ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ

Найдено 1 определение
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ
Понятие вошло в социологию труда в 1960— 1970-х гг. XX в. в связи с интересом к экономич. взлету японской промышленности. К этому времени управление большими организационными системами мультинациональных корпораций, чьи произв. мощности и системы обслуживания были размещены по всему миру, столкнулось с проблемами, для решения которых потребовалось осмысление культурных особенностей той или иной страны.
О. к. п. рассматривалась первоначально как производная от нац. культуры, определяющая приемы менеджмента, найма на работу, модели карьеры, мотивации и взаимоотношений на уровне рабочего места. Методология первых исследований О. к. п. развивалась в направлении, представленном работами Г. Хофштеда, где в качестве параметров организационной культуры выделяются такие фиксируемые психологич. тестами переменные, как дистанция власти, мужественность-женственность, преодоление неопределенности, индивидуализм и коллективизм, горизонт планирования карьеры на предприятии.
Позднее О. к. п. стала рассматриваться более узко, применительно к особенностям конкретных организаций как совокупности людей, выполняющих совместную целенаправленную деятельность. В этом подходе О. к. п. — система ценностей, принятая в организации, и соответствующие практики взаимоотношений между ее сотрудниками. Считается, что должна быть создана «сильная» корпоративная культура, которая не только бы принималась всем персоналом, но и работала на цели организации. Она может быть «жесткой» и «гибкой». «Жесткая» рассматривается как условие успеха там, где на работников воздействуют с помощью «натаскивания» (trenning), постоянного наблюдения за дисциплиной. Альтернатива «жесткой культуре» — гибкая организация: работник «наделяется полномочиями» брать инициативу на себя и через представительные органы соучаствовать в управлении.
Иная традиция рассмотрения и объяснения О. к. п. в соц. антропологии, исследованиях субкультур. «Индустриальная субкультура» — особая система смыслов поведения, разделяемых занятыми на данном предприятии, в организации.
О. к. п. в реформируемой России складывается противоречиво, сохраняя как советские, так и западноевропейские традиции. Предстоит формирование некоего «органичного» образца путем проб и ошибок.
Лит /.Данилова E., Тарарухина М. Российская производственная культура в параметрах Хофштеда // Мониторинг общественного мнения. 2003. 3; Киблицкая М. Русский частный бизнес: взгляд изнутри // Рубеж. 1997. 10— И; Пригожий А. Проблема синергии организационных культур в русско-американских совместных предприятиях/ / Менеджмент. 1995. № 1; Становление трудовых отношений в постсоветской России / Под ред. Дж. ДеБарделебен, С. Климовой, В. Ядова. — М.: «Академический проект», 2004; Щербина С. В. Организационная культура в западной традиции: природа, логика формирования и функции // Социологические исследования. 1996. № 7; Шершнева Е. Л., Фельдхофф Ю. Культура труда в процессе социально-экономических преобразований. — СПб.: «Петрополис», 1999.
В. Романов

Источник: Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
245.78 кб

Культура управления организационным развитием предприятия

Бобровский Св
В статье показано, что организационное развитие это процесс плановых изменений организационной культуры на основе методик, теорий и результатов исследований наук о поведении; выявлена позитивная роль рутинизации предприятия, котор
Читать PDF
182.14 кб

Развитие организационной культуры на российских предприятиях

Баландина Т. М.
Проанализированы различные теоретические взгляды на организационную культуру, определены ее уровни и структура, раскрыты критерии ее развития, определены параметры оценки.
Читать PDF
133.43 кб

Экономическая успешность и организационная культура предприятия

Кожемякин Василий Анатольевич
В статье рассматривается организационная культура как фактор экономической и кадровой стабильности предприятия.
Читать PDF
251.88 кб

Социальные коммуникации в системе организационной культуры предприятия

Баландина Т.М.
В статье исследованы концепции социальных коммуникаций, парадигмы организационной культуры, интегрируется теоретический контекст взаимозависимости развития социальных коммуникаций и организационной культуры на современном предприя
Читать PDF
10.64 мб

Трудовые династии как элемент организационной культуры коллективных предприятий

Хабибуллин Р.И., Ягудина О.В.
Предмет.
Читать PDF
234.45 кб

Организационная культура предприятия: основные концепции иностранных исследований

Халеев А. И.
В статье на широком материале иностранных исследований автор показывает пути развития и современное состояние исследования вопроса организационной культуры предприятия.
Читать PDF
218.24 кб

Проблема информационной асимметрии восприятия организационной культуры предприятий

Константинов Николай Игоревич
Читать PDF
160.57 кб

Организационные культуры и управление знаниями на предприятиях: проблемы взаимной адаптации

Аксёнова Наталья Владимировна
Рассматривается зависимость реализации проектов в области управления знаниями от существующей на предприятии организационной культуры.
Читать PDF
193.72 кб

Методы адаптации персонала конкурентоспособного предприятия к новой организационной культуре

Родионова В. О.
Работа посвящена методам адаптации персонала к новой организационной культуре. Выделены три метода адаптации и в рамках каждого описаны конкретные мероприятия по его реализации.
Читать PDF
398.26 кб

Ордерная диагностика степени сформированности субордеров организационной культуры предприятия

Дорошин Илья Александрович, Князев Евгений Борисович
В данной статье приведены результаты исследования, проведенного с помощью новой методики ордерной диагностики Л.Н. Аксеновской. Методика позволяет оценить степень сформированности субордеров организационной культуры.
Читать PDF
257.49 кб

Управление организационной культурой на предприятиях регионального агропромышленного комплекса

Кац Елена Александровна
В статье отмечается, что социально-экономические результаты деятельности организации непосредственно зависят от уровня ее культуры.
Читать PDF
330.35 кб

Ценностно-ориентированный подход к формированию организационной культуры российских предприятий

Капрова Ю. А.
В статье обосновывается необходимость изучения и развития ценностноориентированного подхода к управлению в качестве формирующей модели организационной культуры предприятия и всей системы управления, основанной на ценностях.
Читать PDF
279.37 кб

Организационная культура промышленных предприятий: исследование немецкого строительного концерна

Смирнова Наталья Игоревна
Цель исследования показать процесс возникновения и воспроизводства организационной культуры, трактуемой с позиции социального конструктивизма: как определенная система смыслов, возникающая в связи с интерпретацией организационных
Читать PDF
244.06 кб

Мотивационные детерминанты различий организационно-культурных предпочтений персонала предприятий

Шакурова А. В.
Читать PDF
172.05 кб

Бизнес заботы: организационная культура и социально-психологический потенциал развития предприятий

Захарова Людмила Николаевна, Примак Анна Игоревна
Представлены результаты теоретико-эмпирического исследования проблемы смены регуляторов деятельности при изменении социально-экономической ситуации.