ОПЫТ СОЦИАЛЬНЫЙ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ОПЫТ СОЦИАЛЬНЫЙ
совокупность накопленных знаний, навыков, умений, почерпнутых человеком, общностью, группой из реальной жизни, практической деятельности, процесса социального взаимодействия.

Источник: Словарь терминов по теории социальной работы

ОПЫТ СОЦИАЛЬНЫЙ
совокупность приобретенных социальными субъектами (индивидами, группами, народами, нациями) знаний, умений, навыков, привычек, обычаев, норм, традиций и др., которые являются основанием их практической жизни в обществе; совокупность всего того, что происходит с человеком в его жизни и что вона осознание; как философская категория опыт социальный – практиктическое сувственно- эмпирическое познание социальной действительности; единство знаний, умений и навыков. Понятие «опыт социальный» имеет двойное содержание: как процесс практического влияния человека на социальную среду и как последствие этого влияния в виде единства приобретенных знаний, умений и навыков. Психология рассматривает опыт социальный как объект познания и усвоения подрастающими поколениями в ходе их социализации, а также как результат этого усвоения на эмпирическом уровне. Кроме знаний, умений и навыков опыт социальный содержит выработанные человечеством нормы, традиции, обычаи, символы, ритуалы и др. Педагогика рассматривает опыт социальный как совокупность полученных на практике навыков и приемов воспитания и социального образования; планомерно внедренный отдельный или общий эксперимент. Разновидностями опыта могут быть: исторический (результаты теории и практик, полученные на протяжении всей истории человечества); массовый (широко применяемые большинством теории); передовой (лучшие результаты, полученные благодаря совершенствованию существующих средств и способов); новаторский (авторский, инновационный). Опыт приобретается на протяжении всей жизни: во время физического существования и уходом за свои здоровьем; во время общения и участия в жизни общества, сообщества, семьи; во время овладения информацией и во время культурного досуга, духовного роста; гармонии с природой, социумом и др.

Источник: Социальная работа. Краткий таджикско-русский энциклопедический словарь, 2009 (русскоязычная часть)

Опыт социальный
Досвід соціальний. Social experience. Совокупность практически приобретенных социальными субъектами (индивидами, группами, классами, нациями), в процессе их взаимодействия, знаний, умений, навыков, привычек, обычаев, норм, традиций, которые служат основой социально-практической жизнедеятельности этих субъектов, способами и средствами рационализации и оптимизации их взаимоотношений и формирования специфической духовной культуры, носителями которой они являются. О. с. – результат совместной деятельности субъектов социальных отношений, который опредмечен во всей системе социальных явлений, составляет их внутреннее содержание и превращает их в явления культуры. Социологический анализ О. с. – одна из наименее разработанных научных проблем. Традиционно проблема О. с. разрабатывалась только исторической наукой и лишь на описательном уровне, ибо история не имеет собственных методов анализа социального как такового. Поэтому здесь под опытом всегда подсознательно понимался лишь практический результат того или иного социального действия, которое фактически отождествляло его с социальным экспериментом. С другой стороны, опыт рассматривался в рамках гносеологической проблематики в качестве совокупности чувственных данных, которые служат практической основой и источником познания. Социологический анализ О. с. раскрывает собственно культурно-историческую природу социальных явлений, возможности разработки социальных технологий, дает возможность конкретизировать принципы управления социальными процессами. С точки зрения социологии культуры, О. с. можно рассматривать в качестве одной из категорий культуры (не как одно из наиболее общих понятий, а как ее структурный элемент), которые, будучи воплощением сущностных сил человека, своей совокупностью составляют способ собственно человеческого существования в мире. Кроме опыта, такими категориями являются знания, вера, интерес, потребность, разум, ценностные ориентации и т. д. С этой точки зрения О. с. как результат практической деятельности одновременно существует в трех формах: исторически сложившейся культуры соответствующих общественных отношений (воплощаясь в традициях, привычках, обычном праве, общественно признанных культурных идеалах, нормах и ценностях и т. д.); внутреннего индивидуального опыта (который воплощен во всей совокупности субъективных (практических) способностей индивида, чем создает его внутреннюю собственную духовную культуру, определенная мера развития которой дает основание говорить об индивиде как личности; и в опредмеченной форме, т. е. в форме всей совокупности предметов материальной культуры, вследствие чего они и приобретают собственно культурное значение и могут быть распредмечены, т. е. использоваться по их субъективному (практическому) предназначению. Отличается О. с. как категория культуры и своими социально-функциональными особенностями, выполняя: а) коммуникативную функцию, т. е. обусловливает возможность и характер исторической связи между поколениями в обществе через образование механизмов и предметов социального наследования; б) функцию социальной памяти, а также в) создает возможность присутствия в современном как прошлого, так и будущего как практически возможного; г) является внутренним содержанием социальных законов, обусловливая этим возможность их познания; д) опосредует процесс познания в целом, чем создает возможность образования понятийного аппарата науки в целом и категориального строя мышления и т. д. Полифункциональный характер О. с. обусловливает еще одну его особенность, которая отражается на всей культуре – функциональный синкретизм, т. е. нераздельность всех его функций. Например, традиции как социальное явление воплощают в себе в нерасчлененном виде и связь поколений, и социальную память, выполняют информативную и воспитательную функцию, сохраняют возможность культурной самоидентификации во времени субъекта опыта как субъекта культуры и т. д. Многогранность форм О. с. приводит к необходимости его классификации по различным признакам. Так, он классифицируется: 1) по уровню значимости – обыденный, жизненный, исторический и т. д.; 2) по субъекту – свой, чужой, классовый, групповой, индивидуальный и т. д.; 3) по оценочному отношению к нему – позитивный и негативный; 4) по способу проявления – внутренний и внешний; 5) по сферам деятельности – этический, эстетический, научный, религиозный и т. д. См. также Обмен опытом, Опыт, Опыта социального функции, Опыт вторичный, Опыт духовный, Опыт индивидуальный, Опыт исторический Опыт первичный, Опыт религиозный, Опыт
эмоциональный и Опытный человек.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
516.06 кб

Человек в опыте социального

Лобова Т. Г.
Один из вопросов, над которым размышляет автор статьи, состоит в том, что человек обнаруживает для себя в опыте социального, в чем заключается ценность данного опыта.
Читать PDF
203.80 кб

Социальная этика и миграционный опыт

Метелев Игорь Сергеевич
В статье рассматривается социализация мигрантов как переселенцев, осуществляющаяся в формах приспособительного поведения, соответствующего ожиданиям выделены варианты взаимоотношений личности трудового мигранта и текущей окружающе
Читать PDF
562.55 кб

Социальное время – опыт истолкования

Ильясов Фархад Назипович
Одной из причин, усложняющих понимание времени, является смешение двух взаимосвязанных, но не идентичных истолкований: 1. время как мера, эталон длительности, 2. время как мера изменений объекта, «собственное время объекта».
Читать PDF
229.29 кб

ШВЕДСКИЙ ОПЫТ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Антропов Владислав Владимирович
Читать PDF
159.48 кб

Социальная природа миграционного опыта

Метелёв Игорь Сергеевич
Автор рассматривает универсальный характер феномена «человека мигрирующего», раскрывает содержание основных понятий миграционного процесса.
Читать PDF
377.04 кб

Немецкий опыт социальной работы с инвалидами

Лукин Н.С., Яковлев П.А.
Анализируется с точки зрения социальной работы программа «Добровольный Социальный Г од» (Freiwilliges Soziales Jahr), в которой участвуют студенты факультета социальных наук ННГУ им. Н.И.
Читать PDF
329.54 кб

Опыт воспитания социальной активности студентов

Кропачева Н. , Нескорова Т.
Читать PDF
356.04 кб

Опыт подготовки социальных технологов в педвузе

Читать PDF
140.79 кб

Социальный проект "мы вместе": опыт организации

Хапаева Светлана Сергеевна, Ершова Елена Станиславовна, Ершова Софья Альбертовна
Цель исследования определить влияние социального проекта на вовлечённость студентов в учебный процесс и академическую успеваемость, выявить долгосрочные результаты участия студентов в социальном проекте.
Читать PDF
112.72 кб

Эффективность социальной рекламы: опыт измерения

Ковалева А. В.
Читать PDF
477.71 кб

КРАТКИЙ ОБЗОР ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ

Жумабаева Меруерт Ербосыновна
В статье раскрываются три социально-политических модели государства, специфика компонентов системы социального обеспечения каждой модели, их конкретного содержания и форм.
Читать PDF
185.50 кб

Из опыта клубной социально-педагогической работы

Ефимова Марина Викторовна
Читать PDF
235.61 кб

История и социальная теория: опыт взаимодействия

Терещенко Наталья Анатольевна
Статья посвящена анализу взаимоотношений социальной теории и исторического знания.
Читать PDF
113.52 кб

Опыт моделирования культуры как социальной системы

Флиер Андрей Яковлевич
Теоретическое осмысление культуры включает в себя множество вопросов, варианты ответов на которые формируют определенную концепцию научной интерпретации феномена культуры.
Читать PDF
193.61 кб

Опыт социальной работы с пожилыми людьми за рубежом

Давыдова О. В.
В статье рассматривается опыт социальной работы с пожилыми людьми в странах Западной Европы и США. Указаны особенности деятельности государственных и об-щественных учреждений в этих государствах.

Похожие термины: