывается не только на описании, но и на предсказании в соц. науке. От качества объяснения в соц. познании во многом зависит эффективность разрабатываемых в нем практич. рекомендаций. Именно на основе удовлетворительного объяснения можно разрабатывать реалистич. практич. рекомендации, учитывающие зависимость их осуществления от широкой системы факторов и принимающие во внимание вероятные последствия реализации того или иного нововведения, возникающие на различн. уровнях соц. реальности. Лит.: Рузавин Г.И. Научная теория. Логико-методологический анализ. М., 1978; Швырев B.C. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М., 1978; Статистические методы анализа информации в социологических исследованиях. М., 1979. Н.Г. Магомедов, B.C. Швырев