Парадигма (от греч. paradeigma — пример, образец, далее — П.) — совокупность научных достижений, признаваемых всем научным сообществом в тот или иной период времени, служащих основой и образцом новых научных исследований. Понятие П. получило распространение после выхода в свет книги американского философа и методолога науки Т. Куна “Структура научных революций” (1962 г.) для обозначения преобладающих в деятельности определенного научного сообщества проблем и решений.
Т. Кун выделял два аспекта П.: эпистемический — представляет совокупность фундаментальных знаний, ценностей, убеждений, технических приемов, выступающих в качестве образца научной деятельности; социальный — характеризуется через разделяющее ее конкретное научное сообщество, целостность и границы которого она определяет.
Формирование новой П. начинается в условиях, когда возникают проблемы, которые не могут быть разрешены в рамках существующей П. Переход от одной П. к другой может растягиваться на десятки и сотни лет. Смена П. осуществляется посредством научных революций, что связано со своеобразным переключением научного сообщества на новую систему мировидения и ценностей. Смена П. означает изменение отношений к объекту исследования, методов, целей и предмета исследования.
Парадигмальный подход в исследовании социальной работы предложен профессором М.В. Фирсовым.
История социальной работы, изучающая происхождение, развитие процесса помощи как общественной практики, области познания и отрасли образования требует системного осмысления и, соответственно, определенных форм описания и познания его природы. По мнению М.В. Фирсова, парадигмальный подход, когда историческая модель помощи определена рядом системных свойств и элементов, каждый из которых имеет свою историческую обусловленность, наиболее оптимально позволит наметить схему развития процесса помощи, выйти на исторические закономерности помогающей деятельности, познания и образования. Под парадигмой помощи в истории социальной работе следует понимать устоявшиеся процессы поддержки и защиты человека, групп, семьи и сообщества, характерные для определенного исторического периода.
Парадигмальный подход позволяет комплексно осмыслить все накопленные в сфере социальной работы сведения.
С.А. Анисимова
Лит.: Добреньков В.И. Социология: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2015; Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1977; Лавренков В.Н. Политология: Учебник. М.: Юрайт, 2015; Социология: Учебник / Отв. ред. В.А. Глазырин. М.: Юрайт, 2014; Фирсов М.В. История социальной работы: Учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2016.