форма наблюдения статистического, при которой статистические органы в определенные сроки получают от пр-тий и учреждений необходимые данные в виде установленных в законном порядке отчетных документов, подписанных лицом, обычно руководителем орг-ции (т.е. имеет юридическую силу), ответственных за предоставления данных и достоверность сообщаемых сведений. О. предполагает разработку инструментария: бланка формы статистической отчетности (формуляры) и инструкции по его заполнению. Форма статистической О. – специальный документ (бланк), содержащий перечень определенных показателей, сведений. Инструкция составляется к каждой форме и может быть издана отдельно от бланка или включаться в бланк. Форма О. утверждаются органами гос. статистики, правила их заполнения (инструкции) являются едиными для всех единиц наблюдения. Каждая форма О. имеет свой номер и наименование. Бланк состоит из трех осн. полей: идентификационно-адресная часть, включающая наименование и номер формы; поле кодировки, содержащее всевозможные коды: ОКУД, ОКОГУ, ОКВЭД, ОКАТО; ОКП и т.д. информационное поле – фактические данные и сведения по показателям, содержащимся в форме. Осн. принципы разработки и утверждения форм статистического наблюдения – их унификация и упрощение, оптимизация состава показателей, устранение фактов дублирования информации, снижение нагрузки на отчитывающиеся орг-ции. В соответствии со сроками предоставления О. делится на годовую; текущую (месячную, кв., полугодовую) и срочную (ежедневную, пятидневную, недельную, декадную). По способу передачи сведений О. бывает электронная, почтовая, телеграфная, телетайпная.
Сбор статистической О. осуществляется органами гос. статистики на основе базовых унифицированных форм, содержащих наиболее общие экономические и структурные показатели и представляемых всеми юридическими лицами (кроме субъектов малого предпринимательства), так и на основе специализированных форм отраслевой статистики по расширенному перечню показателей и установленному кругу отчитывающихся субъектов. По охвату единиц совокупности различают сплошную и несплошную О. Сплошная О. – осн. вид получения данных в сов. статистике. Это вытекало из характера хозяйствования, гос. планирования, которое было законом, а также контроля выполнения плана, которому подлежали все без исключения пр-тия и орг-ции. Наиболее значимым результатом реформирования гос. статистики в 1990-х гг. был переход от отраслевого сбора информации к статистике пр-тий. В совр. экономике РФ, основанной на рыночных принципах хозяйствования и не предполагающей сплошного учета и контроля хоз. деятельности пр-тий. К сплошной О. можно отнести наблюдение по унифицированным формам, охватывающим пртия разных форм собственности, учреждений и орг-ций. Унифицированные формы О. положили начало автоматизации процесса сбора информации непосредственно от пр-тий, формирование интегрированных статистических баз данных, использующих статистическую информацию нескольких периодов по крупной совокупности объектов наблюдения, что позволило, начиная 2001, отказаться от запроса сведений от пр-тий «за соответствующий период прошлого года» и использовать показатели сформированных баз данных.
Реформирование статистики позволило дифференцировать подход к сбору О. от пр-тий разной величины. В соответствии с законом о малом предпринимательстве сформировался упрощенный порядок предоставления О. субъектами малого предпринимательства по унифицированным формам О., предназначенным для наблюдения за деятельности этих хозяйствующих субъектов. Введение унифицированных форм статистической О. не изменило преемственности в отношении специализированных форм О., которые позволяют выявлять особенности различных видов деятельности, однако, эти формы используют либо метод осн. массива, ограничивающий объект наблюдения свойствами учетной единицы (цензом), либо выборочный метод, позволяющий ограничивая совокупность, распространять результаты наблюдения на всю совокупность явления. Напр., форма № 4 кооператив «Сведения о деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов (за исключением перерабатывающих, снабженческо-сбытовых и кредитных). Формы О. могут меняться, о чем сообщают на сайте органы гос. статистики. В целях своевременного информирования респондентов об изменениях в формах статистической О. на сайте ведется «Альбом форм федерального статистического наблюдения, сбор и обработка данных по которым осуществляются в системе Федеральной службы гос. статистики, на определенный год (по состоянию на первое число каждого квартала года)». Каждая форма О. должна предоставляться в установленные для нее сроки. Нарушение порядка и сроков предоставление статистической О. и предоставления недостоверных либо заведомо ложных данных влечет ответственность, установленную ст. 13.19 КоАП РФ, а также ст. 3 Закона РФ от 30 мая 1992 № 2761-1 «Об ответственности за нарушение порядка предоставления гос. статистической отчетности».
0.00 байт
КОРПОРАТИВНАЯ НЕФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ КАК ИНФОРМАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОЦИАЛЬНО ОТВЕСТВЕННОГО ИНВЕСТ
Рассмотрена сущность и значение социально-экологической информации.