Орфоэпия

Найдено 1 определение
Орфоэпия
греч. orthoepeia, от orthos – правильный, и epos – речь). 1. Совокупность произносительных норм национального языка, обеспечивающая сохранение традиционного единообразия его звукового оформления. 2. Раздел языкознания, изучающий произносительные нормы языка. Основные нормы современной русской устной речи определил разговорный язык Москвы в XVII веке. В петровскую эпоху русский язык становится национальным – однако, это относится преимущественно к устной речи, литературным письменным языком продолжал оставаться славянский. К середине XVIII века происходит синтез церковнославянского и бытового языков и образуется новое языковое явление. Окончательно нормы русского литературного произношения устанавливаются в пушкинскую эпоху. В 40-х годах XIX века дальнейшее обогащение речи происходит за счет интеграции в общенациональную речь диалектных речевых фрагментов. Литературная бытовая речь признается культурной ценностью. Носителем эталонов культурной речи остается дворянская интеллигенция, к концу века в культурной жизни страны появляется новая сила – разночинцы, чье влияние на развитие речи совпадает с усилением роли Петербурга. Уже устоявшиеся орфоэпические формы оказываются под влиянием петербургского произношения. В противоборстве двух тенденций – разночинской, петербургской, и дворянской, московской, рождается общий эталон – театральная речь. Сложный процесс трансформации орфоэпических норм происходил в советское время. Прежняя произносительная норма отвергается как буржуазно-дворянская, резко возрастает роль устной речи, что совпадает с периодом бурного развития радиовещания. В 1920–1930-е годы радиовещание начинает определять уровень речевой культуры. Важнейшим фактором развития языка является и многонациональный характер страны, что актуализирует потребность в закреплении единых произносительных норм. Распространителем единого произношения становится радио, его дополняет кино, позже – телевидение. Тенденцией современных радио и телевидения является стремительное приближение радио- и телевизионной речи к живому разговорному языку. Стремление к разговорности делает речь живой, образной, из речевого оборота изымаются штампы и стандарты. Однако, если это стремление не подкреплено серьезным знанием основ орфоэпии, возникает ситуация речевой вседозволенности. Телевидение и радио начинают тиражировать речевые ошибки. Особенно свойственно это явление небольшим региональным студиям, где зачастую в эфире работают люди, не имеющие соответствующего образования, специальной подготовки. Доходит до того, что интервьюируемый участник программы говорит с соблюдением литературных норм, а корреспондент или ведущий о данных нормах и не слышал никогда. В современном телевидении высок удельный вес неорганизованной речи – интервью, выступления экспертов, экспресс-опросы, прямые эфиры и т.д. В качестве противовеса этой неорганизованной речи, журналист должен соблюдать норму как часть общей гармоничной картины явления, называемого живым русским языком.

Источник: Энциклопедический словарь СМИ

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
0.00 байт

Трудности в обучении орфоэпии в условиях двуязычия и пути их преодоления с помощью аудиовизуальных с

Магомедова Заграт Расуловна
Разработана система преодоления интерференции орфоэпических ошибок на основе использования аудиовизуальных средств, включающая шесть этапов.
Читать PDF
0.00 байт

Элективный курс как средство повышения орфоэпической культуры учащихся

Сидорова Н. В.
В статье автор поднимает вопрос о недостаточно высоком уровне овладения учащимися нормами орфоэпической культуры.
Читать PDF
0.00 байт

Изучение орфоэпии в рамках курса «Русский язык и культура речи»

Львов В. В.
Читать PDF
0.00 байт

Формирование и развитие орфоэпических умений и навыков в процессе обучения культуре речи

Киселева Е. Ю.
Повышение уровня языковой культуры (совершенствование орфоэпических умений и навыков) возможно только на базе развитого речевого слуха и обеспечивается системой разнообразных целенаправленных упражнений.
Читать PDF
0.00 байт

Определение школьниками содержания минутки чистописания в 1-м классе на основе орфоэпического матери

Жуйкова Наталия Сергеевна
Статья посвящена вопросам организации и проведения минутки чистописания на уроках русского языка.
Читать PDF
0.00 байт

Требования ФГОС к обучению орфоэпии в начальной школе и их реализация в современных учебниках по рус

Андреева Ирина Николаевна, Набиуллина Наиля Тахировна
В статье рассматриваются требования новых образовательных стандартов, понятие преемственности; проводится сопоставление различных учебников начальной школы по тому, как соблюдается преемственность в формулировке заданий, в изучени
Читать PDF
0.00 байт

Формирование орфоэпических и орфографических умений и навыков у авароязычных учащихся 1 класса с исп

Магомедова Заграт Расуловна, Расулова Зарема Магомедсайпулаевна
Цель. Рассмотреть особенности формирования грамотного произношения и письма у первоклассников, разработать системы формирования орфоэпических и орфографических умений и навыков с использованием информационных технологий. Метод.