ПАМЯТЬ СОЦИАЛЬНАЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ПАМЯТЬ СОЦИАЛЬНАЯ
процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в среду сознания. П.с. связывает прошлое индивида или группы с его настоящим и будущим, является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

Социальная память
Соціальна пам’ять. Social memory. Социальный опыт, закрепленный в формах общественного сознания, традициях, обычаях, предметах материальной и духовной культуры и других элементах культуры, создающий социальноисторическую связь поколений и возможность их идентификации в качестве представителей и субъектов одной и той же культуры. См. также Опыт социальный.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

ПАМЯТЬ СОЦИАЛЬНАЯ
совокупность социокультурных средств и ин-тов, осуществляющих отбор и преобразование актуальной соц. информации в информацию о прошлом (ретроспективную) с целью сохранения накопленного обществ. опыта и передачи его от поколения к поколению. Понятие введено в 60-70-х гг. XX в. советскими исследователями: Я. К. Ребане, В. А. Ребриным, Ю. А. Левадой и др. Ранее употреблялись близкие понятия: "коллективная память", "коллективный мозг", "историч. память", "память человечества", "память мира". Во всех случаях подчеркивалось - память "совокупного субъекта" обладает новыми качествами, несводимыми к простой сумме качеств входящих в нее памятей индивидов (Б. Ф. Ломов). Изучение памяти как продукта историч. развития психики человека имеет длительную традицию в отечественной психологич. науке. Так, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев и др. обосновали положение о том, что обществ.-историч. сдвиги не только вносят в психич. мир человека новое содержание, но и переводят сознание, а значит, и процессы памяти на качественно иные уровни. П.с, отражая в общих чертах историю развития памяти индивидуальной (в онтогенезе и филогенезе), имеет собственные принципы организации и воспроизведения. В отличие от индивидуальной памяти П.с. всегда опосредствована памятью др. людей, знаковыми системами, орудиями и средствами труда, воспринимаемыми как знаки. В истории развития П.с. человечества можно выделить несколько последовательных этапов. По мере становления человеческого об-ва постепенно вырабатывался "общий фонд памяти" рода, племени, общины. Усиление единства памяти и системы внутреннего мира имело огромное значение в сплочении человеческих коллективов. Древнейшая, дописьменная форма П.с. складывалась непроизвольно и стихийно. Для нее характерно отсутствие осознанной цели запомнить, сохранить и воспроизвести ретроспективную информацию. Из поколения в поколение передавался только такой опыт, к-рый человек получал в процессе прямого общения с нами об-ва. Память молодых поколений опосредствовалась живой памятью старших к-рой была сугубо утилитарной. Иначе память старших поколений не предназначалась для использования в качестве орудия запоминания и воспроизведения информации. Об-во сознательно не ставило перед собой цель транслировать информацию во времени. Мифология первобытного об-ва - это не историч. знание, т. е. знание о прошлом, а средство приобщения к настоящему. Новое знание накапливалось крайне медленно, и поэтому процесс обращения к прежнему опыту больше напоминал простое воспроизведение имеющегося знания, т. е. его репродукцию. После возникновения письменности, позволившей осознанно использовать искусственные знаки как орудия управления поведением человека (Л. С. Выготский) и воспроизведения информации, репродуктивная память хотя и сохраняется, но перестает играть ведущую роль. П.с. переходит во вторую, опосредствованную знаковыми системами реконструктивную форму. Реконструктивная форма П.с. характеризуется целенаправленным использованием знаковых систем как основных средств для сохранения и восстановления прошлого опыта в идеологич., познавательных и дидактич. целях. Реконструктивную форму памяти следует считать произвольной, т. е. такой, к-рая активно направлена на запоминание и восстановление важных с т. зр. данного об-ва и господствующих классов фактов и явлений. Однако подлинного овладения своей собственной памятью об-во достиг, только тогда, когда перешло от стихийного накопления ретроспективной информации к нательной ее концентрации в специально созданных для этого ин-тах-депозитариях. От архивов-библиотек древности, ведомственных архивов, кабинетов с раритетами и частных хранилищ был пройден путь к разветвленной сети общенац. библиотек, архивов, музеев и др. Благодаря целенаправленному отбору и организации информации в учреждениях-депозитариях П.с., а с ней и истории, сознание об-ва приобретали все большую хронологич. глубину и системную целостность. Все три истории, формы соц. памяти - репродуктивная, реконструктивная и конструктивная - сохраняются в современном обществ. сознании, выполняя свойственные только им функции. К основным носителям П.с. следует отнести: сознание живущих людей, т. е. память о соц. действиях самих участников событий; отчужденные от сознания, овеществленные источники знаковой информации и средства ее передачи, специально созданные для этой цели; вещественные объекты, к-рые вообще не были предназначены для передачи информации (орудия труда в широком смысле слова). Соц. факторам, влияющим на увеличение объема, плотности и хронологической глубины П.с. (рост населения, увеличение продолжительности жизни, повышение уровня культуры, грамотности и т. д.), противостоят факторы, ведущие к ее разрушению. Следует различать стихийные, нежелательные процессы дезорганизации П.с. - "обществ. амнезию" - и осознанные действия, направленные на "забывание" малозначимой ретроспективной информации. К факторам, ведущим к дезорганизации П.с, следует отнести (кроме естественного старения носителей информации) их уничтожение в рез-те стихийных бедствий, войн, падения уровня культуры, идеологич. борьбы в классовом об-ве. В истории человечества известны случаи обществ. амнезии, т. е. полного или частичного забвения культурно-историч. опыта, утраты навыков его воспроизведения. В рез-те войн или др. катастроф, прерывавших соц. преемственность, целые народы исчезли с историч. арены. Об-во, потерявшее П.с, перестает ощущать себя субъектом истории, так же как отдельный человек, потерявший память, теряет свою личность, свое "Я". Помимо сохранения и упорядочения информации о прошлом механизмы П.с. служат также ее воспроизведению, т. е. актуализации. В целях актуализации ретроспективная информация тем или иным способом извлекается из долговременной памяти, преобразуется и воспроизводится в текущем обществ. сознании. Каждый такой акт Ют непосредственного воспроизведения, предположим документа в публикации, предмета в экспозиции музея, трансляции "живых" мемуаров временников средствами массовой коммуникации до сложнейшей аналитич. переработки ретроспективной информации в научн. исследовании) можно рассматривать как обращение к "воспоминаниям" о значительных для данного состояния об-ва историч. событиях. Механизмы П.с. обеспечивают участие ретроспективной информации в формировании "картины мира" современного человека. Они придают ей историч. перспективу и целостность. Все объекты, включаемые в П.с., приобретают в рез-те упорядочения и описания потенциальную возможность быть актуализированными. Но фактическое их воспроизведение в новых историч. условиях детерминировано идеологией и нуждами текущей обществ.-политич. практики. В то же время можно обнаружить общие принципы актуализации ретроспективной информации, к-рые следуют как законам ассоциативных связей (принципы смежности, сходства и контраста текущей жизни об-ва с его прошлыми состояниями), так и принципам целостности воспроизводимых в обществ. сознании образов прошлого. П.с. позволяет об-ву осознавать свое место в истории человечества, обосновывать значимость собственной культуры и соотносить ее с подлинными ценностями др. культур. Лит.: Левада Ю.А. Историческое сознание и научный метод//Философские проблемы исторической науки. М., 1969; Ребрин В.А. Методические проблемы социального общественного сознания. Новосибирск, 1974; Ребане Я.К. Принцип социальной памяти//Филос. науки. 1977, № 5; его же. Информация и социальная память: к проблеме социальной детерминации познания//Вопросы философии. 1982, № 8; Колеватов В.А. Социальная память и познание. М., 1984; Илизаров Б.С. Роль ретроспективной социальной информации в формировании общественного сознания (в свете концепций о социальной памяти)//Вопросы философии. 1985, № 8. Б.С. Илизаров.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
127.35 кб

Ритуал в социальной памяти

Лойко О. Т.
Ритуал представлен как способ постижения содержания социальной памяти в архаических и современных культурах, наряду с социокодом и знаком.
Читать PDF
236.38 кб

Память как социальный феномен

Аникин Даниил Александрович
Социальная память это совокупность знаний, которые служат предметом фиксированной передачи от одного поколения к другому.
Читать PDF
178.79 кб

Социальная память и любопытство

Дуков Евгений Викторович
Рассматривая человеческие память и любопытство, автор приходит к мысли, что если память один из важных механизмов всего живого, то любопытство один из его первичных рефлексов. Социальная память свидетельствует: так уже было.
Читать PDF
114.66 кб

Онтология текста социальной памяти

Лойко О. Т.
Анализируются основные философские концепты, указывающие на взаимосвязь социальной памяти и текстовой формы ее бытия.
Читать PDF
116.35 кб

Знаковая сущность социальной памяти

Лойко О. Т.
Осуществлен анализ роли и места знака в выявлении сущности социальной памяти.
Читать PDF
341.41 кб

Сетевые основания социальной памяти

Аникин Даниил Александрович
В статье анализируется смена моделей изучения социальной памяти в контексте становления сетевого общества.
Читать PDF
147.90 кб

Социальная память открытого общества

Шаповалова Наталья Сергеевна
Усложнение человеческого мира вызывает необходимость перехода от закрытого общества к открытому.
Читать PDF
1.71 мб

Социальная память: философский анализ

Лойко О.Т.
Читать PDF
146.42 кб

Травмы социальной памяти и психоанализ

Романовская Евгения Васильевна
Исследуя проблемы памяти, учёные обращают внимание на так называемые травмы (субъекта, личности, сознания, памяти).
Читать PDF
444.54 кб

Социальная память в пространстве города

Тулиганова Ирина Валерьевна
В данной статье анализируются особенности существования и функционирования феномена социальной памяти в городском социокультурном пространстве, механизмы его трансляции и трансформации.
Читать PDF
285.67 кб

Социальная память в контексте историзма

Лойко Ольга Тимофеевна, Вакурина Наталья Анатольевна
Рассматривается проблема соотношения социальной и исторической памяти. Социальная память направлена на достижение ценностно-смыслового консенсуса, память историческая стремится сохранить и передать фактические знания о прошлом.
Читать PDF
115.25 кб

Социальная память и проблема реальности

Макаров Андрей Иванович
Выявляется связь понятий «память», «реальность», «истина» и «действительность» в контексте социально-психологической проблемы управления человеческим сознанием и поведением в условиях кризиса культуры.
Читать PDF
358.05 кб

Предназначение музея - социальная память

Резник Ирина Ивановна
Рассматривается одно из высоких предназначений музея сохранение традиций и культурных ценностей.
Читать PDF
133.22 кб

Социальная память в посткнижной культуре

Шаповалова Наталья Сергеевна
Статья посвящена исследованию социальной памяти в посткнижной культуре.
Читать PDF
230.69 кб

Социальная память как объект исследования

Богданов Владимир Владимирович, Байлов Алексей Владимирович, Макарова Елена Александровна
Статья посвящена проблемам изучения категории памяти в социально-историческом контексте, сравнению памяти индивидуальной и социальной в её отношении к истории, а также о культуре памяти в исторической проекции.