Организационная культура (по типологии Г. Лэйн и Дж. Дистефано)
Организационная культура (по типологии Г. Лэйн и Дж. Дистефано)
предложили типологию, основанную на оценке подхода организации к решению шести основных проблем: отношение человека к природе, ориентация во времени, представления о природе человека, ориентация на деятельность, отношения между людьми, ориентация в пространстве. Каждая из предложенных переменных может иметь несколько вариаций:1. Отношение человека к природе может проявляться в трех формах; подчинение природе, попытки установить гармонию с природой или господство над ней. 2. Ориентация во времени может быть представлена в организационной культуре как попытка жить прошлым, настоящим или будущим. 3. Представления а природе человека в той или и ной организационной культуре могут отталкиваться от трех исходных положений: человек изначально плох (ленив, имеет низким уровень мотивации и нуждается в постоянном контроле); человек изначально нейтрален (уровень мотивации активности и лояльности персонала будет зависеть от условий организации деятельности); человек изначально хорош (имеет высокий уровень мотивации и преданности организации и главное его «не испортить»). Кроме того, что в организационной культуре находят свое отражение эти исходные положения о природе человека, в ней также представлены убеждения о том, можно или нельзя изменить его личностные особенности, если они не подходят организации. 4. Ориентация на деятельность в организационных культурах может быть представлена тремя типами: убежденность в том, что главное в работе получаемое от нее удовлетворение; уверенность, что в работе главное процесс ее выполнения; преимущественная направленность на окончательный результат. 5. Отношения между людьми в организациях с разным типом культуры могут строиться на основе иерархических; групповых или индивидуальных связей. 6. Различия культур по ориентации в пространстве связаны с особенностями самовосприятия организации. Организации могут представлять себя как частичку общества, умеренно сочетать индивидуализм с принадлежностью к социальной системе, позиционировать себя как независимую самостоятельную единицу.
Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.