ОПЫТ СОЦИАЛЬНЫЙ
ОПЫТ СОЦИАЛЬНЫЙ
совокупность накопленных знаний, навыков, умений, почерпнутых человеком, общностью, группой из реальной жизни, практической деятельности, процесса социального взаимодействия.
ОПЫТ СОЦИАЛЬНЫЙ
совокупность приобретенных социальными субъектами (индивидами, группами, народами, нациями) знаний, умений, навыков, привычек, обычаев, норм, традиций и др., которые являются основанием их практической жизни в обществе; совокупность всего того, что происходит с человеком в его жизни и что вона осознание; как философская категория опыт социальный – практиктическое сувственно- эмпирическое познание социальной действительности; единство знаний, умений и навыков. Понятие «опыт социальный» имеет двойное содержание: как процесс практического влияния человека на социальную среду и как последствие этого влияния в виде единства приобретенных знаний, умений и навыков. Психология рассматривает опыт социальный как объект познания и усвоения подрастающими поколениями в ходе их социализации, а также как результат этого усвоения на эмпирическом уровне. Кроме знаний, умений и навыков опыт социальный содержит выработанные человечеством нормы, традиции, обычаи, символы, ритуалы и др. Педагогика рассматривает опыт социальный как совокупность полученных на практике навыков и приемов воспитания и социального образования; планомерно внедренный отдельный или общий эксперимент. Разновидностями опыта могут быть: исторический (результаты теории и практик, полученные на протяжении всей истории человечества); массовый (широко применяемые большинством теории); передовой (лучшие результаты, полученные благодаря совершенствованию существующих средств и способов); новаторский (авторский, инновационный). Опыт приобретается на протяжении всей жизни: во время физического существования и уходом за свои здоровьем; во время общения и участия в жизни общества, сообщества, семьи; во время овладения информацией и во время культурного досуга, духовного роста; гармонии с природой, социумом и др.
Источник: Социальная работа. Краткий таджикско-русский энциклопедический словарь, 2009 (русскоязычная часть)
Опыт социальный
Досвід соціальний. Social experience. Совокупность практически приобретенных социальными субъектами (индивидами, группами, классами, нациями), в процессе их взаимодействия, знаний, умений, навыков, привычек, обычаев, норм, традиций, которые служат основой социально-практической жизнедеятельности этих субъектов, способами и средствами рационализации и оптимизации их взаимоотношений и формирования специфической духовной культуры, носителями которой они являются. О. с. – результат совместной деятельности субъектов социальных отношений, который опредмечен во всей системе социальных явлений, составляет их внутреннее содержание и превращает их в явления культуры. Социологический анализ О. с. – одна из наименее разработанных научных проблем. Традиционно проблема О. с. разрабатывалась только исторической наукой и лишь на описательном уровне, ибо история не имеет собственных методов анализа социального как такового. Поэтому здесь под опытом всегда подсознательно понимался лишь практический результат того или иного социального действия, которое фактически отождествляло его с социальным экспериментом. С другой стороны, опыт рассматривался в рамках гносеологической проблематики в качестве совокупности чувственных данных, которые служат практической основой и источником познания. Социологический анализ О. с. раскрывает собственно культурно-историческую природу социальных явлений, возможности разработки социальных технологий, дает возможность конкретизировать принципы управления социальными процессами. С точки зрения социологии культуры, О. с. можно рассматривать в качестве одной из категорий культуры (не как одно из наиболее общих понятий, а как ее структурный элемент), которые, будучи воплощением сущностных сил человека, своей совокупностью составляют способ собственно человеческого существования в мире. Кроме опыта, такими категориями являются знания, вера, интерес, потребность, разум, ценностные ориентации и т. д. С этой точки зрения О. с. как результат практической деятельности одновременно существует в трех формах: исторически сложившейся культуры соответствующих общественных отношений (воплощаясь в традициях, привычках, обычном праве, общественно признанных культурных идеалах, нормах и ценностях и т. д.); внутреннего индивидуального опыта (который воплощен во всей совокупности субъективных (практических) способностей индивида, чем создает его внутреннюю собственную духовную культуру, определенная мера развития которой дает основание говорить об индивиде как личности; и в опредмеченной форме, т. е. в форме всей совокупности предметов материальной культуры, вследствие чего они и приобретают собственно культурное значение и могут быть распредмечены, т. е. использоваться по их субъективному (практическому) предназначению. Отличается О. с. как категория культуры и своими социально-функциональными особенностями, выполняя: а) коммуникативную функцию, т. е. обусловливает возможность и характер исторической связи между поколениями в обществе через образование механизмов и предметов социального наследования; б) функцию социальной памяти, а также в) создает возможность присутствия в современном как прошлого, так и будущего как практически возможного; г) является внутренним содержанием социальных законов, обусловливая этим возможность их познания; д) опосредует процесс познания в целом, чем создает возможность образования понятийного аппарата науки в целом и категориального строя мышления и т. д. Полифункциональный характер О. с. обусловливает еще одну его особенность, которая отражается на всей культуре – функциональный синкретизм, т. е. нераздельность всех его функций. Например, традиции как социальное явление воплощают в себе в нерасчлененном виде и связь поколений, и социальную память, выполняют информативную и воспитательную функцию, сохраняют возможность культурной самоидентификации во времени субъекта опыта как субъекта культуры и т. д. Многогранность форм О. с. приводит к необходимости его классификации по различным признакам. Так, он классифицируется: 1) по уровню значимости – обыденный, жизненный, исторический и т. д.; 2) по субъекту – свой, чужой, классовый, групповой, индивидуальный и т. д.; 3) по оценочному отношению к нему – позитивный и негативный; 4) по способу проявления – внутренний и внешний; 5) по сферам деятельности – этический, эстетический, научный, религиозный и т. д. См. также Обмен опытом, Опыт, Опыта социального функции, Опыт вторичный, Опыт духовный, Опыт индивидуальный, Опыт исторический Опыт первичный, Опыт религиозный, Опыт
эмоциональный и Опытный человек.
эмоциональный и Опытный человек.