ОРГАНИЦИЗМ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ОРГАНИЦИЗМ
от греч-organifcos - органический) - англ. organicism; нем. Organizismus. Методол. ориентация, к-рая в отличие от атомизма и механицизма объясняет природные и соц. явления по аналогии с организмом или организацией, как неразложимое целое.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Органицизм
методологическая ориентация, получившая распространение во второй половине XIX в. В ней общество рассматривается как целостный организм, поведение которого неразложимо на отдельные элементы. Наиболее известны биосоциальные теории (А. Шеффле, Р. Вормс, П. Лилиенфельд), в которых проводились прямые аналогии между обществом и организмом: торговля уподоблялась кровообращению, деятельность правительства — функционированию головного мозга и т. д. Однако существовали и иные направления О., к примеру социально-психологическое, согласно которому целостность общества определяется коллективным сознанием, несводимым к сознанию отдельных индивидов. О. сыграл положительную роль при переходе от механицистских моделей общества как совокупности отдельных, изолированных индивидов («робинзонад») к более сложным моделям, в которых общество и другие социальные образования рассматриваются как определенное целое, В этом отношении он может рассматриваться в качестве предшественника современных системных подходов в социологии. В современной социологии О. имеет более сложные формы и отражает сближение биологии с общественными науками, которое выражается, в частности, в становлении и развитии самостоятельной научной дисциплины — социобиологии. Современная наука признает некоторое сходство между обществом и организмом. Но между ними существуют и принципиальные различия, что исключает прямые аналогии.

Источник: Социология. Словарь по обществознанию

ОРГАНИЦИЗМ
методологическая ориентация концепций об-ва на аналогии с понятием организма как неразложимого целого, в отличие от механицистских моделей об-ва как агрегата элементов, к-рые можно изучать независимо друг от друга. История обществ, мысли знает: (1) филос. О. (Шеллинг, Гегель, романтики, А. Н. Уайтхед и др.), производный от древней идеи одушевленного макрокосмического порядка, всеединства и противостоявший номинализму и механицизму франц. просветителей, социальных физиков, англ. экономистов, утилитаристов и т. п.; (2) биоорганические теории об-ва как сверхорганизма, ориентированные на эволюционную биологию и аналогии со строением и функциями живого организма (Органическая школа); (3) социально-психологический О., полагавший, что целостность об-ва заключается в коллективном разуме, сознании, волеизъявлении как самостоятельной реальности, несводимой к сознанию образующих социум индивидов (Социологизм). О. в свое время способствовал переходу от схем взаимодействия изолированных индивидов («робинзонад») к изучению целостных социальных образований (гос-ва, интов, организаций и т. п.), поведение к-рых неразложимо на локальные события и индивидуальные действия, и в этом смысле был предшественником совр.системных подходов в социологии. Но как в своих метафизических, так и в псевдопозитивных (ставшие на место объективного духа законы природы и биологического организма) формах О. обычно преувеличивал степень культурного, нормативного, морально-целевого и т. п. единства об-ва, а также органичность и единообразие исторического процесса. Консервативный О. (де Местр и др.) принижал в своих теориях активность исторического субъекта, фактор личности и свободной воли. Он акцентировал необходимость иерархии в об-ве (единого управляющего центра) и такую принудительную взаимозависимость его частей, к-рая из боязни расстройства целого, «смерти» обществ, организма подавляла бы мн. «нормальные» формы деятельности индивида. Либеральный О. мог совмещаться с индивидуализмом (Спенсер и его школа), опираясь на др. органические аналогии. Подобно тому как контролирующие функции тела не все сосредоточены в одном органе, но рассеяны по всему организму, социальный организм подлинно скрепляют не внешний авторитет и политическая верховная власть, а распространение моральных, демократических, гражданских и др. социальных чувств в об-ве.
Центр больше зависит от частей, чем они от него. Совр. социология признает нек-рые сходства между об-вом и организмом, напр.: (1) социальные ин-ты взаимосвязаны подобно органам тела и живут, несмотря на смену своего «персонала», как это происходит при обновлении клеток в органах; (2) в обоих случаях действуют процессы самосохранения и обратной связи как адаптивные реакции на окружение; (3) обществ, разделение труда находит некрые аналогии в специализации органических функций. Но об-ва совершенно не походят на организмы в др. отношениях: (1) связи в об-ве культурно-информационные, идейные, смысловые, а не чисто материальные, как в организме; (2) об-ва состоят из автономных индивидов, к-рые могут использовать социальную систему для собственных целей, а не для блага и продления жизни целого. Сами об-ва не имеют интересов, потребностей или целей, но лишь влияют на мысли и действия членов своей организацией, структурой; (3) об-ва имеют гораздо менее четкие границы, различаясь, напр., только политически, но не культурно, религиозно и национально; (4) структуры и функции гораздо менее тесно связаны в об-вах, чем в организмах, об-ва не размножаются и т. д. Все это делает органические аналогии полезными скорее в метафорическом, чем в реальном научно-поисковом плане. Проявления О. в совр. социологии (в структурном функционализме, в социобиологии и др.) — часть более широкого процесса сближения биологии с обществ, науками. А. Д. Ковалев

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
198.73 кб

Интуитивизм, органицизм и синергетика в учении Н. О. Лосского

Маслобоева Ольга Дмитриевна
В статье раскрывается внутреннее единство концепции оригинального русского мыслителя, принадлежащего к отечественному органицизму и космизму, а также значимость идей Н.О.
Читать PDF
127.53 кб

Всеединство, органицизм и устойчивое развитие в системе универсальных представлений о мире

Кузьмина Галина Павловна, Глухова Ольга Юрьевна
Рассмотрены реалии и перспективы обобщающего изучения бытия, на основании, главным образом, трех известных концепций недавнего прошлого и современности: философии всеединства, органицизма и концепции устойчивого развития.
Читать PDF
370.86 кб

Социально-философский органицизм о проблеме объективности и закономерности исторического процесса

Фатенков А. Н.
Читать PDF
204.30 кб

Российский органицизм и космизм о роли субъективного фактора в современном мире

Маслобоева Ольга Дмитриевна
Раскрывается вклад российского органицима и космизма в разработку современного философско-антропологического проекта.
Читать PDF
201.15 кб

2011. 04. 001-003. Гендерный конструкт, логика органицизма и прагматика согласия. (Сводный реферат)

Панов С. В., Ивашкин С. Н.
Читать PDF
103.22 кб

Идея органицизма в современных исследованиях человека и общества

Канарш Григорий Юрьевич
Обращение к исследованию идей органицизма в современных науках о человеке и обществе, предпринятое в данной статье, продиктовано двумя важными, с точки зрения автора, обстоятельствами.
Читать PDF
356.88 кб

Теоретико-методологический потенциал российского органицизма и космизма в контексте современной науч

Маслобоева Ольга Дмитриевна
The article shows the world outlook, theoretical and methodological substance of Russian organicism and cosmism which ideas obviously promoted the change from classical to modern science, and also caused the world outlook reorient
Читать PDF
439.58 кб

Органицистская модель г. Спенсера: актуальность подхода

Комиссаров И.И.
В данной статье представлен анализ органицистской модели Г. Спенсера. В ходе структурирующего описания были выявлены как ее преимущества, так и недостатки.
Читать PDF
312.29 кб

Российские органицисты и космисты о природе человека

Маслобоева Ольга Дмитриевна
В статье раскрывается вклад российского органицизма и космизма в развитие философской антропологии. Начиная с рубежа XIX-XX вв.

Похожие термины:

  • ОРГАНИЦИЗМ СОЦИАЛЬНЫЙ

    методологич. ориентация концепций об-ва на аналогии с понятием организма как единого целого в отличие от механицистских (см. Механицизм в социологии) моделей об-ва как агрегата элементов, независи
  • Органицизм в социологии

    Исходный путь органицизма - гипотетическое отождествление общества с организмом. А.И.Стронин (1826-1889). Основные социологические работы: "История и метод", "Политика как наука", "История и общественнос