ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ

Найдено 1 определение
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ
специальные государственные органы, занимающиеся обустройством коренных малочисленных народов, национальных меньшинств, регулированием межнациональных отношений в многонациональных государствах. В разных странах эти органы имеют различные названия и статус, численность аппарата, но в целом их задачи сходны — они призваны решать проблемы в сфере национальных отношений, отстаивать и защищать права «нетитульных» народов, национальных меньшинств.
В Российской империи еще в первой половине XIX в. в составе Министерства внутренних дел был создан департамент по делам инородцев, который занимался вопросами развития коренных народов Севера, Сибири, Дальнего Востока, других малочисленных народов, относящихся к инородцам. Департамент разрабатывал и издавал положения и циркуляры относительно правового положения и устройства этих народов. В первые же дни после Октябрьской революции был создан особый орган — Народный комиссариат по делам национальностей, ведающий национальными и межнациональными проблемами в России. Наркомнац был упразднен в 1923 г., вскоре после образования СССР. В Союзе ССР специального государственного органа, осуществляющего управление национальными отношениями, не было. Фактически же вопросами межнациональных отношений занимались партийные органы всех уровней. Лишь в 1989 г. в РСФСР был создан Государственный комитет по национальным вопросам (Госкомнац РСФСР). После ряда преобразований данный орган в 1997 г. стал Министерством по делам национальностей и федеративным отношениям. Органы, занимающиеся делами национальностей, национальных меньшинств, имеются в большинстве стран ближнего зарубежья.
Во многих полиэтнических государствах дальнего зарубежья также имеются специальные правительственные органы, занимающиеся национальными проблемами. В Китае — это Комитет национальностей. В США — Бюро по делам индейцев, иммиграционные и другие службы. В Канаде — Министерство по делам индейцев и развития Севера, Совет по многокультурности. способны перерасти в конфликт в регионе СБСЕ и требуют мания и действий Совета или КСДЛ.
Во многих странах мира в структурах государственной власти учитывается такой этнический фактор, как существование групп граждан, принадлежащих по статусу к национальным меньшинствам, в целях: а) создания этнической группе или ее представителям условий для сохранения культурно-национального своеобразия на местном уровне; б) предоставления определенных прав на общегосударственном уровне (экстерриториальная автономия), тех или иных форм самоуправления. Так, в Финляндии применяются фактически все формы автономии. В Италии, Испании, Дании — отдельные разновидности, что отражено в конституциях и законодательных актах государств. Образованы органы, призванные реализовать интересы национальных меньшинств на общегосударственном уровне. В Финляндии существует Шведская народная ассамблея (75 членов) и Саамский парламент (20 членов). В законодательстве страны предусмотрены обязательные консультации с этими органами при рассмотрении вопросов, касающихся этнических групп.
В Австрии при ведомстве федерального канцлера создаются Советы национальных меньшинств. Срок полномочий членов Совета — четыре года. В ряде стран законодательство предусматривает создание комиссии по этническому и расовому равенству, в чьи обязанности входит защита лиц, пострадавших от дискриминации. Создание специальных государственных органов по межнациональным отношениям является важным организационно-правовым средством урегулирования межнациональных отношений. Структура и компетенция таких органов, как правило, отражают специфику и особенности межнациональных отношений в той или иной стране. Межнациональные и межэтнические особенности, существующие в многонациональных государствах, накладывают существенный отпечаток на формы и организацию их деятельности.

Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.