Парадигма
знание, которое дает обобщенную модель постановки проблем и их решений.
Источник: Социология: Учебник для вузов: глоссарий к книге
ПАРАДИГМА
признанное всеми научное достижение, которое в течении определенного времени дает научному обществу модель постановки проблем и их решений.
Источник: Словарь-справочник по социологии 2000
Парадигма
общепризнанная всеми представителями социологической науки (или отдельного ее течения) совокупность взглядов и методов научного исследования.
Источник: Основы социологических знаний: глоссарий к книге
Парадигма
многообразие единиц (знаков, знаковых структур), используемых в построении текста. В языке парадигма организована, и состав элементов соотнесен друг с другом.
Источник: Методологический словарь для управленцев
ПАРАДИГМА
комплекс теоретических принципов, принятых в качестве модели, образца для классификации исследуемых средств, форм и систем тех или иных связей, в том числе информационных.
Источник: Связи с общественностью в социально-культурной деятельности. Словарь-справочник. 2013 г.
Парадигма
единая система теоретических воззрений, методологических принципов, методических приемов и эмпирических результатов, разделяемых научным сообществом в рамках самостоятельной области знаний или теоретического подхода.
Источник: Социология: в 3-ех томах: словарь по книге
Парадигма
(от лат. paradigma – пример, образец). Научное обобщение теоретико-методологических достижений, по принципам которого в определенный исторический период организуется исследовательская практика в данной области знании (дисциплине).
Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.
Парадигма
1) строго научная теория, воплощенная в системе понятий, выражающих существенные черты действительности; 2) исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе.
Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.
Парадигма
определенный теоретический подход в научном исследовании, совокупность методических и методологических установок, представлений, которыми исследователь руководствуется в своей практической деятельности. П. - краткое описание основных понятий, концепций, подходов в объяснении самого общества и различных социальных явлений
Источник: Краткий словарь основных понятий по социологии
Парадигма
1) краткое описание основных понятий, допущений, предложений, процедур и проблем какой-либо области знаний или теоретического подхода; 2) в методологии наук — представления о предмете науки, ее основополагающих теориях и специфических методах, в соответствии с которыми научным сообществом организуется исследовательская практика.
Источник: Социология в России. Глоссарий. 2016
ПАРАДИГМА
paradigm) - 1. Тот или иной пример либо показательный случай концепции или теоретического подхода, например, резюме Мертона (1949), иллюстрирующее дискуссию о силе и западнях функционального анализа в социологии. В некоторых разделах философии "случай парадигмы" рассматривается как обеспечение "остенсивного определения" концепции. 2. См. Научная парадигма.
Источник: Большой толковый социологический словарь
парадигма
paradigm греч. paradeigma ‘образец’ para- ‘около’ + deik- ‘показывать’. - Совокупность общих представлений, доминирующих в какой-либо научной области, методов, подходов, технических навыков и средств, принятых в научном сообществе в рамках устоявшейся научной традиции в определенный период времени. В настоящее время в гуманитарных науках доминирует антропоцентрический подход, благодаря которому междисциплинарная теория межкультурной коммуникации оформилась в самостоятельную парадигму.
Источник: Словарь терминов межкультурной коммуникации 2013.
ПАРАДИГМА
от греч. paradeigma - образец) -англ. paradigm; нем. Paradigma. 1. Краткое описание (компактная структура) основных понятий, допу- щений, предложений, процедур и проблем к.-л. самостоятельной области знаний или теоретического подхода. 2. В методологии наук - представления о предмете науки, ее основополагающих теориях и специфических методах, в соответствии с к-рыми организуется исследовательская практика научным сообществом в определенный истор. период. 3. В античной и средневековой философии - характеристика взаимоотношения духовного и материального мира. 4. В лингвистике - система форм одного слова, отражающая его изменения (напр., склонение существительных, спряжение глагола и т. п.).
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Парадигма
основополагающая теория, исследовательская программа, располагающая совокупностью убеждений, ценностей и технических средств, принятых научным сообществом в той или иной отрасли науки в определенный период ее развития [23.– С.361]. –определенная совокупность фундаментальных оснований научного знания. Парадигма – это исходная концептуальная схема, своего рода модель постановки проблем и их решения. Иногда под парадигмой понимают крупные теории или группы теорий, а также всеми признанные достижения в данной области науки [9.– С.70]. –теория, теоретическая мысль, принятая в качестве образца постановки, обоснования, решения проблемы в рамках того или иного предмета исследования [29.– С.374].
Источник: Социология. Словарь.
Парадигма
одно из центральных понятий современной философии и социологии науки. В широкое употребление термин введен Т. Куном в работе «Структура научных революций», где ученый дал более тридцати определений парадигмы. В самом общем виде – это совокупность убеждений, ценностей и технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих существование научной традиции. В современной западной социологии образования выделяют четыре парадигмы: функционалистскую, структуралистскую, радикально-гуманистическую и феноменологическую. В зарубежной социологии науки можно выделить две парадигмы: мертонианскую, основанную на работах Р.К. Мертона, и когнитивную, начало которой положили представления о науке Т. Куна.
Источник: Глоссарий по социологии. Фин. университет при правительстве РФ. Проект www.fa.ru
ПАРАДИГМА
PARADIGM) Происхождение этого термина в том виде, в каком он используется в социологии, связано с работой Т. Куна, посвященной характеру научного изменения (Kuhn, 1970). Согласно Куну, ученые работают в рамках парадигм, которые являются общими способами видения мира и определяют, какого рода научной работой следует заниматься и какого рода теории приемлемы. Парадигмы обеспечивают то, что Кун называет «нормальной наукой», вид науки, которой исследователи привычно занимаются изо дня в день. Однако со временем нормальная наука порождает ряд аномалий, которые не могут быть разрешены в рамках существующей парадигмы. Кун утверждает, что в этот момент происходит внезапный разрыв традиции, и старая парадигма сменяется новой, ведущей к новому периоду нормальной науки. В социологии этот термин имеет еще более неопределенный смысл, обозначая социологические школы или метатеории, каждая из которых является относительно автономной и обладает собственными методами и теориями. См. также: Метатеория.
Источник: Социологический словарь
Парадигма
этот термин введен Т.Куном в книге «Структура научных революций» для обозначения системы научных убеждений и стандартов научной деятельности, принятых за образец в конкретном научном сообществе. Этот образец включает в себя теоретические стандарты, критерии оценки исследовательской практики, методологические нормы, образцовые решения исследовательских задач и общее «мировоззрение». В социологии и философии науки термин «парадигма» часто используется, чтобы очертить границы некоторого научного сообщества как объединенного корпусом знаний и представлений о мире и научном познании, чтобы структурировать системы идей с точки зрения реализации социального порядка и социального контроля в науке. Так парадигма становится наиболее очевидным и наименее признаваемым принципом стратификации научного сообщества, хотя при этом она принципиально рассматривается не как эпистема, а как сциентистская идеология, объясняя нам не прирост знания, а кратковременное сохранение социального единства научного сообщества.
Источник: Основные социологические термины. Учебное пособие
Парадигма
(от греч. «paradeigma» – «пример, образец») - система основных научных достижений (концепций, теорий, методов), по образцу которых организуется исследовательская практика учёных в данной области знаний или дисциплине в определённый исторический период.
Понятие парадигмы введено Т. Куном (США), выделившим различные этапы в развитии научной дисциплины:
1. Препарадигмальный этап, предшествующий установлению парадигмы.
2. Этап доминирования парадигмы, т.е. «нормальная наука».
3. Этап кризиса парадигмы.
4. Этап научной революции, заключающийся в смене парадигмы, переходе от одной парадигмы к другой.
В дискуссиях о применимости понятия о парадигме к различным наукам (например, к социологии и психологии) американские и западноевропейские авторы, в частности, Б. Скиннер, Э. Ч. Толмен, К. Л. Халл и другие, высказывали мнение о том, что в начале XX века произошла смена интроспективной парадигмы (психология сознания) бихевиористской (психология поведения). На наш взгляд, подобное утверждение выглядит односторонне и не учитывает многообразия процессов формирования и развития тех или иных научных дисциплин.
Источник: Социология творческой деятельности. Краткий глоссарий.
ПАРАДИГМА
термин, введенный в науковедение амер. историком науки и философии Куном и означающий признанное всеми научное достижение, крое в течение опред. времени дает научному сообществу модель постановки проблем и их решений [1]. Кун выступил против метафизической позитивистской концепции науки, лишавшей последнюю внутр. динамики и развития. С т. зр. куновской концепции развитие научного познания представляет собой процесс революционной смены П.: накопление «аномалий» — фактов, противоречащих принятой П. исследования, подрывает ее авторитет, стимулирует выдвижение новых конкурирующих теорий, ведущих между собой борьбу за лидерство, к-рая заканчивается победой одной из них, превращающейся в новую П. В совр. зап. социологии это понятие используется для диагноза ее совр. состояния и определения перспектив создания единой П. Преобладает т. зр., что социология относится к разряду «мультипарадигматических» дисциплин, для к-рых характерно наличие не одной, а нескольких П. Так., напр., амер. исследователь Дж. Ритцер выделяет три основные П. зап. социологии [2] : «фактуалистскую П.», куда он включает структурный функционализм (Функциональный подход в социологии) и конфликта социального концепции; «дефиционистскую П.» (символический интеракционизм, феноменологическая социология, этнометодология) и парадигму социального бихевиоризма {обмена социального концепция и бихевиористская социология). М. С. Комаров
Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.
парадигма
1) квинтэссенция области знания, выраженная через основные понятия; 2) по Т. Куну, который дал более двадцати определений П., - совокупность основных положений и принципов, лежащих в основе той или иной теории, обладающая специфическим категориальным аппаратом и признающаяся группой ученых в течение определенного исторического периода. П. определяет, что ученым следует изучать, а что нет. Доминирование конкретной П. определяется не только валидностью ее научного инструментария, но, как считают П. Бурдье и Дж. Ритцер, политическими и идеологическими факторами. П. в принципе определяет, что ученым следует изучать, а что нет. Увеличение представлений о сути предметного поля социологии способствовало становлению ее полипарадигмального характера. Концепция П. особенно востребована в постмодернизме, ибо предполагает нелинейность, качественные скачки в развитии научного знания, возможность перехода к принципиально новому теоретико-методологическому инструментарию в противоположность линейному поиску новых, «лучших» аргументов. -Литература: Кун Т. Структура научных революций. М., 1975; Бурдье П. Поле науки // П. Бурдье. Социальное пространство: поля и практики. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб., 2007; Ritzer, G. Explorations in Social Theory. From Metatheorizing to Rationalization. London, Thousand Oaks, New Delhi: SAGE Publications, 2001; Mitrovic, L.R. Makers of New Paradigms in Sociology. Belgrade: Institute for Political Studies, 2009; Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения. Учебник для ВУЗов. 3-е издание, переработанное и дополненное. М.: Экзамен, 2007.
Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.
ПАРАДИГМА
греч. paradeigma - пример, образец) - 1) понятие античной и средневековой философии, характеризующее сферу вечных идей как первообраз, образец, в соответствии с которым бог-демиург создает мир сущего; 2) в современной философии науки - система теоретических, методологических и аксиологических установок, принятых в качестве образца решения научных задач и разделяемых всеми членами научного сообщества. Термин "П." в философию науки впервые вводится позитивистом Г. Бергманом, однако подлинный приоритет в его использовании и распространении принадлежит Куну .
В своей книге "Структура научных революций" Кун говорит о возможности выделения двух основных аспектов П.: эпистемическом и социальном. В эпистемическом плане П. представляет собой совокупность фундаментальных знаний, ценностей, убеждений и технических приемов, выступающих в качестве образца научной деятельности. В социальном - П. характеризуется через разделяющее ее конкретное научное сообщество, целостность и границы которого она определяет. Существование П., по мнению Куна, связано с периодами нормальной науки, в рамках которых они выполняют проективно-программирующую и селективно-запретительную функции. Смена П. осуществляется посредством научных революций, что связано со своеобразным гештальт-переключением научного сообщества на новую систему мировидения и ценностей. Критика чрезмерного социологизма и психологизма в понимании П. побудила Куна конкретизировать свою позицию посредством введения понятия "дисциплинарной матрицы", синонимичного эпистемическому контексту П.
В структуру дисциплинарной матрицы входят: 1) символические обобщения, составляющие формальный аппарат и язык, характерный для конкретной научной дисциплины; 2) метафизические компоненты, определяющие наиболее фундаментальные теоретические и методологические принципы миропонимания; 3) ценности, задающие господствующие идеалы и нормы построения и обоснования научного знания. Понятие П. в поздних работах Куна связано в большей степени с характеристикой интегральных социально-психологических аспектов научного сообщества. Вместе с тем в рамках современной философии науки понятие П. оказалось более продуктивным при описании эталонных теоретико-методологических оснований научного поиска.
Е.В. Хомич
Источник: Социология: энциклопедия
ПАРАДИГМА
совокупность филос, общетеоретич. и метатеоретич. оснований науки. Термин введен Т. Куном. Согласно концепции Куна, тот или иной качественный этап в развитии науки - рез-т не эволюции, а революции. Ключевым понятием этой концепции является понятие П. Оно неоднозначно. Неоднозначно и отношение различн. групп ученых к этому понятию. Сложилось различн. отношение к философии науки Т. Куна и исходному ее понятию - П. Одни ученые отождествляют его с понятием "теория", вторые сводят понятие П. к группе теорий, третьи делают акцент на когнитивных компонентах науки, включая теории и методы, четвертые рассматривают теорию парадигмы как метатеорию и т. д. Кун считает, что любая наука данного времени определяется специфичностью П., включающей различн. по характеру и содержанию вариации представлений о предмете науки, ее основополагающей теории и специфич. методах исследования. В развитии науки Кун выделяет четыре стадии. Это стадии ее нормального и аномального состояния, кризиса и революции. Нормальная стадия в развитии науки - период аккумуляции имеющихся знаний в пределах существующей П. Этот период с неизбежностью заканчивается переходом к аномальному состоянию, когда полученная совокупность научн. данных не может быть объяснена с т. зр. существующей П. Наступает кризис, к-рый приводит к научн. революции. Старая П. отбрасывается, и на смену ей приходит новая, способная объяснить новую систему научн. фактов, теорий, методов и т. д. Обычно в социологии науки выделяются три вида П.: первый - П., обосновывающие самостоятельный статус той или иной науки, ограничивающие на качественном уровне одно научн. знание от др. (философию от социологии, социологию от экономики и т. д.); второй - П., проводящие существенные различия между стадиями в развитии науки (система социологич. знания в СССР в 20-30-х, 50-70-х, 70-80-х гг.); третий - П., дифференцирующие научн. сообщества в рамках одной и той же науки, находящейся на одном и том же историч. этапе ее развития (три вида П. современной западноевропейской и амер. социологии. См. Социология западная). Если наука не обладает парадигматич. статусом, то это означает, что она еще не отдифференцировала свой предмет от др. научн. дисциплин и поэтому не может считаться самостоятельной наукой. Наука обладает парадигматическим статусом, если она имеет П., признанную в рамках данного научн. сообщества. Это монопарадигматический статус науки. После научн. революции обычно складывается ситуация парадигматического дуализма: завоевала признание новая, но продолжает пользоваться поддержкой старая П. Наконец, есть науки, характеризующиеся наличием многовариантных П. Парадигматические статусы науки в ряде случаев могут совпадать с историч. логикой развития науки. Эта логика, если отвлечься от нек-рых специфич. историч. особенностей и этапов, свойственна социологич. науке, к-рая, минуя стадию монопарадигматического статуса, прошла путь развития от допарадигматического к многовариантному статусу. В социологич. П. объектом социологии являются соц. реальность и ее стратегич. элементы. Критериями разграничения П. социологии как науки с многовариантным парадигматическим статусом выступают качественно отличные друг от друга стратегич. элементы, интерпретация взаимодействия к-рых позволяет понять природу соц. реальности. Лит.: Кун Т. Структура научных революций. М., 1975; Осипов Г.В., Кабыща А.В. Парадигма, предмет и структура социологического знания//Социология. Основы общей теории (под ред. Осипова Г.В., Москвичева Л.Н.). М., 1996; Кабыща А.В., Тульчинский М.Р. Тенденции изменения социологической парадигмы после 1985 г. (Наукометрический анализ)//Социология в России (под ред. Ядова В.А.). М., 1996. Г.В. Осипов.
Источник: Российская социологическая энциклопедия