Основные психофизические отклонения

Найдено 1 определение
Основные психофизические отклонения
в коррекционно-педагогической работе – нарушения функций систем и органов, приводящие к инвалидности, которые необходимо учитывать при составлении социокультурных и комплексных реабилитационных программ для расширения сферы самостоятельности инвалида, повышения эффективности его социального развития и самоутверждения в обществе.
Основными психофизическими отклонениями в становлении личности инвалида можно считать:
- нарушения сенсорного, двигательного, когнитивного характера, обусловливающие понижение возможностей обучения и социализации;
- задержку сенсорно-моторного развития,
сдерживающего формирование предметно-практической деятельности;
- нарушение эмоционально-волевой сферы, приводящей к нарушению общения, снижению психоэмоционального контроля, преобладанию негативных эмоций;
- ограничение взаимодействия с окружающей и социальной средой, приводящее к фрустрации (неудовлетворенности потребности в социальных контактах).
Наблюдая инвалидов, имеющих двигательные нарушения, можно выделить следующие ограничения, указывающие на необходимость создания специальных коррекционно-компенсаторных условий: нескоординированность движений, мышечная слабость, нарушение равновесия, уменьшение амплитуды движения, снижение контроля за двигательными актами, проблемы в передвижении в пространстве, сложности в выполнении предметно-практических действий,
- трудность в овладении продуктивными видами деятельности и спортивными двигательными актами. У лиц с нарушениями зрения такими расстройствами являются:
- снижение остроты зрения, четкости видения, снижение скорости переработки информации, нарушение глазодвигательных функций, бинокулярности, стереоскопичности, выделение цветности, контрастности и количества признаков и свойств при симультанном восприятии объектов;
- неполнота, неточность, фрагментарность, замедленность, обедненность предметных представлений и ориентировки в пространстве;
- снижение уровня чувствительного опыта, определяющего содержание образов мышления, речи
и памяти, замедление хода развития всех познавательных процессов;
- нарушение двигательной сферы, трудности зрительно-двигательной ориентации, приводящей к гиподинамии, а затем снижению функциональных возможностей организма, нарушение мобильности;
- нарушение эмоционально-волевой сферы, проявляющееся в неуверенности, скованности, снижении познавательного интереса, проявлении беспомощности в различных видах деятельности, социальных коммуникациях.
Для инвалидов с нарушением слуха главным препятствием являются:
- овладение речью, ее смысловой соотнесенностью с признаками и свойствами предметного мира,
- проблема общения, передачи и приема информации.
При хронических психических заболеваниях:
- нарушаются мотивационно-волевые компоненты личности, ухудшаются аналитические способности к оценке ситуации и моделированию адекватного поведения, снижаются возможности самостоятельного жизнеобеспечения, создания и сохранения семьи, проявляются эмоциональная неустойчивость, неадекватность;
- страдает способность к общению, социальному взаимодействию;
- двигательные нарушения проявляются в мышечной скованности, заторможенности, замедленности движений, вплоть до полной обездвиженности, или, наоборот, моторном возбуждении, хаотичности движений. Возможно развитие судорожных пароксизмов;
- снижение способности к самообслуживанию вплоть до полной утраты навыков личной гигиены и самостоятельных физиологических отправлений;
- возможны нарушения памяти, дезориентация в окружающем, во времени, иногда в собственной личности.
Содержание социокультурной реабилитации следует строить с учетом основных психофизических нарушений для создания обходных путей восстановления связи между инвалидом и окружающей средой.

Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.