Организация социологического исследования

Найдено 1 определение
Организация социологического исследования
это всестороннее обеспечение его подготовки и проведения в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научному исследованию. Поскольку социологическое исследование является сложным комплексом научно-теоретических и практических мероприятии, при его реализации необходимо предусматривать решение вопросов, связанных с финансированием, контактами с заказчиком, разработкой рабочего плана, подготовкой исполнителей (анкетеров, интервьюеров, кодировщиков), разъяснительной работой на объекте исследования. Социологическое исследование может проводиться как на основе госбюджетного финансирования, так и на условиях хозяйственного договора. В зависимости от способа финансирования между заказчиком и исполнителем заключается либо наряд-заказ на исследование, либо договор. В этом документе определяются размер и источники финансирования, сроки проведения исследования и вид итогового документа. На данной стадии подготовки принципиально важно согласовать с заказчиком цель и задачи исследования, зафиксировать их документально. Это имеет особое значение при работе по договору. Предварительное согласование целей и задач исследования помогает избежать недопонимания и трений при утверждении его итогового отчета. Важным моментом О. с. и. являются подбор, подготовка исполнителей и контроль за их работой. Подбор исполнителей полевого этапа исследования (анкетеров и интервьюеров) осуществляется с учетом их эрудиции, коммуникабельности, психологической готовности к Данной работе. Но в зависимости от исследуемой проблемы определенное значение могут приобретать и такие характеристики, как пол, возраст, уровень образования, социальный статус исполнителя. Количество исполнителей в конкретном исследовании зависит от объема выборки, времени заполнения анкеты или бланка интервью, техники опроса и времени, за которое необходимо собрать первичную информацию. При подготовке анкетеров и интервьюеров их необходимо ознакомить с целями и задачами исследования, психологическими особенностями контакта с респондентами, а также дать конкретные инструкции по проводимому исследованию, провести контрольное интервью (анкетирование) среди исполнителей, разобрать и проанализировать типичные ошибки. Контроль за работой исполнителей осуществляется как сплошной проверкой анкет или бланков интервью на полноту и правильность заполнения, так и выборочными беседами с респондентами. Наряду с инструкцией интервьюеру (анкетеру) разрабатывается и инструкция кодировщику информации, в которой указывается способ закрытия открытых вопросов и перевода информации на машинные носители. При О. с. и. особое значение имеет контакт с респондентами. До начала этапа сбора информации они должны быть проинформированы в какой-либо форме (письменно или устно) о предстоящем исследовании и его целях, а по завершении о результатах. От уровня О. с. и. зависит в целом его качество, научная и практическая эффективность.

Источник: Социологический справочник