ОТБОР (СЕЛЕКЦИЯ) СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ОБРАЗЦОВ

Найдено 1 определение
ОТБОР (СЕЛЕКЦИЯ) СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ОБРАЗЦОВ
понятие, активно используемое в популяционной версии организационной экологии для определения случайностного социокультурного процесса и механизма, обеспечивающего развитие организаций на уровне организационных популяций в динамичной внешней среде (см: Популяционная перспектива; Организационная экология; Внешняя среда организации; Организационное развитие; Социальная популяция). Оно заимствовано HJ ранних концепций человеческой экологии (Р. Парк) и применяется для описания организационных изменений американскими организационными экологами (Дж. Бриттен, О. Воли, Дж. Кэррол, Дж. Фримен, М. Ханнон).
В наиболее разработанном виде концепция селекции социокультурных образцов представлена в работах М. Ханнона и Дж. Фримена. Взяв за основу представления об организации как консервативной системе (см. Консерватизм организации) с низкой адаптивной способностью, они отказались от рационально-адаптивной модели организационного развития, реализуемой на уровне единичной организации (см. Фокусная перспектива). Механизм организационного развития рассматривается в рамках определенной логики:
во-первых, изменения внешней среды и ограниченный репертуар наличных образцов на уровне организационной популяции обусловливают необходимость создания новых образцов деятельности и взаимодействия (см. Образцы взаимодействия и деятельности). Процесс выработки новых социокультурных образцов протекает на уровне организационной популяции, при этом используются обычные рациональные механизмы проектирования (см.: Популяционная перспектива; Социальная популяция)',
во-вторых, рациональная проработка проектов или социокультурных образцов в рамках этой схемы не является гарантией их выживания и эффективности. На втором этапе отбраковывается большинство из них, что иногда сопровождается гибелью организаций, их создавших;
в третьих, ряд социокультурных образцов случайно (с точки зрения разработчиков проекта) выживает и оказывается достаточно эффективным во внешней среде (см. Выживание организации). Они создают единый фона организационных изменений на уровне организационной популяции. Их освоение и слияние со старыми образцами, а также расширение в результате этого социокультурного репертуара (см. Репертуар организации) являются основой развития и формирования структур организаций данной популяции (см. Структура организации).

Источник: Социальная теория организации. Словарь. Инфра-М. 2000