система знаний, умений, навыков и опыта в сфере воспитания ребенка, готовность (психологическая, нравственная, социальная, правовая, технологическая) и способность обоих родителей к решению вопросов помощи и поддержки ребенка в процессе адаптации и автономизации в обществе.
Родительство выступает как: социокультурный, биологический и психологический феномен; социальный институт отцовства и материнства; деятельность по уходу, содержанию, воспитанию и обучению ребенка; определенный этап жизни человека, начинающийся с момента зачатия ребенка; отношения кровного родства между родителем и ребенком; субъективное восприятие человека себя родителем. В исследованиях И.С. Кона родительство представлено системой взаимосвязанных императивов: родительские чувства, любовь, привязанность к детям, социальные роли и нормативные предписания культуры, реальное поведение и отношение родителей к детям, стиль воспитания.
На современном этапе развития социальных отношений классическое определение родительства дифференцировалось на “О.р.” и “инфантильное родительство”. Для инфантильного родительства присущи такие признаки, как неосознанность родительских установок, позиций и ценностей, неразборчивость и спонтанность в способах общения и методах воспитания, низкая готовность принять на себя ответственность за последствия воспитательных влияний.
К факторам, характеризующим О.р., относятся: прочная, дружная семья, воспитывающая детей на основе преемственности поколений; внимательное отношение к состоянию здоровья членов семьи; социально-бытовое благополучие, материальное благополучие; отсутствие хронических семейных конфликтов — между родителями и ребенком, в супружеской подсистеме, между поколениями — с бабушками и дедушками; единый подход к воспитанию ребенка со стороны обоих родителей.
О.р. состоит из двух аспектов: зрелость человека и выполнение определенных функций. Зрелость предполагает и достижение жизненного статуса — получение образования, наличие работы, определенный уровень материальной обеспеченности, а также подразумевает способность родителей создать условия для рождения и воспитания ребенка. Родительские функции на базовом уровне связаны как с удовлетворением физиологических, материальных потребностей ребенка (питание, одежда, жилищные условия), так и с психолого-педагогическим воздействием на ребенка. О.р., с одной стороны, предполагает предоставление ребенку свободы выбора, с другой — строгость, умение ставить запреты и ограничивать действия ребенка в тех ситуациях, когда это необходимо.
Ответственным родителем можно стать благодаря постоянному взаимодействию, общению между родителями и ребенком. И мама, и папа выполняет свою психологическую функцию в воспитании ребенка независимо от того, проживают совместно или в разводе. Ведь от обоих родителей зависит, каким вырастит их чадо.
Ответственный родитель — это не то же самое, что родитель добрый или заботливый. Понятие “добрый” характеризует эмоциональную сторону отношения с ребенком. В категорию заботливых родителей входят, как правило, те, кто уделяет ребенку повышенное внимание, следит за его здоровьем, за тем, чтобы ребенок “был не хуже других”, но при этом в некоторых случаях недостаточно занимается развитием его характера, духовной жизни.
Феномен О.р. предъявляет к родителям ряд первоочередных требований.
Во-первых, ответственный родитель не должен бросать ребенка, он должен нести за него ответственность. Особенно предосудительной считается ситуация, когда родитель бросает ребенка в опасной, трудной ситуации. В подобных обстоятельствах родитель должен мобилизовать все имеющиеся у него ресурсы, прийти ребенку на помощь.
Во-вторых, важное условие О.р. — это избегание насилия. Ответственный родитель не станет бить ребенка, подвергать его унижению, физическому или психологическому.
В-третьих, ответственный родитель, — это тот, кто подает ребенку правильный пример, сознательно строит свой собственный образ так, чтобы задать ребенку правильные жизненные ориентиры. Для этого ему зачастую необходимо справиться со своими недостатками или слабостями, например курением или стремлением к алкоголю. Потакая собственным слабостям, родитель создает условия для их передачи следующим поколениям.
К критериям оценки О.р. относятся: социально-психологический (поддержка и гармонизация детско-родительских отношений); социально-педагогический (создание условий для успешной социализации ребенка); психолого-педагогический (информационные и когнитивные компетенции в вопросах развития, воспитания и обучения ребенка); социально-правовой (реализация прав и обязанностей в обеспечении законных интересов ребенка).
А.К. Быков
Лит.: Алексеева Э.Р. Анализ семейных форм социального родительства в современной России // Вестник Башкирского университета. 2008. № 3. С. 644–647; Кон И.С. Этнография родительства. М.: Высшая школа, 2001; Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: Учеб. пособие. М.: Моск. психол.-социал. ин-т, 2006.