Опрос социологический
Опрос социологический
метод сбора эмпирических данных об объективных фактах, мнениях, знаниях и т.д., основанный на непосредственном (интервью) или опосредованном (раздаточная, почтовая и т.п. анкета) взаимодействии между исследователем (интервьюером) и опрашиваемым (респондентом) [21.– С.461]. –метод сбора первичной информации в социологическом исследовании, предусматривающий устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирических референтов [26.– С.114]. –метод получения первичной социологической информации, основанный на непосредственной или опосредованной связи между исследователем и респондентом с целью получения от последнего данных в форме ответов на поставленные вопросы [9.– С.588–589]. –метод сбора первичной информации посредством обращения исследователя к определенной совокупности людей с вопросами о сообщении социальных фактов [10.– С.370].
Источник: Социология. Словарь.
ОПРОС СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ
метод сбора первичной информации о предмете социологического исследования посредством устного или письменного обращения с вопросами к определенной совокупности респондентов. О.с. предусматривает регистрацию ответов на вопросы социологические, постановка к-рых обусловлена исследовательскими задачами. С помощью О.с. получают как информацию фактического характера, так и информацию о представлениях, ценностях и установках респондентов, к-рой затем придается социальная значимость. По форме и условиям общения с респондентами различают О.с. непосредственные (устные, интервью социологическое) и опосредованные (письменные, с помощью анкеты социологической). В зависимости от программных требований О.с. подразделяются на групповые и индивидуальные; массовые и экспертные (изучение мнений специалистов); почтовые (анкета по предварительному согласию высылается и получается через почту), прессовые (опросный лист предлагается потенциальному респонденту через печатный орган) и телефонные (посредством телефонной связи). С развитием системы Интернет появился С.о. он-лайновый. С.о является одним из методов создания искусственных источников социологического исследования.
Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.
ОПРОС СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ
метод сбора первичной информации в социологическом исследовании посредством устного (интервьюирование) или письменного (анкетирование) обращения исследователя к определенной совокупности людей (респондентов) с вопросами, содержание которых освещает изучаемую проблему на уровне эмпирических показателей, последующей регистрации и статистической обработки полученных ответов, а также их теоретической интерпретации. Основное назначение О.с. — получить социальную информацию о состоянии общественного, группового, коллективного, индивидуального мнения, а также отраженную в сознании опрашиваемых информацию о фактах, событиях, оценках, связанных с их жизнедеятельностью. Главное достоинство данного метода — массовость, репрезентативность и возможность использования при проведении оперативных социологических исследований.
О.с. — ведущий метод в изучении сферы сознания людей: его роль и значение тем больше, чем слабее обеспеченность изучаемого явления статистической и документальной информацией и чем они меньше доступны непосредственному наблюдению.
На качество полученной методом О.с. информации влияют факторы, связанные, с одной стороны, с личностью самого респондента (уровень образования, культуры, свойства памяти, защитные механизмы психики, отношение к исследуемой проблеме и к человеку или организации, проводящей О.с.), а с другой — факторы, связанные с деятельностью самого исследователя (начиная с профессионализма в составлении опросного листа и заканчивая мастерством работы анкетера или интервьюера с респондентом по получению искомой информации). О.с. широко применяется и в изучении проблем социальной работы, и в процессе самой работы с получателями социальных услуг (клиентами).
Т.Н. Успенская
Лит.: Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г.В. Осипова. М.: НОРМА: ИНФРА-М, 1998; Бобосов Е.М. Социология: Энциклопедический словарь / Предисл. Г.В. Осипова. М.: URSS: Либроком, 2009; Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин и др. Мн.: Книжный дом, 2003; Павленок П.Д. Краткий словарь по социологии. 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 2011.
О.с. — ведущий метод в изучении сферы сознания людей: его роль и значение тем больше, чем слабее обеспеченность изучаемого явления статистической и документальной информацией и чем они меньше доступны непосредственному наблюдению.
На качество полученной методом О.с. информации влияют факторы, связанные, с одной стороны, с личностью самого респондента (уровень образования, культуры, свойства памяти, защитные механизмы психики, отношение к исследуемой проблеме и к человеку или организации, проводящей О.с.), а с другой — факторы, связанные с деятельностью самого исследователя (начиная с профессионализма в составлении опросного листа и заканчивая мастерством работы анкетера или интервьюера с респондентом по получению искомой информации). О.с. широко применяется и в изучении проблем социальной работы, и в процессе самой работы с получателями социальных услуг (клиентами).
Т.Н. Успенская
Лит.: Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г.В. Осипова. М.: НОРМА: ИНФРА-М, 1998; Бобосов Е.М. Социология: Энциклопедический словарь / Предисл. Г.В. Осипова. М.: URSS: Либроком, 2009; Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин и др. Мн.: Книжный дом, 2003; Павленок П.Д. Краткий словарь по социологии. 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 2011.
ОПРОС СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ
Метод получения первичной социологической информации через непосредственное или опосредованное обращение исследователя к одному или нескольким респондентам с целью получения от них необходимых данных в форме ответов на поставленные вопросы. Благодаря О. с. можно получить информацию как о социальных фактах, событиях, так и о мнениях и оценках людей. С помощью опросов социологи получают информацию как объективного, так и субъективного характера. До 90% информации социологи получают именно этим методом. Выделяются групповые и индивидуальные виды анкетных О. с. Во время группового анкетного опроса анкетер опрашивает сразу несколько человек, например студенческую группу. Групповые О. с. проводятся, как правило, по месту работы или учебы респондентов. Индивидуальные анкетные опросы могут проводиться как на рабочих местах респондентов, так и по месту их жительства. Индивидуальный опрос позволяет более точно отслеживать реакцию респондента на вопросы анкеты, больше уделять внимания общению с опрашиваемым, глубже проникать в мотивацию выбора ответов. По способу общения между анкетером и респондентом различают очный и заочный О. с. При очном опросе анкетер непосредственно общается с респондентом, анкета заполняется в присутствии анкете ра. При заочном опросе респондент получает и заполняет анкету, не вступая в личное общение с исследователем. По способу распространения анкет различаются прессовый, почтовый, раздаточный опросы, опросы через Интернет. Прессовый опрос предполагает, что анкета печатается в газетах или журналах. При почтовом опросе анкеты рассылаются респондентам по почте. Анкеты также размещают и на соответствующих сайтах в Интернете. Преимущество этих видов опросов состоит в возможности доступа к анкетам большого числа респондентов. Недостаток (причем, очень серьезный) в том, что возвращаемость таких анкет, как правило, очень низкая. Раздаточный опрос предполагает, что анкеты вручаются респондентам лично.
В этом случае респондент может уточнить у анкетера правила заполнения анкеты, прояснить для себя вопросы, вызвавшие затруднение, поэтому здесь процент возврата и качество заполнения анкет значительно выше. Чтобы получить нужную информацию, которую впоследствии можно будет подвергнуть научному анализу, необходимо правильно составить анкету. Структура анкеты должна включать в себя 3 части: вводную, основную, “паспортичку”.
В вводной части кратко говорится о целях и задачах исследования, сообщается о том, как будут использованы результаты, дается объяснение правил работы с анкетой, гарантируется анонимность ответов.
В конце вводной части выражается признательность за участие в опросе. Целью вводной части является создание положительной установки респондента на сотрудничество с исследователем, от которого во многом зависит качество заполнения и процент возврата анкет.
В основной части содержатся вопросы и варианты ответов на них.
В начале анкеты помещаются нейтральные вопросы, цель которых — заинтересовать респондента, включить в проблему, помочь освоить порядок работы с анкетой. Затем располагают основные вопросы. Ответы на них и дают ту информацию, которая необходима для реализации цели исследования. Анкетные вопросы подразделяются на структурные (закрытые) и неструктурные (открытые).
В структурных вопросах респонденту предлагается вопрос и несколько вариантов ответов на него, и респондент должен выбрать один или более из этих вариантов. Неструктурные вопросы — вопросы, в которых нет готовых вариантов ответа, и респондент должен сам в произвольной форме дать тот или иной ответ.
В этом случае респондент может уточнить у анкетера правила заполнения анкеты, прояснить для себя вопросы, вызвавшие затруднение, поэтому здесь процент возврата и качество заполнения анкет значительно выше. Чтобы получить нужную информацию, которую впоследствии можно будет подвергнуть научному анализу, необходимо правильно составить анкету. Структура анкеты должна включать в себя 3 части: вводную, основную, “паспортичку”.
В вводной части кратко говорится о целях и задачах исследования, сообщается о том, как будут использованы результаты, дается объяснение правил работы с анкетой, гарантируется анонимность ответов.
В конце вводной части выражается признательность за участие в опросе. Целью вводной части является создание положительной установки респондента на сотрудничество с исследователем, от которого во многом зависит качество заполнения и процент возврата анкет.
В основной части содержатся вопросы и варианты ответов на них.
В начале анкеты помещаются нейтральные вопросы, цель которых — заинтересовать респондента, включить в проблему, помочь освоить порядок работы с анкетой. Затем располагают основные вопросы. Ответы на них и дают ту информацию, которая необходима для реализации цели исследования. Анкетные вопросы подразделяются на структурные (закрытые) и неструктурные (открытые).
В структурных вопросах респонденту предлагается вопрос и несколько вариантов ответов на него, и респондент должен выбрать один или более из этих вариантов. Неструктурные вопросы — вопросы, в которых нет готовых вариантов ответа, и респондент должен сам в произвольной форме дать тот или иной ответ.
Источник: Словарь-справочник по социологии. 2018