ОТВЕТСТВЕННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО

Найдено 1 определение
ОТВЕТСТВЕННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО
система знаний, умений, навыков и опыта в сфере воспитания ребенка, готовность (психологическая, нравственная, социальная, правовая, технологическая) и способность обоих родителей к решению вопросов помощи и поддержки ребенка в процессе адаптации и автономизации в обществе.
Родительство выступает как: социокультурный, биологический и психологический феномен; социальный институт отцовства и материнства; деятельность по уходу, содержанию, воспитанию и обучению ребенка; определенный этап жизни человека, начинающийся с момента зачатия ребенка; отношения кровного родства между родителем и ребенком; субъективное восприятие человека себя родителем. В исследованиях И.С. Кона родительство представлено системой взаимосвязанных императивов: родительские чувства, любовь, привязанность к детям, социальные роли и нормативные предписания культуры, реальное поведение и отношение родителей к детям, стиль воспитания.
На современном этапе развития социальных отношений классическое определение родительства дифференцировалось на “О.р.” и “инфантильное родительство”. Для инфантильного родительства присущи такие признаки, как неосознанность родительских установок, позиций и ценностей, неразборчивость и спонтанность в способах общения и методах воспитания, низкая готовность принять на себя ответственность за последствия воспитательных влияний.
К факторам, характеризующим О.р., относятся: прочная, дружная семья, воспитывающая детей на основе преемственности поколений; внимательное отношение к состоянию здоровья членов семьи; социально-бытовое благополучие, материальное благополучие; отсутствие хронических семейных конфликтов — между родителями и ребенком, в супружеской подсистеме, между поколениями — с бабушками и дедушками; единый подход к воспитанию ребенка со стороны обоих родителей.
О.р. состоит из двух аспектов: зрелость человека и выполнение определенных функций. Зрелость предполагает и достижение жизненного статуса — получение образования, наличие работы, определенный уровень материальной обеспеченности, а также подразумевает способность родителей создать условия для рождения и воспитания ребенка. Родительские функции на базовом уровне связаны как с удовлетворением физиологических, материальных потребностей ребенка (питание, одежда, жилищные условия), так и с психолого-педагогическим воздействием на ребенка. О.р., с одной стороны, предполагает предоставление ребенку свободы выбора, с другой — строгость, умение ставить запреты и ограничивать действия ребенка в тех ситуациях, когда это необходимо.
Ответственным родителем можно стать благодаря постоянному взаимодействию, общению между родителями и ребенком. И мама, и папа выполняет свою психологическую функцию в воспитании ребенка независимо от того, проживают совместно или в разводе. Ведь от обоих родителей зависит, каким вырастит их чадо.
Ответственный родитель — это не то же самое, что родитель добрый или заботливый. Понятие “добрый” характеризует эмоциональную сторону отношения с ребенком. В категорию заботливых родителей входят, как правило, те, кто уделяет ребенку повышенное внимание, следит за его здоровьем, за тем, чтобы ребенок “был не хуже других”, но при этом в некоторых случаях недостаточно занимается развитием его характера, духовной жизни.
Феномен О.р. предъявляет к родителям ряд первоочередных требований.
Во-первых, ответственный родитель не должен бросать ребенка, он должен нести за него ответственность. Особенно предосудительной считается ситуация, когда родитель бросает ребенка в опасной, трудной ситуации. В подобных обстоятельствах родитель должен мобилизовать все имеющиеся у него ресурсы, прийти ребенку на помощь.
Во-вторых, важное условие О.р. — это избегание насилия. Ответственный родитель не станет бить ребенка, подвергать его унижению, физическому или психологическому.
В-третьих, ответственный родитель, — это тот, кто подает ребенку правильный пример, сознательно строит свой собственный образ так, чтобы задать ребенку правильные жизненные ориентиры. Для этого ему зачастую необходимо справиться со своими недостатками или слабостями, например курением или стремлением к алкоголю. Потакая собственным слабостям, родитель создает условия для их передачи следующим поколениям.
К критериям оценки О.р. относятся: социально-психологический (поддержка и гармонизация детско-родительских отношений); социально-педагогический (создание условий для успешной социализации ребенка); психолого-педагогический (информационные и когнитивные компетенции в вопросах развития, воспитания и обучения ребенка); социально-правовой (реализация прав и обязанностей в обеспечении законных интересов ребенка).
А.К. Быков
Лит.: Алексеева Э.Р. Анализ семейных форм социального родительства в современной России // Вестник Башкирского университета. 2008. № 3. С. 644–647; Кон И.С. Этнография родительства. М.: Высшая школа, 2001; Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: Учеб. пособие. М.: Моск. психол.-социал. ин-т, 2006.

Источник: Российская энциклопедия социальной работы 2016.



Найдено научных статей по теме — 13

Читать PDF
3.57 мб

Факторы формирования ответственного родительства среди молодежи

Сеппенен Юлия Викторовна
В данной статье рассматривается формирование осознанного родительства в молодой семье как процесс присвоения социальных, семейных, психологических родительских установок личности.
Читать PDF
261.60 кб

Формирование у студентов компетенций «Ответственное родительство»

Карельская Людмила Петровна
В статье рассматриваются тенденции развития института родительства, создающие предпосылки формирования компетентной подготовки к ответственному родительству молодых людей.
Читать PDF
3.01 мб

Осознанное и ответственное родительство – как модель изменения мира

Сидорова Людмила Александровна
Статья содержит методические рекомендации по организации просветительской деятельности с родителями, оказание им помощи в решении проблем семейного воспитания.
Читать PDF
316.33 кб

Ответственное родительство: постановка проблемы и результаты диагностики

Чумичева Раиса Михайловна, Грабаровская Людмила Викторовна
это исследование сообщает о результатах исследования потребности студентов в формировании представлений об ответственном родительстве и выборе приоритетной стратегии профессионального роста, взаимосвязи и противоречивого характера
Читать PDF
1.39 мб

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В СОЦИОГУМАНИТАРНОМ ИССЛЕДОВАНИИ ОТВЕТСТВЕННОГО РОДИТЕЛЬСТВА

Ращикулина Е.Н., Кизилова С.А.
В статье обосновано приоритетное значение аксиологического подхода в методологии социогуманитарного исследования, выдвигающего на первый план обнаружение сущностных сил личности, ее деятельный характер через приобщение к системе с
Читать PDF
230.45 кб

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛ ОТВЕТСТВЕННОГО РОДИТЕЛЬСТВА В МУНИЦИПАЛЬНЫХ БИБЛИОТЕКАХ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Барсукова Ю.К.
В статье раскрыты методы продвижения культуры семейных отношений и формирования ответ-ственного родительства в молодежной среде посредством создания на базе муниципальных библиотек Алтайского края информационно-методических ресурс
Читать PDF
183.24 кб

Педагогическое просвещение родителей как механизм формирования ответственного родительства

Науменко Наталья Михайловна
В статье обоснована актуальность педагогического просвещения родителей, представлены формы и условия его организации, а также определены направления и ведущие принципы создания системы родительского просвещения в современных услов
Читать PDF
487.46 кб

К вопросу о некоторых социально-психологических факторах формирования ответственного родительства (н

Ивченкова Наталья Павловна
Статья посвящена вопросам репродуктивного здоровья молодежи и формированию социокультурных ценностей ответственного родительства молодежи на примере Саратовской области.
Читать PDF
110.13 кб

Рецензия на монографию: Безрукова О. Н. Ресурсы и сети поддержки ответственного родительства в молод

Козлов Анатолий Александрович
Читать PDF
107.96 кб

Ответственное родительство: концепция компетентного материнства как условие профилактики социального

Алдакимова Ольга Викторовна
В данной статье рассматривается актуальная проблема современного социума добрачное воспитание молодежи в системе образовательных учреждений.
Читать PDF
331.03 кб

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ОТВЕТСТВЕННОМУ РОДИТЕЛЬСТВУ НА БАЗЕ УЧРЕЖДЕНИЙ Г

Байер Елена Александровна, Залужная Мария Васильевна, Заярная Марина Викторовна
Раскрывается практико-ориентированный подход в условиях действия нового социального заказа государственных органов власти в области образования, осуществляемый через укрепление института семьи: материнства, детства, отцовства на б
Читать PDF
14.24 мб

Диагностика жестокого обращения с детьми как начальный этап формирования ответственного родительства

Лотова Ирина Петровна
В статье показано, что семью традиционно рассматривают в обществе как органичную среду обитания ребенка, выполняющую для него функцию убежища и защиты.
Читать PDF
132.09 кб

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОГО РОДИТЕЛЬСТВА В СЕМЬЯХ, ЗАТРОНУТЫХ ЭПИДЕМИЕЙ ВИЧ-ИНФ

Акулова Марина Витальевна
В статье рассматриваются вопросы актуальности разработки рекомендаций и широкого внедрения системы мероприятий, направленных на профилактику рисков нарушения детско-родительских отношений у женщин, узнавших о своем диагнозе «ВИЧ-и