Отбор неслучайный

Найдено 1 определение
Отбор неслучайный (направленный)
это такой отбор социологической информации, при котором единицы выборочной совокупности отобраны направленно. К таким отборам относятся: а) квотный отбор основан на расслоении генеральной совокупности одновременно по нескольким признакам так, что расслоение получается заведомо пропорциональным, и объем каждого слоя заранее известен. Чаще всего признаками, используемыми при расслоении, являются: географическое положение (село, город), пол, возраст, образование, национальность, социальное положение или род занятий. Интервьюеру указывается в весьма общем виде место проведения обследования, объем квоты, т. е. число единиц выборки, каждая из которых должна обладать заранее оговоренными социально-демографическими характеристиками, и предоставляется некоторая свобода в отношении того, включать ли того пли иного респондента в выборку или нет. Степень свободы интервьюера в принятии такого решения зависит, разумеется, от цели и задач исследования, характера собираемой информации; б) при отборе методом основного массива наблюдению обычно подвергается такая группа единиц генеральной совокупности, удельный вес которой во всей совокупности, по мнению исследователя, «вполне достаточен» или «достаточно велик», или единицы генеральной совокупности взяты произвольно, на основе «интуиции и практического чутья» исследователя. Положительным моментом такого подхода является его экономичность. Метод основного массива можно применить только в том случае, если у исследователя имеется полная уверенность в том, что часть совокупности, не подвергавшаяся наблюдению, не может повлиять на конечные выводы. Если такой уверенности нет, то его принять нельзя: в) при стихийном отборе исследователь не имеет возможности обеспечить соответствие выборочной совокупности и генеральной совокупности по всем признакам, характеризующим единицу наблюдения или объект репрезентации. Основными факторами, определяющими природу стихийного отбора, являются готовность исследователя иметь дело с максимально доступными для него единицами совокупности (фактор доступности) и его стремление гарантировать в условиях ограниченных ресурсов выход на те единицы совокупности, которые обладают искомыми признаками (фактор целенаправленности). Первый фактор означает, что организатор исследования готов согласиться с тем, что решение о включении в выборку принадлежит потенциальному респонденту. Второй фактор, наоборот, предполагает, что указанное решение принадлежит исследователю. Существует несколько разновидностей стихийного отбора. 1. Так называемый отбор «первого встречного». Исследователь проводит опрос тех лиц, которые встретились ему случайно на улицах или в других многолюдных местах. Но при организации такого отбора большое значение имеет время и место опроса, так как в различное время и в различных местах исследователь сталкивается с различными категориями респондентов. Правда, при таком отборе исследователь бессознательно может руководствоваться чувствами личной симпатии или антипатии, соображениями удобства и т. п. 2. Отбор «себе подобных». Исследователь подбирает для опроса или наблюдения респондентов из своего окружения. При таком отборе выборочная совокупность будет смещена по сравнению с исходной совокупностью по одному или ряду существенных признаков. 3. Прессовые опросы это опросы, проводимые с помощью теле-, радиоанкет, а также анкет, опубликованных в печати. При таких опросах решение о включении в выборку принимают сами респонденты, что коренным образом меняет трактовку полученных данных, поскольку в опросе принимает участие наиболее социально активная их часть. Об уровне репрезентативности данных, получаемых указанными методами, можно судить только после исчисления фактических ошибок, репрезентативности, что предполагает наличие необходимой информации о генеральной совокупности. Стихийный отбор часто бывает полезным в предварительных исследованиях. Незаменим он и при исследовании интимных сторон жизни людей. Например, принцип случайного отбора использовать для таких исследований чаще всего невозможно, так как доля отказов от бесед намного превышает предельную норму. Различные приемы стихийного отбора эффективны не в одинаковой степени. Но чем выше степень случайности в отборе единиц исследования и чем больше этот отбор распространяется на изучаемый объект, тем точнее, при прочих равных условиях, его результат. В то же время небрежно осуществляемый, такой отбор, по существу, может превратиться в стихийный.

Источник: Социологический справочник