ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Отклоняющееся поведение
собирательный термин, охватывающий три формы: девиантное, делинквентное и криминальное поведение.

Источник: Социология: в 3-ех томах: словарь по книге

Отклоняющееся поведение
тип социального поведения индивида или группы, не соответствующий принятым в обществе нормам и правилам поведения.

Источник: Социология права словарь специальных терминов

ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ
форма дезорганизации поведения индивида, обнаруживающая несоответствие сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества (аморализм, правонарушения, преступность, наркомания, самоубийство и т.д.).

Источник: Словарь терминов по теории социальной работы

ПОВЕДЕНИЕ ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ
англ. behavior, deviant; нем. Verhalten, abweichendes. Тип поведения, противоречащий принятым в данном обществе правовым, нравственным, соц. и др. нормам. Основные виды П. о.: преступность, наркомания, проституция, алкоголизм и т. д. См. ДЕВИАНТНОСТЬ.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Отклоняющееся поведение
девиация) нарушение индивидом или социальной группой норм своей собственной группы или общества в целом [21.– С.461]. –поступки, действия людей (девиантов-нарушителей, делинквентов-правонарушителей), вступающие в противоречие с утвердившимися в данном обществе нормами и правилами поведения [9.– С.584–585]. –формы поведения, не подчиняющегося нормам и ценностям, принятым большинством в группе или обществе [6.– С.669]. –поведение, идущее вразрез с основными нормами, принятыми в конкретном обществе, в рамках которого такое поведение проявляется [10.– С.376].

Источник: Социология. Словарь.

ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ
(лат. deviatio — отклонение) — поступок, деятельность человека, социальное явление, не соответствующие установившимся в данном об-ве нормам (стереотипам, образцам) поведения (правонарушения, преступность, пьянство, наркомания, самоубийство, проституция и др.). Возникновение концепции О. п. обычно связывают с именем Дюркгейма, выдвинувшего категорию аномии, с помощью к-рой обозначалось состояние об-ва, характеризующееся отсутствием четкой моральной регуляции поведения индивидов, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились. Томас и Знанецкий усматривали в социальной дезорганизации универсальный процесс, неотъемлемую часть социальных изменений. Р. Фэрис, Тириакьян, Т. Шибутани и др. расценивают различ. формы О. п. как следствие социальной дезорганизации.
Проблемы О. п. обсуждаются и в рамках теории социального конфликта. Козер полагал, что наличие реальной угрозы для социальной группы, увеличивая ее сплоченность, уменьшает отклонения ее членов от групповых норм и усиливает репрессии в отношении тех, кто проявляет отклонения. Согласно теории конфликта, культурные образцы поведения в социальной системе явл. отклоняющимися, если они основаны на нормах др. культуры. Как специальная социол. теория концепция О. п. складывается в недрах структурного функционализма. Мертон, используя категорию аномии, объясняет О. п. как следствие несогласованности между порождаемыми культурой целями и социально-организованными средствами их достижения (напр., в бурж. об-ве такая цель, как обогащение, не обеспеченная средствами ее достижения, порождает аномию).
По его мн., неодинаковая для различ. групп возможность легального достижения целей обусловлена официальной структурой об-ва, функциональные недостатки к-рой приводят к образованию неофициальных структур, служащих для достижения целей. Различ. отношение к целям и средствам определяет возможные типы поведения: 1) подчинение (принятие целей и средств), 2) инновация (принятие целей, отрицание средств), 3) ритуализм (отрицание целей, принятие средств), 4) ретретизм, уход (отрицание целей и средств), 5) мятеж (отрицание целей и средств с заменой их новыми).
Р. Клауорд, Л. Оулин попытались соединить концепцию аномии и теорию дифференцированной связи (Э. Сатерленд), объясняющую О. п. как рез-т обучения, передачи норм делинквентной (способствующей совершению проступков) субкультуры входящим в нее лицам. Широкое распространение имеют теории, объясняющие О. п. следствием негативной социальной реакции, стигматизации (клеймения), «наклеивания» на лиц, чье поведение отклоняется от норм, ярлыка «девианта» (Ф. Таненбаум, Беккер, Э. Лемерт, Г. Хофнагель и др.). К ним близки взгляды представителей феноменологической социологии (Д. Сил вермен, Д. Уолш, М. Филлипсон, П. Филмер и др.), к-рые полагают, что социол. анализ должен сосредоточиваться на процессе «наклеивания ярлыков», поскольку отклонение — не внутренне присущее опред. действию кач-во, а рез-т социальной оценки и применения санкций. Я. И. Гилинский

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

Отклоняющееся (девиантное) поведение
от лат. deviatio-отклонение) действия и поступки людей, социальных групп, противоречащие социальным нормам либо признанным шаблонам и стандартам поведения. Сущность О. п. состоит в несоблюдении требований социальной нормы, в выборе иного, чем она предписывает, варианта поведения в той или иной ситуации, что ведет к нарушению меры взаимодействия личности и общества, группы и общества, личности и группы. В основе отклонений часто лежит конфликт ценностей, интересов, расхождение потребностей, деформация способов их удовлетворения, ошибки воспитания, жизненные неудачи и просчеты. О. п. бывает двух видов. Это прежде всего поведение, которое приобретает общественно неприемлемые, даже опасные (например, преступность) формы, вследствие чего общество вынуждено применять определенные санкции. Социальные последствия подобного типа О. п. заключается в подрыве общественного порядка, усилении энтропийных процессов, нивелировании и распаде личности, снижении качества работы и уровня общественных стандартов, нарастании социальной апатии и т. д. Движущей силой данного вида О. п. выступают деформированные потребности и ценности, побуждающие личность, социальную группу действовать вопреки требованиям общества. Причины такого поведения коренятся также в дефектах правового и нравственного сознания людей, нередко связаны даже с особенностями их эмоционально-волевой сферы, настроениями, ожиданиями. Второй вид О. п. связан с процессом развития общества, устареванием его социальных норм, критериев, стандартов, которые необходимо менять, ибо они тормозят этот процесс. Масштабы распространения различных форм О. п. этого типа подвижны. Например, они могут значительно увеличиваться в периоды социальных перемен, революционных преобразований, когда происходит ломка стереотипов и устаревших норм поведения. В таких случаях далеко не каждая форма социального отклонения может быть оценена однозначно негативно. Она порой заключает в себе указание на необходимость изменения «неработающих» норм, обновление устаревших ценностей. Тогда она несет определенное прогрессивное содержание, зародыш будущих изменений. Все это свидетельствует о сложности критериев оценки О. п. Разработка таких критериев требует уяснения соотношения между нормативной системой поведения, нормативным сознанием общества и объективными требованиями, перспективами его развития. Т. е. возникает вопрос, что в данный момент в большей мере выражает эту перспективу-господствующая норма или не соответствующее ей поведение. Социальные отклонения в поведении столь же разнообразны, сколь разнообразны существующие эталоны поведения нормы, шаблоны, стандарты. Поступок (действие) может не соответствовать социальной норме по объективным или субъективным причинам, по целям и мотивам, по прямым или косвенным последствиям. Он может быть новаторским или консервативным, типичным или нетипичным, случайным или закономерным (необходимым), положительным или отрицательным. Однако границы и переходы между всеми такими оценками относительны и изменчивы. Наиболее устойчивые, опасные для общества и личности, наиболее трудноустранимые социальные отклонения в поведении составляют явления социальной патологии. Это, в частности, преступность, пьянство, алкоголизм, наркомания, проституция, порнография и ряд др. Преодоление социальной патологии, как и др. форм О. п., является необходимым условием оздоровления социалистического общества. Наше общество на современном этапе значительно активнее борется с различными формами преступности. Однако основное условие успешной борьбы с такими формами О. п.устранение их экономических и социальных причин.

Источник: Социологический справочник

ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ (ДЕВИАНТНОЕ) ПОВЕДЕНИЕ
лат. deviatio - отклонение) - форма проявления отношений индивидов и социальных групп к нормам и ценностям социальной системы, в которой они действуют. Связано с вопросом возникновения и поддержания социального порядка как согласования планов деятельности социальных субъектов посредством общих норм, стабилизирующих взаимные социальные ожидания. Возможны различные трактовки проблематичных свойств порядка и действия. Функциональный подход (Парсонс), рассматривая нормы и ценности как формальные правила взаимодействия, считает девиантность качеством действий. Их статистический учет и соотнесение с категориями социальной структуры позволяет измерить уровень социального отклонения в обществе. Субъективный способ, каким отдельные индивиды осуществляют личную деятельность, определяется механизмом социализации как овладения нормами и образцами деятельности. Расхождение действия с предписанными экспектациями оказывается следствием конфликта или конкуренции ценностей в рамках социальной системы, когда индивиды, принадлежащие к различным группам (подсистемам), усваивают различные нормы и ценности. Поведение считается отклоняющимся, если не соответствует требованиям, предъявляемым системой в целом, или оценивается на основании стандартов других подсистем. Психологическая трактовка девиации исходит из неправильной социализации как результата нарушений в системе личности (понятие аномической личности).
Интеракционизм, впервые перейдя от "преступления" (юридическое понятие) к "социальному отклонению", подчеркивает важность анализа социальных значений для изучения О.(Д.)П. - т.наз. "теория ярлыков" (Г. Беккер, Э. Лемерт, Гофман - ). Отклонение - не внутренне присущее социальному действию качество, а следствие соотнесения действия с правилами и применение санкций к нарушителю, обретающему "ярлык" девианта. Социальное отклонение как приписываемый социальный статус фиксирует не только поступки отклоняющегося индивида, но и действия окружающих. Феноменологически ориентированная социология понимает под социальным отклонением способы восприятия и интерпретации действий. Признание поведения отклоняющимся и придание отклонению статуса реальности (в ситуации отсутствия жестких границ между конформизмом и девиацией) становится результатом процессов типизации в ходе повседневной деятельности, посредством которых акты отклонения обозначаются как таковые (особенно официальными структурами). О.(Д.)П. как характеристика организации системы разрабатывается теорией социальной аномии .
Понятие аномии было введено Дюркгеймом для описания индустриального общества, в котором состояние ценностно-нормативного вакуума и неадекватные формы разделения труда постоянны и нормальны (т.к. свойственны обществу данного типа). Мертон связывает аномию с процессами напряжения и нарушения равновесия элементов социальной структуры: целями и интересами, задаваемыми культурой, и институционально санкционированными способами их достижения.
Невозможность реализации целей предписанными способами предполагает выделение пяти логически вероятных, альтернативных вариантов адаптации индивида к условиям, существующим в обществе или группе - носителе данной культуры: 1) - конформизм (принятие целей и средств) как норма (распространенная форма, наличие которой преобразует внешне заданную структуру в социальную общность); и - различные типы О.(Д.)П.: 2) новаторство (отрицание средств); 3) ритуализм (отрицание целей); 4) ретризм, уход от мира (отрицание целей и средств); 5) мятеж (отрицание целей и средств и замена их новыми). Концепция предполагает соединение продуктивных и деструктивных элементов, акцентируя проблему культурной инновации. Инновация (положительная девиация), направляемая системой, способствует повышению ее эффективности. Возможная дестабилизация оказывается моментом преобразований, обретает более устойчивый и нормальный характер. также: Культура, Норма, Аномия.
С.А. Радионова

Источник: Социология: энциклопедия

ПОВЕДЕНИЕ ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ (ДЕВИАНТНОЕ)
лат. deviatio - отклонение) - 1. Поступок, деятельность человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном об-ве нормам (стереотипам, образцам). Как индивидуальный поведенческий акт П.о. изучается преимущественно психологией, педагогикой, психиатрией. 2. Исторически возникшее соц. явление, выражающееся в относительно распространенных, массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся нормам. Социология П.о. как направление социологии зарождается в конце XIX - нач. XX вв. Возникновение ее связывают с Э. Дюркгеймом, выдвинувшего концепцию аномии, под к-рой понималось состояние об-ва, характеризующееся отсутствием четкой моральной регуляции поведения индивидов, моральным вакуумом, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились. Дюркгейм подчеркивал необходимость со-циологич. подхода в изучении соц. патологии. У. Томас и Ф. Знанецкий усматривали в соц. дезорганизации универсальный процесс, неотъемлемую часть соц. изменений. Р. Фэрис, Э. Тириакьян, Т. Шибутани и др. расценивают различн. формы П.о. как следствие соц. дезорганизации. Проблемы П.о. рассматривает и теория соц. конфликта. Л. Козер полагал, что наличие реальной угрозы для соц. группы, увеличивая ее сплоченность, уменьшает отклонения ее членов от групповых норм и усиливает репрессии к тем, кто проявляет отклонения. Согласно теории конфликта культур, образцы поведения в соц. системе считаются отклоняющимися, если они основаны на нормах чуждой культуры. Социология П.о. как специальная социоло-гич. дисциплина складывается в недрах структурного функционализма. Р. Мертон использовал концепцию аномии для объяснения П.о., к-рое является следствием несогласованности между определяемыми культурой целями и социально организованными средствами их достижения. При этом различн. доступ к возможностям легального достижения целей связан с соц. структурой об-ва, функциональные недостатки к-рой приводят к образованию неофициальных структур для достижения целей. Различн. отношение к целям и средствам определяет возможные типы поведения: 1) подчинение (принятие целей и средств); 2) инновация (принятие целей, отрицание средств); 3) ритуализм (отрицание целей, принятие средств); 4) ретретизм, уход (отрицание целей и средств); 5) мятеж (отрицание целей и средств с заменой их новыми). Р. Клауорд, Л. Оулин пытались соединить концепцию аномии и теорию дифференцированной связи (Э. Сатерленд), объясняющую П.о. как рез-т обучения, передачи норм делинквентной (преступной) субкультуры входящим в нее лицам. Так появилось представление о дифференцированном использовании незаконных средств для достижения успеха. А. Коэн полагал, что рассогласованность целей и средств и выбор соответствующего типа поведения зависят от структуры возможностей, к-рая реагирует на поведение индивидов, открывая или закрывая законные и незаконные возможности. Приобретают распространение теории, объясняющие П.о. негативной соц. реакцией, стигматизацией (клеймением), "наклеиванием" на лиц, чье поведение отклоняется от норм, ярлыка "девианта" (Ф. Таненбаум, Г. Беккер, Э. Лемерт, Э. Гофман, Г. Хофнагель и др.). Аналогичны взгляды представителей феноменологич. социологии (Д. Силвермен, Д. Уолш, М. Филлипсон, П. Филмер и др.), к-рые полагают, что социологич. анализ должен сосредоточиваться на процессе "наклеивания ярлыков", поскольку отклонение - не внутренне присущее определенному действию качество, а рез-т соц. оценки и применения санкций. Соц. отклонения различаются по многим основаниям: в зависимости от типа нарушаемой нормы (право, мораль, этикет и др.); по целевой направленности и мотивации (корыстные, агрессивные, ретретистские); по субъекту (индивиды, соц. группы, соц. организации). К основным формам П.о. принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркотизм, проституцию, самоубийство. Преступность является наиболее опасной формой П.о., выражением острого конфликта между индивидуальными и обществ. интересами. Алкоголизация (пьянство и алкоголизм) и наркотизм служат формой ухода от повседневных забот и жизненных невзгод, средством снятия напряжения, неуверенности. Крайней формой ухода является самоубийство. Обычно к П.о. относят лишь негативные явления, наносящие об-ву урон и препятствующие соц. развитию. Между тем различн. формы соц. творчества (научн., технич., художественного и др.) можно рассматривать как позитивные отклонения, поскольку новаторство неразрывно связано с преодолением, нарушением существующих норм, типов деятельности. В борьбе с негативными формами П.о. важную роль играет соц. профилактика. Одно из общесоц. средств профилактики - развитие соц. творчества как альтернативы антиобществ. проявлениям. Лит.: Мертон Р. Социальная структура и аномия// Социология преступности. М., 1966; Гилинский Я.И. Некоторые проблемы отклоняющегося поведения//Преступность и ее предупреждение. Л., 1971; Яковлев A.M. Преступность и социальная психология. М., 1971. Гилинский Я.И.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

ПОВЕДЕНИЕ ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ (девиантное)
от лат. deviatio - отклонение) - поведение, нарушающее социальные нормы определенного общества. Выражается в поступках, поведении (действиях или бездействии) как отдельных индивидов, так и социальных групп, отступающих от установленных законодательно или сложившихся в конкретном социуме общепринятых норм, правил, принципов, образцов, обычаев, традиций.
В отличие от криминологии, уголовного права и других правовых наук, рассматривающих П.О. в ракурсе нарушения норм права, социология использует более широкое определение девиации как отступления от общепринятых ценностей и норм. Она относит к П.О. не только преступления и иные правонарушения (гражданско-правовые деликты, административные правонарушения, дисциплинарные проступки и т. д.), но и алкоголизм, пьянство, наркоманию, бродяжничество, тунеядство, детскую беспризорность, аморальное поведение и т. п.
П.О. как социальное явление имеет определенные исторические корни, характеризуется устойчивостью и массовостью. Разнообразие социальных норм, действующих в обществе, - нравственных, религиозных, эстетических, политических, правовых и др. - влечет за собой разнообразие девиаций (социальных отклонений). Со временем как социальные нормы и правила, так и социальные отклонения претерпевают изменения. То, что ранее считалось девиантным, может превратиться в норму поведения и наоборот. Возникновение новых законов и правил влечет за собой и новые виды девиаций. Поэтому социальная оценка отклонений должна осуществляться с исторических позиций и носить конкретный характер.
Социальное отклонение может быть воплощено как в отдельном поступке личности, так и в череде поступков, характеризующих поведение индивида. Девиантный характер может носить также и деятельность социальных групп (к примеру, семьи), оказывая негативное влияние на взаимоотношения индивидов внутри и вне этих групп. В деятельности представителей коллективов и организаций П.О. может проявляться в форме бюрократизма, местничества, взяточничества, отступления от правил добросовестной конкуренции, уклонения от уплаты налогов, протекционизма, приписок, а также других нарушений установленных правил и предъявляемых к ним правовых, организационных или нравственных требований.
Нарушение социальных норм имеет место и в сфере межгосударственных и внутригосударственных отношений, что ведет к увеличению широты распространения социальных отклонений и ужесточает социальные последствия П.О., выражающегося в актах агрессии, геноцида, терроризма, апартеида, рабства, торговли людьми, пиратства, разрушения или уничтожения культурных ценностей и т. п. Наиболее опасные виды П.О. ряд авторов относит к разряду социальной патологии.
В историческом аспекте возникновение социологии П.О. связывается с именем Э. Дюркгейма , предложившего концепцию аномии ("разрегулированности", "безнормия"). По его мнению, аномия является следствием кризисов и резких общественных перемен и представляет собой такую ситуацию в обществе, которая характеризуется ослаблением или разрушением норм, противоречивостью правил, регулирующих социальные отношения. В результате этого индивиды теряют социальную ориентацию, что способствует развитию девиантного поведения. Так, в работе "Самоубийство" он отмечал, что в периоды экономических спадов и подъемов растет число самоубийств, показывая, что социальная дезорганизация является причиной П.О.
Понятие аномии использовал и развил Р. Мертон . С его именем связано создание теории П.О. Он указал на несогласованность, разрыв между определенными культурой общества целями и институциализированными (социально одобряемыми) средствами их достижения. Доступ к желаемой цели (например, достижению богатства) для представителей некоторых социальных групп ограничен или недоступен в силу занимаемого ими положения в существующей социальной структуре. И в этих случаях индивиды прибегают к девиантным способам достижения цели. Мертон приводит классификацию типов поведенческих реакций индивидов на конфликт между целями и средствами их достижения ("конформизм", "инновация", "ритуализм", "ретризм" - уход от действительности, "бунт"). В этом перечне только конформизм является типом не девиантного поведения.
В социологии проблемы П.О. рассматривались также в культурологических теориях, усматривающих причины социальных отклонений в конфликте между нормами субкультур и доминирующей культуры. Э. Сатерленд - автор теории дифференцированной связи, разработанной в 1930-е, утверждал, что преступности обучаются, что преступная девиация зачастую является следствием многократного и продолжительного общения индивида с носителями девиантных норм поведения. В 1950-е А. Коэном была разработана концепция деликвентных субкультур. В концепции дифференцированных возможностей Р. Клауорда и Л. Оулина (1960-е) отмечалось, что для индивида может быть весьма привлекательным использование ролевой модели поведения добившихся успеха девиантов, поскольку это может открыть для подражателя, ограниченного в доступе к законным средствам достижения цели, благоприятные возможности повторения успеха.
В теории стигматизации ("клеймения") Г. Беккер, Э. Лемерт, И. Гофман и др. указывали, что социальные отклонения являются результатом негативной социальной реакции (оценки) со стороны общества, присвоения индивиду "ярлыка" девианта. На социологию П.О. оказала заметное влияние и теория символического интеракционизма , в которой для характеристики П.О. было использовано понятие "карьера". Г. Беккер использовал его для обозначения этапов карьеры курильщика марихуаны (от обучения технике потребления наркотического средства до обучения получению наслаждения от курения).
В рамках конфликтологического подхода проблемы П.О. разрабатывались "радикальными криминологами" (О. Турк, И. Тэйлор, П. Уолтон, Д. Янг).
Столь сложное и многообразное социальное явление как П.О. является предметом исследования целого ряда отраслей научного знания - социологии, криминологии, психологии, психиатрии, этики, педагогики, конфликтологии и др. К важнейшим направлениям социологических исследований П.О. можно отнести выявление причин, вызывающих девиацию, а также условий, способствующих их возникновению и развитию, механизмов их образования и степени распространенности; изучение структуры и динамики антиобщественного поведения (прежде всего преступности), его региональных особенностей; изучение личности девианта, процесса ее социализации; исследование девиантных субкультур. Весьма важным направлением является разработка методов и средств социальной и индивидуальной профилактики П.О., прогнозирование социальных отклонений и др.
О.Г. Лукашова

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
474.88 кб

Отклоняющееся поведение подростков в условиях социальных рисков

Лунина Ирина Викторовна
Автор анализирует отклоняющееся поведение подростков. Оно находит проявление в потреблении табачных изделий, алкоголя, наркотиков. Эмпирическим базисом статьи выступают результаты социологических исследований.
Читать PDF
180.09 кб

Отклоняющееся поведение как предмет психолого-педагогических исследований

Веретко Е. Н.
Рассмотрено отклоняющееся поведение как предмет психолого-педагогических исследований. Проведен анализ и обобщение некоторых психолого-педагогических подходов к определению поведения.
Читать PDF
317.48 кб

Отклоняющееся поведение подростков с легкой степенью умственной отсталости

Николаенко Яна Николаевна
Изучение причин отклоняющегося поведения при умственной отсталости показало, что подростки с легкой степенью умственной отсталости более агрессивны и в то же время более тревожны, чем их сверстники с сохранным интеллектом.
Читать PDF
544.96 кб

Отклоняющееся поведение в детском возрасте: терминологическое поле исследования

Жукова Марина Владимировна
В статье рассматриваются различные взгляды на определение понятия «отклоняющееся поведение в детском возрасте», характеристика видов отклоняющегося поведения, для возникновения которых наиболее опасным является дошкольный и младши
Читать PDF
35.60 мб

Отклоняющееся поведение как характеристика координации участников рынка высшего образования

Молокова Елена Леонидовна
Актуальность исследования обусловлена нестабильностью процессов, происходящих в трансформирующейся национальной системе высшего образования.

Похожие термины:

  • Девиантное (отклоняющееся) поведение

    система поступков человека, противоречащих официально установленным или фактически сложившимся культурным, нравственным, правовым и психологическим нормам.