ОРИЕНТАЛИЗМ
ориентализм
1) культура, права, нормы и ценности, обычаи, образ жизни восточных народов; ориенталистика, востоковедение; 2) видение различия между культурами Востока и Запада.
Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.
ОРИЕНТАЛИЗМ
orientalism) — 1. Академическое изучение Востока, который определялся по-разному — Ближний Восток, Дальний Восток или Азия (в большинстве случаев). 2. Более общее интеллектуальное, художественное или политическое представление, видящее в различии между Востоком и Западом одно из фундаментальных делений мира. 3. "Западный стиль господства, обладания властью и ее реконструкции на Востоке", (Сэйд, 1978; определения 1 и 2 взяты из того же источника). Значение 3 термина — предмет анализа Сэйда. Он доказывает, что с конца 18-го столетия западные авторы создали образ Востока, сосредоточившись вокруг отличительности "восточного" мышления в противоположность "западному", и сделали данный образ существенной частью интеллектуальной мысли, начиная с эпохи просвещения. Это не соответствует эмпирической действительности и сводит на нет фактор наличия множества языков, культур, социальных форм, политических структур на так называемом Востоке. См. также Восточный деспотизм; Азиатский способ производства; Гидравлическое общество.
Источник: Большой толковый социологический словарь
Ориентализм
востоковедение) (Orientalism), наука, изучающая историю, экономику, языки, лит-ру, этнографию, иск-во, религию, философию стран Востока. Внутри О. сложились региональные направления (напр., арабистика, синология, индология). Контакты с араб, странами и Турцией с 12 по 18 в., а также интеллектуальная рев-ция эпохи Просвещения (18 в.) побудили европейцев к систематическому изучению азиат, яз. и тем самым — к изучению культуры и истории соответствующих стран. Экспансия империализма и колон, политика в 19 в. привели к появлению теорий, оправдывающих введение и укрепление колон, правления: считалось, что азиаты предпочитают деспотическую и недемокр. власть, что они отличаются вероломством и не способны к объективности, что вост. об-вам вообще свойственны иррациональность и примитивный уровень развития. С т.зр. палестинского лит. критика Эдварда Сайда (Ориентализм, 1978), зап. культура использует термин восточный, когда хочет оправдать стремление подчинить своему влиянию народы Азии и араб, мира. Однако мн. крупные ученые-ориенталисты считают его использование правомерным для изучения Востока.
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
ОРИЕНТАЛИЗМ
ORIENTALISM) Ориентализм, по определению Э. Сэда (Said, 1978), — это академический дискурс с жесткой дихотомией Востока и Запада, в рамках которого вся динамика и все позитивные ценности приписываются западной цивилизации. Изначальный конфликт между Востоком и Западом был впервые выражен в христианской теологии, критически относившейся к притязаниям на откровение со стороны иудаизма и ислама, которые получили определение «ложных» религий. Более широко ориентализм стал использоваться в период развития империализма в XIX в. при обосновании необходимости колониального заселения. Основной довод в данном случае заключался в том, что коренные народы неспособны к социальному развитию. Сущность ориентализма сводилась, во-первых, к созданию расового мифа о «ленивых аборигенах», неспособных к эффективной работе за заработную плату, во-вторых, к утверждению о том, что восточные общества находятся в состоянии стагнации из-за отсутствия такого динамичного механизм социального изменения, как обладающая собственностью буржуазия, и, в-третьих, к требованию, согласно которому модернизация должна быть навязана этим обществам посредством имперского правления. Классический ориентализм был своего рода продуктом борьбы держав за колониальное господство. Несмотря на процесс деколонизации азиатских и ближневосточных обществ, который имел место в ХХ в., ориентализм по-прежнему способствует тому, что «чужаки» («outsiders»), например, последователи ислама, воспринимаются как странные («другие»). Критики ориентализма утверждали, что различие между Востоком и Западом является произвольным, и что установки в отношении «чужаков» обычно основаны на предубеждении и стереотипах, игнорирующих исторические и региональные различия. См, также: Азиатский способ производства; Восточный деспотизм; Глобализация; Мировые религии; Расизм.
Источник: Социологический словарь