ОТЧУЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ
ОТЧУЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ
состояние индивида в обществе, характеризующееся безразличием к событиям, происходящим во внешнем мире. Проявляется в социальной изолированности, отстраненности, бессилии, в потере смысла существования. Является результатом процесса социальной дезориентации личности либо следствием процесса старения, снижающего социальную активность пожилых людей. Трактуется как двусторонний процесс, в котором и личность, и общество отстраняются друг от друга, прекращая контакты и связи между собой. О.с. может быть представлено как процесс превращения деятельности людей и ее результатов в самостоятельную, независимую и господствующую над ними силу. Выражается в приоритете овеществленного труда над живым, в отсутствии контроля над условиями, средствами, продуктами труда, в эксплуатации и утрате индивидами человеческой сущности (К. Маркс).
Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.
ОТЧУЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ
Процесс превращения деятельности и ее результатов в силу, господствующую над людьми, подавляющую и разрушающую их социально-биологическую и нравственно-психическую целостность; объективно-исторический процесс отторжения от человека его сущностных сил и продуктов его деятельности и превращения их в чуждые, враждебные, а зачастую и в порабощающие его самого силы.
В истории осмысления феномена О. с. выделяются психологическая и математическая точки зрения. Сторонники первой считают О. с. вечным и неустранимым явлением, неизбежным злом, вытекающим из социально-психической природы человека. Сторонники второй рассматривают отчуждение как преходящее социальное явление, которое коренится в природе социальных отношений. Впервые процесс духовного отчуждения (как объективацию) рассмотрел в своей концепции “абсолютного духа” Г. Гегель. Отождествляя отчуждение и опредмечивание, он считал, что мировой дух отчуждается (объективируется) в природу и общество. Вопрос о реальном упразднении отчуждения у него не вставал. Социологическую интерпретацию отчуждения впервые дал К. Маркс в “Экономическо-философских рукописях”, где он выводил его из результатов распределения труда, частной собственности, эксплуатации. Он выделил следующие виды отчуждения: от условий труда, от орудий (средств производства), от продуктов труда, от родовой сущности человека, человека от человека, человека от общества, человека от природы, самоотчуждение (отчуждение человека от самого себя).
В капиталистическом производстве отчуждение в сфере труда обусловливает все другие формы отчуждения в надстроечной сфере (политика, право, религия, наука, искусство и т.д.). Преодоление политического отчуждения, по К. Марксу, возможно при условии устранения товарного (материально-экономического) отчуждения. Отчуждение преодолевается в результате пролетарской революции.
В условиях становления информационного общества происходит процесс появления новых форм О. с.
В общении друг с другом люди прибегают к услугам посредников (“отчужденных сущностных сил”) — языка, денег, права и проч. Происходит уменьшение эксплуатации человека, но возрастает отчуждение.
В противовес марксистскому взгляду для преодоления реально го экономического отчуждения западные исследователи выдвинули идею “системы участия” (во владении и распределении прибыли), а для преодоления политического отчуждения — идею участия (соучастия) в процессе выработки, принятия и осуществления государственных решений всеми гражданами (например, через всеобщее избирательное право и право референдума, коммунальное управление). Таким образом, сторонники существования вечного О. с. говорят о поисках компенсаторных методов его минимизации, о развитии адаптационных механизмов работников. Сторонники концепции преходящего феномена отчуждения связывают свои надежды с ликвидацией рыночного хозяйства, с превращением принудительного труда в свободную творческую деятельность личности (с неотчужденным трудом в неотчуждаемом обществе).
В истории осмысления феномена О. с. выделяются психологическая и математическая точки зрения. Сторонники первой считают О. с. вечным и неустранимым явлением, неизбежным злом, вытекающим из социально-психической природы человека. Сторонники второй рассматривают отчуждение как преходящее социальное явление, которое коренится в природе социальных отношений. Впервые процесс духовного отчуждения (как объективацию) рассмотрел в своей концепции “абсолютного духа” Г. Гегель. Отождествляя отчуждение и опредмечивание, он считал, что мировой дух отчуждается (объективируется) в природу и общество. Вопрос о реальном упразднении отчуждения у него не вставал. Социологическую интерпретацию отчуждения впервые дал К. Маркс в “Экономическо-философских рукописях”, где он выводил его из результатов распределения труда, частной собственности, эксплуатации. Он выделил следующие виды отчуждения: от условий труда, от орудий (средств производства), от продуктов труда, от родовой сущности человека, человека от человека, человека от общества, человека от природы, самоотчуждение (отчуждение человека от самого себя).
В капиталистическом производстве отчуждение в сфере труда обусловливает все другие формы отчуждения в надстроечной сфере (политика, право, религия, наука, искусство и т.д.). Преодоление политического отчуждения, по К. Марксу, возможно при условии устранения товарного (материально-экономического) отчуждения. Отчуждение преодолевается в результате пролетарской революции.
В условиях становления информационного общества происходит процесс появления новых форм О. с.
В общении друг с другом люди прибегают к услугам посредников (“отчужденных сущностных сил”) — языка, денег, права и проч. Происходит уменьшение эксплуатации человека, но возрастает отчуждение.
В противовес марксистскому взгляду для преодоления реально го экономического отчуждения западные исследователи выдвинули идею “системы участия” (во владении и распределении прибыли), а для преодоления политического отчуждения — идею участия (соучастия) в процессе выработки, принятия и осуществления государственных решений всеми гражданами (например, через всеобщее избирательное право и право референдума, коммунальное управление). Таким образом, сторонники существования вечного О. с. говорят о поисках компенсаторных методов его минимизации, о развитии адаптационных механизмов работников. Сторонники концепции преходящего феномена отчуждения связывают свои надежды с ликвидацией рыночного хозяйства, с превращением принудительного труда в свободную творческую деятельность личности (с неотчужденным трудом в неотчуждаемом обществе).
Источник: Словарь-справочник по социологии. 2018