ПАРЕТО Вильфредо

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Парето Вильфредо
1848-1923) - итальянский социолог, экономист и менеджер. Организовал железнодорожное строительство в Италии. Преподавал политическую экономию в Лозаннском университете. Придавал особое значение социально-психологической мотивации человеческой деятельности. Центральное место в социологической концепции Парето занимает учение об эквилибриуме - равновесии общества, достигаемом сопряжением и противостоянием разнонаправленных процессов и факто- ров. Он был убежден в неизменности человеческой природы и неравенства, которые нельзя преодолеть ни перераспределением богатства, ни изменением социальных отношений. Парето внес значимый вклад в разработку теории элит, изучая их природу, состав, функции, горизонтальную и вертикальную циркуляции в структуре общества. При этом он весьма критически относился к демократии, полагая, что свобода и равенство трудно согласуются между собой. Основные его сочинения - «Трактат по общей социологии» и «Краткое руководство по общей социологии» [47].

Источник: Социальный менеджмент. Словарь-справочник учеб. пособие

Парето Вильфредо
Pareto, Vilfredo) (1848—1923), итал. экономист и социолог. В его социологических трудах придается особое значение элите. П. внес существенный вклад в политэкономию, объединив принципы благотворительной экономики (позитивная экономическая теория) с концепцией общего эконом, равновесия Вальраса. В Курсе политической экономии (1906) П. стремился показать, каким образом идеально функционирующий рынок создает макс, социального благополучия; при этом он исходил из предположения, что полезность (или удовлетворение) не поддается точному измерению или межличностному сопоставлению, а является лишь вспомогательным понятием, указывающим на уровень субъективного предпочтения (ординалистская полезность против кардиналистской полезности); др. словами, предполагается, что всякий индивид, оценивая два к.-н. набора потребительских товаров, способен выбрать любой с макс, для себя полезностью. П. продемонстрировал, что при опред. условиях в рыночной системе возникает ситуация (т.н. оптимальность П.), при к-рой ни один потребитель не может получить личной выгоды, не нанеся ущерба к.-л. др. потребителю.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

ПАРЕТО Вильфредо
(1848-1923) - итал. социолог, представитель социологии политики, основатель элит теории и концепции социального равновесия. Свою концепцию изложил в «Трактате всеобщей социологии» (1964). Исходным пунктом доктрины П. была концепция нелогического действия. Отказавшись от рационализма, П. подчеркивал иррациональный и алогичный характер человеческого поведения, отчетливо проявляющийся в ходе истории. Любые теоретические построения, любые идеологии являются оправданием действия и имеют целью придать последнему внешне логический характер, скрыв его истинные мотивы. К идеологическим системам, обладающим ложным содержанием, П. применил термин «деривация», производные от чувств, коренящихся в иррациональных пластах человеческой психики. Они являются внутренними биологическими импульсами, регулирующими социальное поведение человека. На основе этой теории он пытался объяснить все многочисленные варианты человеческого поведения. Общество, по Парето, есть система, находящаяся в состоянии динамического равновесия. Деление общества на способную к управлению элиту («лучшие») и неэлиту П. считал существенной чертой всех человеческих обществ, а «круговорот» элит, то есть их стабилизацию и последующую деградацию, - движущей силой развития обществ, лежащей в основе всех исторических событий. Согласно этой концепции индивиды, наделенные от рождения предрасположенностью к манипулированию массами при помощи хитрости и обмана («лисы») или способностью применения насилия («львы»), создают два различных типа правления, которые, сменяя друг друга, постепенно деградируют и приходят к упадку. Если правящая элита не противодействует этому, то наступает социальная революция, смысл которой заключается в обновлении персонального состава правящей верхушки. В хозяйственной деятельности «львам» и «лисам» соответствуют типы «спекулянтов» и «рантье» или бизнесмены и их противоположность - робкие вкладчики. Преобладание «рантье» - это свидетельство стабилизации общества, переходящей затем в загнивание. Преобладание «спекулянтов» предопределяет развитие в социальной и экономической жизни.

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

Парето, Вильфредо
1848-1923) - итальянский экономист и социолог.
Парето родился в богатой и знатной семье, рано включился в политику. Перелом в настроениях Парето произошел в 1900 г., когда он испытал крушение либерльных иллюзий. Основные работы Парето: "Курс политэкономии", "Трактат по общей социологии", "Трансформация демократии" говорят о его позитивистской направленности как ученого: неприятие априорных суждений и понятий в социологии, утверждение эмпирической обоснованности знаний об обществе, опора на описание фактов и т.д. Метод исследования социальной жизни, предлагаемый Парето, получил у него название “логико-экспериментального”. Социология должна быть точной наукой, использовать только эмпирически обоснованные суждения, строго соблюдать логические правила при переходе от наблюдений к обобщениям, недопустимо привносить идейные мотивы, которые могут только исказить факты. Высоко оценивая свой метод, Парето утверждал, что ни одна наука за последние сто лет не отвечает его высоким требованиям. Главное в понимании системы Парето - его концепция социальных действий, которые он делит на логические, где средства и цели связаны объективной логикой и потому ведут к достижению целей, и нелогические, где люди руководствуются субъективной логикой, не основанной на действительно существующих связях. Цель социологии Парето - логическое изучение нелогических поступков. Источник движения социальной система или побудительные силы нелогических поступков Парето видит к "остатках" и "производных". Остатки - постоянная величина в системе поведения человека, а производные - переменная, эквивалент идеологии или оправдательной теории, цель которых маскировка нелогического характера действий. Концепция "круговорота элит" Парето - его взгляд на социальную структуру и причины социальных изменений. Концепция общества как системы, находящейся в состоянии равновесия, заняла достойное место в структурно-функциональном анализе. Заслугой Парето является отрицание им простого, однолинейного причинно-следственного отношения. Его теории остатков и производных, концепция идеологий и элит нашли применение в политологии. Основания для провозглашения Парето одним из духовных отцов итальянского фашизма, может быть, и существуют, но сам Парето утверждал нейтральность истины, зависимость ее полезности или вредности от общественного применения.

Источник: История западной социологии: биографический справочник

ПАРЕТО (Pareto) Вильфредо
1848-1923) - итал. социолог и экономист. Главным элементом и исходным пунктом социологии, теории П. была теория нелогического действия. В противоположность традициям эпохи Просвещения, приписывающим основную роль в обществ. отношениях рациональным действиям, П. сделал упор на иррациональном и алогичном характере человеческого поведения. Согласно П., большинство тех человеческих действий, из к-рых слагается история, принадлежат к числу нелогических действий. Индивид поступает определенным образом, потому что обладает психич. предиспозициями и испытывает чувства, толкающие его к поведению определенного рода. Эти чувства маскируются при помощи псевдоаргументов, составляющих содержание всех без исключения обществ. теорий. П. доказывал, что обществ. функции идеологии основаны на создании образцов логического (псевдологического) обоснования не-логич. действий, в к-рых средства не соответствуют целям, т. е. действий, имеющих в действительности тайные, скрытые цели. Таковы политич. доктрины, религиозные концепции, моральные и юридич. кодексы и т. п. Провозглашая положение о неравномерном распределении разного рода "остатков" (чувств, детерминирующих человеческое поведение) в разных обществ. классах, П. развивал биологически обоснованную теорию элит, согласно к-рой существенной чертой всех человеческих об-в является их деление на элиту (лучших, обладающих способностями к управлению об-вом) и неэлиту. Стабилизация и последующая деградация элит, их "круговорот" являются движущей силой обществ. развития и лежат в основе всех историч. событий. Согласно этой теории, индивиды, наделенные от рождения особыми "остатками", обладают способностью к манипулированию массами при помощи хитрости и обмана или способностью применения насилия. Эти способности определяют типы правления, к-рые приходят на смену друг другу в рез-те деградации элиты, ведущей к ее упадку. Если элита не противодействует ему путем кооптации новых членов из низших классов, обладающих в изобилии соответствующими "остатками", то наступает революция, весь смысл к-рой, согласно П., заключается в обновлении персонального состава правящей элиты - верхушки об-ва. История - это "кладбище аристократии", а ее динамика находит свое объяснение в "круговороте элит". П. рассматривал об-во как систему, находящуюся в состоянии динамич. равновесия. Частями этой системы являются "остатки", различн. идеологии и соц. гетерогенность. Соч.: Trattato di sociologia generate. Mil. v. 1-2, 1964; Scritti sociologici. Torino. 1966; The Transformation Of Democracy. L., 1984. E.B. Осипова.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

ПАРЕТО ВИЛЬФРЕДО
Pareto, Vilfredo) (1848-1923) - родившийся во Франции итальянский инженер и социальный ученый, заинтересовавшийся социологией только в конце жизни и стремившийся применять принципы механических систем в равновесии к социальным системам. Этот подход оказал влияние на Тол-котта Парсонса.
Хотя Парето наиболее известен работами о политических элитах, свое первое признание он получил в сфере экономики и до сих пор упоминается в области распределения дохода (см. Оптимальность парето). Разочаровавшись в либеральной политике и полагая, что политэкономия не должна игнорировать психологические и социологические факторы, он поставил в центр анализа социальную дифференциацию как постоянную особенность социальной и политической жизни, включая различие между элитами и массами.
Критически относясь к эволюционизму Спенсера, а также к социализму Маркса, Парето сделал "неравное распределение способностей" основным принципом своей теории. Он не принимал ни либеральные, ни марксистские концепции социального прогресса, а, скорее, видел историю с точки зрения бесконечной циркуляции элит. Согласно Парето, "политическая система, в которой "народ" выражает свою волю (если предположить наличие у него единой воли, что является спорным) без клик, интриг, лобби и фракций, существует только в качестве благочестивого пожелания теоретиков. Такой системы не видно в прошлом или в настоящем ни на Западе, ни где-либо еще".
Исходя из понимания Парето, многое из социальной жизни управлялось действием основополагающих нерациональных психологических сил (см. Остатки и деривации), но игнорировалось большинством прежних теоретиков, и дождалось научного анализа только в его работах. Прежде всего он провел различие между "логическими" и "нелогическими" действиями. Прежде недооценивалась степень нелогических форм и переоценивалось движение от нерациональности к рациональности в обществе. Равновесие здесь - нечто такое, что может быть понято только как результат сложного взаимодействия чувств и интересов.
Главная социологическая работа Парето - " Trattato di sociologia generate", - впервые изданная в Италии в 1916 г. (получившая название в английском переводе "Разум и общество", 1936), представляет собой весьма пространный и бессвязный трактат. Несмотря на большие претензии на новый научный подход, идеи скорее иллюстрируются, чем систематически проверяются. Хотя разработки теории элит и концепция "социальной системы" оказали влияние на многих (включая Муссолини), никто теперь не принимает всерьез детали его социологических взглядов.

Источник: Большой толковый социологический словарь

ПАРЕТО Вильфредо
PARETO, Vilfredo) (1848-1923) Итальянский инженер, экономист и социолог; наиболее значительный вклад в социальные науки внес в качестве основателя математической экономической теории. Как социолог, Парето наиболее известен своим анализом элит и своей идеей о существовании определенного циклического процесса, ведущего к смене или «циркуляции» элит. Он проводил различие между элитами и неэлитами, а в рамках элиты — между ее правящей фракцией и остальной частью. По мысли Парето, «циркуляция» происходит потому, что одни индивиды («львы») больше подходят для поддержания status quo при стабильных условиях, а другие («лисы») легко адаптируются, склонны к инновациям и лучше справляются с задачами в периоды социальных изменений. Основной социологической работой Парето является «Трактат по общей социологии», изданный в Италии в 1916 г. и переведенный на английский язык под названием «Разум и общество» (Pareto, 1963), в котором он сформулировал свою теорию элиты и предложил общую аналитическую схему для социологии. Парето проводил различие между социологией и экономической наукой на том основании, что последняя имеет дело лишь с одним из аспектов человеческого действия, а именно с действием логическим, которое представляет собой рациональный выбор средств, наиболее подходящих для достижения цели, в данном случае это приобретение и распределение дефицитных ресурсов. Социология же занимается действиями нелогическими, составляющими большую часть социальной жизни. Эти действия являются нелогическими потому, что они не основываются на методичном наблюдении и рациональном размышлении и определяются скорее «чувствами» («sentiments»), нежели научным методом. Парето считал, что нелогические убеждения — объяснения социальных феноменов отличным от естественных наук образом — пользуются значительным влиянием в обществе. В области нелогического Парето проводил различие между «о с т а т к а м и» и «деривациями» (или «производными»). Он рассматривал «остатки» в качестве универсальных элементов, отражающих основные человеческие чувства, а «деривации» — как изменчивые элементы. Из шести типов «остатков» Парето выделял два наиболее важных: (1) склонность людей связывать различные элементы даже в том случае, когда они не знают о существовании какой-либо логической или наблюдаемой связи между ними, называемую им «остатком комбинаций»; (2) склонность к сохранению комбинации вещей, которую он обозначил как «остатки постоянства агрегатов». В циркуляции элит «лисы» представляют «остаток комбинаций», а «львы» — «остаток постоянства». «Деривации» являются нелогическими аргументами, которые используются с целью обоснования заключений, выводимых из «остатков» как предпосылок. Они включают утверждения, ссылки на авторитет, согласие с чувствами и вербальные доказательства. Влияние Парето на последующее развитие социологии было двояким. Во-первых, его различение нелогических социальных и логических экономических действий легло в основу положений человеческих отношений школы, согласно которым рабочие руководствуются иррациональными чувствами, тогда как менеджерская политика представляет собой результат принятия рациональных экономических решений. Во-вторых, его основанная на положениях теоретической механики идея о том, что общества можно анализировать как системы, обладающие самоуравновешивающимися свойствами, оказала впоследствии влияние на Т. Парсонса и других представителей структурного функционализма. Лит.: Parsons (1968b)

Источник: Социологический словарь

ПАРЕТО ВИЛЬФРЕДО
(1848–1923) Итальянский социолог и экономист, внесший оригинальный вклад в экономическую теорию и социологическую науку.
В социологии известен прежде всего своей теорией “циркулирующей элиты” и концепцией об эквилибриуме — равновесии общества, достигаемом сопряжением и противостоянием разнонаправленных процессов и факторов, обусловленных разными темпами привносимых в их соотношение изменений, способных взорваться в случае различных революционных потрясений — экономических, социальных, политических, моральных. Согласно П., происхождение экономических и социальных феноменов обусловлено совокупностью причин, а эквилибриум возникает в процессе взаимодействия и антагонизма процессов и движений, присущих обществу. Вследствие этих причин равновесие либо сохраняется, либо переходит в другое качество. Так, экономические депрессии и кризисы имеют не только негативные, но и позитивные последствия, стимулируя развитие и рост в экономике. П. был убежден в неизменности человеческой природы, равно как и в неравенстве человеческих личностей с их физическими, моральными, интеллектуальными и социальными различиями, которые нельзя преодолеть посредством перераспределения богатства, изменением социальных отношений либо ходом времени. Предметом социологии, по П., является поведение людей. Он подчеркивал иррациональный и алогичный характер человеческого поведения. Устойчивая психологическая константа человеческих поступков и действий (“остатки”, по терминологии П.) определяет тип, структуру, формы и темпы развития данного общества. На их основе складываются формы осмысления, оправдания, определенной легитимации общества как такового — “производные”, способные воплощаться в форме религиозных доктрин, мифов, идеологии, политических и социальных концепций. Многообразные комбинации “остатков” и “производных” в различные исторические эпохи, в различных странах с их характерными особенностями обусловливают вариативность и изменчивость человеческой истории. Выделяя 6 классов так называемых остатков (инстинкт комбинаций; устойчивость агрегатов; потребность выражения чувств внешними действиями; качества, связанные с общественными сферами; неприкосновенность индивида и его зависимостей; сексуальные качества), П. различал комбинационный тип действия, стимулирующий перемены и действия, поддерживающие компоненты общества. Общество — это система, находящаяся в равновесии, поскольку антагонистические интересы отдельных слоев и классов нейтрализуют друг друга. Извечный антагонизм вызывается социальным неравенством людей, обусловленным неравномерным распределением “остатков” среди них.
В частности, способностью к руководству обладают немногие — те, кто составляет элиту. Деление на способную к управлению элиту и неэлиту П. считает существенной чертой всех человеческих обществ, а “круговорот” элит, их стабилизацию и иерархию — движущей силой общественного развития, лежащей в основе всех исторических событий. Согласно этой концепции индивиды, наделенные от рождения предрасположенностью к манипулированию массами при помощи хитрости и обмана (“лисы”) или способностью применения насилия (“львы”), создают два различных типа правления, которые приходят на смену друг другу в результате исчезновения соответствующих “остатков” с последующей деградацией элиты, приводящей ее к упадку. Если правящая элита не противодействует этому путем кооптации новых членов из низших классов, в изобилии обладающих соответствующими качествами, то наступает социальная революция, весь смысл которой заключается в обновлении персонального состава правящей верхушки — элиты общества.
В области хозяйственной деятельности “львам” и “лисам” соответствуют типы “спекулянтов” и “рантье”, прототипами которых являются бизнесмены и их противоположность — робкие вкладчики, живущие стрижкой купонов. Преобладание в обществе “рантье” — свидетельство стабилизации общества, переходящей затем в загнивание. Преобладание “спекулянтов” предопределяет развитие в социальной и экономической жизни, чреватое катаклизмами. Стабильность достигается именно за счет их последовательной смены — “круговорота элит”.
В концепции П. политические и экономические изменения связаны с циклами духовного производства — интеллектуального, религиозного, художественного и т.п. Здесь происходит ритмическая смена периодов веры и скептицизма, в основе которых в конечном счете лежат “остатки” первого и второго классов. П. был весьма критичен по отношению к демократии, полагая, что свобода и равенство трудно согласуются между собой. Идеи социологической теории П. широко используются политологами, сторонниками структурно-функционального анализа, исследователями средств массовой коммуникации и др. Основные сочинения: “Трактат всеобщей социологии” (1916), “Экономика и социология” (1907) и др.

Источник: Словарь-справочник по социологии. 2018

ПАРЕТО Вильфредо
(1848-1923) - итальянский экономист и социолог. Родился во Франции. Окончил Политехнический университет в Турине (Италия) по инженерной специальности. Работал в железнодорожной компании и на металлургических предприятиях. Участвовал в общественных движениях антимилитаризма и за свободу торговли. С конца 1880-х годов занимался вопросами экономической теории и политической социологии. В 1893 г. становится профессором Лозаннского университета (Швейцария), где заведовал кафедрой политической экономии (до 1907 г.) и до 1917 г. читал лекционные курсы но экономике и социологии. II. принадлежат экономические труды «Курс политической экономии» (1897) и «Учебник политической экономии» (1907), работы на социальные темы: «Социалистические системы» (1902), «Добродетельный миф и безнравственная литература » (1911), «Факты и теории» (1920), «Трансформация демократии» (1921). Основным социологическим произведением П. является «Трактат по общей социологии» (1912, опубликован в 1916). Идеи П. оказали заметное влияние на научные воззрения Сорокина, Парсонса и многих других исследователей общества. Определяя задачи социологии, П. опирался на теоретическое наследие К он т а , Маркса, Спенсера, Летурно, однако критически относился к «догматизму » их учений, который придавал им чуть ли не религиозное звучание. По его убеждению, социология должна отказаться от какой-либо «метафизики », от априорных этических и ценностных установок и обязана опираться только на эмпирические описания и логические объяснения. Даже самые идеальные иррациональные образования общественного сознания доступны рациональному объяснению. Следует только избегать исканий некой глубинной «сущности», якобы предопределяющей социальные явления. Назначение социологии - выяснять конкретные социальные условия и факты, устанавливать их взаимосвязи, интенсивность, влияние. В то же время логико-экспериментальное знание не может быть абсолютным. Оно всегда будет носить вероятностный характер, поскольку социальные явления не статичны и зависят от многих переменных. Исследование общества как целостности предполагает синтез знаний, получаемых специальными общественными науками. К их числу, наряду с историей, политэкономией, правоведением, П. относил научное изучение религии. П. рассматривал общество как системное состояние взаимодействия множества составляющих, функционирование каждой из которых уравновешивается другими. Равновесие (equHibrio) может периодически нарушаться, но неизбежно восстанавливается за счет активизации внутренних фундаментальных свойств общественной системы и взаимовлияния ее составляющих. Исследуемые явления требуется рассматривать в их социальных взаимодействиях. Каждое социальное действие образуется, по мнению П., из сочетания трех элементов - внешнего проявления, рационального обоснования, психического состояния субъекта. В зависимости от того, какой из элементов преобладает, социальные действия могут быть логическими и нелогическими. Большинству людей свойственны нелогические действия, в которых доминирует психический, чувственный элемент. При этом логическая несостоятельность не уменьшает значения социальных действий. В свете своего общего подхода П. трактовал религию как социальный факт, требующий рационального объяснения. Поиск универсальной сущности религии, обсуждение истинности или ложности религиозных учений и т. п. не имеют отношения к научному познанию религиозной жизни общества. Все религии нелогичны, но убеждению П., так как их идеи и образы прикрывают мотивы, далекие от вероучительных установок. Доктрины и ритуалы религиозные - это средства, не имеющие объективного соответствия вызвавшим их к жизни человеческим целям. Однако нелогичность религий с точки зрения разума не тождественна их «ошибочности» или вредоносности. Существование религий свидетельствует о наличии очень сильных социальных потребностей, которые могут не иметь реальной перспективы удовлетворения, но выступают мощным побуждающим фактором массового общественного поведения. Религия обладает большой убеждающей силой. Ее общественная польза заключена в мобилизующем и объединяющем воздействии на людей. Поэтому недостаточно при научном исследовании религии просто обнаружить ее нелогичность - надо еще и найти объяснение причин, по которым люди охотно руководствуются нелогичными религиозными убеждениями. Больше того, откровенное указание действительных оснований религиозного поведения может, как полагал П., принести вред, нарушив установившееся в сознании общества равновесие между реальными целями и иллюзорными средствами. Для описания механизма образования социальных явлений П. применяет понятия «остаток» и «деривация». Под «остатками» понимаются естественные, не поддающиеся внешнему влиянию корневые структуры различных типов социального поведения: 1) инстинкт комбинаций (склонность к постоянному переустройству элементов бытия); 2) стабильность «агрегатов» (стремление поддерживать незыблемость установленных связей); 3) выражение чувств через социальные действия; 4) потребность в социальности; 5) потребность в обладании и собственности; 6) сексуальная потребность. Наиболее мощными являются первые два «остатка» (изменчивость и консерватизм), находящиеся во взаимоуравновешивающем противодействии друг другу. Реализуясь в социальном поведении, взаимодействующие между собой «остатки» порождают различные производные формы - «деривации», которые как бы оправдывают социальные действия, придают им приемлемое значение. П. выделил несколько разновидностей «дериваций» - догмы (то, что преподносится как безусловные истины), некомпетентные суждения (прикрытые ссылкой на какой-либо авторитет апелляции к якобы общепринятому), эффектное жонглирование словами. Из «дериваций» формируются идеологии, политические и правовые доктрины, религиозные учения. Сознание и чувства большинства людей довольствуются этими учениями и верованиями. Однако в любом обществе есть и такие индивиды, которые в силу своих способностей свободны от предрассудков, владеют правильным пониманием происходящего и контролируют чувства с помощью разума. Их П. относил к элитам (правящим и интеллектуальным). Чтобы сохранять жизнеспособность, элиты должны постоянно обновляться за счет достойных выходцев из неэлитных слоев населения. Утрата представителями элит умения убеждать и принуждать ведет к нарушению социального равновесия и оборачивается революционной сменой этих элит другими. Такие процессы присущи отношениям элит и масс во всех сферах общества, включая религиозную, где устойчивость организаций религиозных также зависит от динамики их элит.

Источник: Социология религии. Словарь.

ПАРЕТО (Pareto) Вильфредо
1848-1923) - итальянский мыслитель, социолог и экономист, внесший оригинальный вклад в экономическую теорию и социологическую науку. Профессор в Лозанне (с 1894). Основные сочинения: "Трактат всеобщей социологии" (1916), "Экономика и социология" (1907) и др.
П. был членом т.наз. "Лозанской экономической школы", занял в ней особое место своими разработками проблем потребностей, обосновав понятие "полезность" как критерий потребностей человека, разработал экономическую модель "кривых безразличия", по которой можно абстрактно рассчитать пропорции между количеством двух различных товаров по определенным ценам таким образом, что при данном уровне доходов потребитель наконец найдет такую комбинацию, которая может считаться наиболее благоприятной для удовлетворения его потребностей. Своими графически изображенными конструкциями П. связывал представления возможных производителей и потребителей. По П., эта модель применима для любого общества.
В социологии П. известен прежде всего своей теорией "циркулирующей элиты" и концепцией "нелогического действия". Подвергнув критике "гуманитарные", "позитивистские", "механистические" социологии, П. ставил задачу разработки "исключительно экспериментальной" социологии, подобно химии, физике и другим аналогичным наукам. Предметом социологии, по П., является поведение людей. Он подчеркивал иррациональный и алогичный характер человеческого поведения.
Все поступки людей П. разделил на логические и нелогические. Первые - это целесообразные, руководимые осознанными целями поступки. Вторые - это неосознанные, инстинктивные поступки. В самой жизни оба типа выступают всегда в смешанной форме. Движущей силой общественного развития служат нелогические поступки, в основе которых лежит комплекс побудительных инстинктов, желаний, интересов, изначально присущих человеку и составляющих устойчивую психическую константу любого нелогического действия. Этот комплекс П. назвал "остатком" (residue). Но человеку изначально задана и потребность в логическом, вернее, псевдологическом, обосновании постфактум своего поведения. Поэтому каждый нелогический поступок обязательно содержит и изменчивые интерпретации "остатков", которые объясняют, но и в то же время маскируют их. Эти элементы П. назвал "производными" (derivazioni).
"Остатки" П. разделил на шесть следующих классов: 1) инстинкт комбинаций, он чаще всего встречается у добивающихся успеха политиков; 2) постоянство агрегатов, которое обусловливает, например, длительное существование династий, опирающихся на "законность" и устойчивость религиозных взглядов; 3) потребность в демонстрации собственных чувств, скажем, через ритуальные или культовые действия или сохранение форм проявления почтения при иерархическом строе; 4) инстинкт общительности, с которым связана, например, потребность в признании социальной группой; 5) инстинкт целостности индивида, направленный на обеспечение безопасности собственности и личности, стремящейся к тому же получить предпочтение со стороны общества; 6) инстинкт сексуальности, на который накладывается табу с помощью мифов или требования публично демонстрировать добродетели.
"Производные" П. тоже классифицировал на четыре группы: 1) простые утверждения; 2) утверждения, подкрепленные каким-либо авторитетом; 3) утверждения, опирающиеся на манипулятивное использование чувств, например, заигрывание с народом в личных или партийных интересах; 4) утверждения, зависящие исключительно от словесных доказательств. Каждый класс "остатков" состоит из многих элементов, а четыре класса "производных" состоят из семнадцати различных форм. Пятьдесят два "остатка" (П. перечислил именно столько) могут вступать в различные сочетания друг с другом и с семнадцатью формами "производных". Следовательно, вполне логичны упреки критиков П. о "неустойчивости", "противоречивости" и "несовместимости компонентов" его системы логических и нелогических мотивов, всей его теории "социального равновесия".
Классификацию "остатков" и "производных" П. положил в основу объяснения всех общественных явлений, считая, что их комбинациями конкретно определяется тот или иной социальный процесс или феномен. Так, разрабатывая и демистифицируя различные "производные", П. показывает, что юридические теории являются не обоснованием действительного применения законов, а всего лишь использованием ложных аргументов в соответствии с корыстными целями. Моральные "производные" служат сокрытию аморальных целей, религиозные - прикрывают низменные чувства, общие всем эпохам и народам.
Методологическую основу теории "циркулирующей элиты" П. также составляет парадигма "остатков" и "производных". Именно они лежат в основе объяснения классовых отношений, социальных противоречий, общественного неравенства, смены политической власти, эволюции ее форм, государства и т.п. Общество, по П., это система, находящаяся в равновесии, поскольку антагонистические интересы отдельных слоев и классов нейтрализуют друг друга. Извечный антагонизм вызывается социальным неравенством людей, обусловленным неравномерным распределением "остатков" среди них. В частности, способностью к руководству обладают немногие - те, кто составляет элиту. Деление на способную к управлению элиту и неэлиту П. считает существенной чертой всех человеческих обществ, а "круговорот" элит, их стабилизацию и иерархию, - движущей силой общественного развития, лежащей в основе всех исторических событий.
Согласно этой концепции, индивиды, наделенные от рождения "остатками", т.е. предрасположенностью к манипулированию массами при помощи хитрости и обмана ("лисы") или способностью применения насилия ("львы"), создают два различных типа правления, которые приходят на смену друг другу в результате исчезновения соответствующих "остатков" с последующей деградацией элиты, приводящей ее к упадку. Если правящая элита не противодействует этому путем кооптации новых членов из низших классов, в изобилии обладающих соответствующими качествами, то наступает социальная революция, весь смысл которой, согласно П., заключается в обновлении персонального состава правящей верхушки - элиты общества. В области хозяйственной деятельности "львам" и "лисам" соответствует типы "спекулянтов" и "рантье", прототипами которых являются бизнесмены и их противоположность - робкие вкладчики, живущие стрижкой купонов. Преобладание в обществе "рантье" - свидетельство стабилизации общества, переходящей затем в загнивание. Преобладание "спекулянтов" предопределяет развитие в социальной и экономической жизни, чреватое катаклизмами. Стабильность достигается именно за счет их последовательной смены - "круговорота элит". В концепции П. политические и экономические изменения связаны с циклами духовного производства - интеллектуального, религиозного, художественного и т.п. Здесь происходит ритмическая смена периодов веры и скептицизма, в основе которых в конечном счете лежат "остатки" первого и второго классов. Идеи социологической теории П. ныне широко используются политологами, сторонниками структурно-функционального анализа , исследователями средств массовой коммуникации и др.
Г.П. Давидюк

Источник: Социология: энциклопедия

ПАРЕТО Вильфредо
(15.07.1848, Париж— 20.08.1923, Ceлиньи, Швейцария) — итал. социолог и экономист, изложивший свою теоретическую социол. концепцию в «Трактате всеобщей социологии». Пафос позитивистской по своей сущности методологии П. состоял в критике априорных, метафизических суждений и понятий в социологии, в сведении ее к эмпирически обоснованному знанию об об-ве, базирующемуся на описании фактов, и формулированию законов, выражающих функциональные зависимости между фактами. П. постулировал также математическое выражение этих зависимостей. Исходным пунктом социол. теории П. была концепция нелогического действия. Отказавшись от рационализма философии Просвещения, П. подчеркивал иррациональный и алогичный характер человеческого поведения, отчетливо проявляющийся, по его мн., в ходе истории. Врожденные психические предиспозиции толкают индивида к определенного рода поведению, истинные мотивы к-рого он маскирует при помощи псевдоаргументов, составляющих сущность всех без исключения обществ, теорий. Любые теоретические построения, любые идеологии явл., по П., оправданием действия и имеют целью придать последнему внешне логический характер, скрыв его истинные мотивы. П. назвал идеологические системы, обладающие ложным содержанием, деривациями, т. е. производными от чувств (названных им «остатками»), коренящихся в иррациональных пластах человеческой психики.
Они являются внутр. биологическими импульсами, детерминирующими социальное поведение человека. На основе шести главных классов «остатков», подразделенных на множество подгрупп, П. пытался объяснить все многочисленные варианты человеческого поведения. К классам «остатков» П. относит: инстинкт комбинаций, лежащий в основе всех социальных изменений; постоянство агрегатов, выражающее тенденцию поддерживать и сохранять однажды сформировавшиеся связи; стремление человека проявлять свои чувства в обществ, действиях и поступках; чувства социальности, собственности и, наконец, половой инстинкт. «Нелогические» действия, совершаемые на основе «остатков», рассматривались им как главная клеточка обществ, жизни, определяющая собой ход циклических изменений и возвращений к прошлому. В основе концепции действия социального П. лежала определенная концепция человека. Подчеркивая иррациональную природу человека, он считал, что специфически человеческое состоит не в разуме, а в способности использовать разум в корыстных целях. В проблеме соотношения чувств и разума П. отдавал приоритет чувствам, считая их истинными движущими силами истории. Исторические закономерности он сводил к закономерностям иррациональной психической жизни отдельных индивидов, а идеологии называл «языками чувств». Поскольку психика человека, ее черты и особенности истолковывались вне и независимо от социально-экономического контекста, а эмоции полагались основой динамизма социальной системы, под последнюю подводился биологический фундамент. Утвердив основополагающую роль сфер человеческой психики, П. выводил из них теории идеологии, социальной стратификации и смены правящих элит. Противопоставляя деривации (идеологии) истине, П. вместе с тем подчеркивал, что их логическая несостоятельность вовсе не уменьшает их социального значения, их ценности для об-ва в целом и для отдельных действующих лиц. Так, он подчеркивал активную роль идеологий в об-ве, их мобилизующую силу, раскрывал механизм манипулирования массовым сознанием. Подчеркивая роль неосознанных элементов человеческой психики, П. сформулировал нек-рые идеи психологии подсознания, хотя и не был знаком с трудами Фрейда.
Разоблачая, демистифицируя различ. деривации, П. показывает, что юридические теории явл. не обоснованием действительного применения законов, а всего лишь использованием ложных аргументов в соответствии с корыстными целями. Моральные деривации служат сокрытию аморальных целей, религ.— прикрывают низменные чувства, общие всем эпохам и народам. В разоблачительном пафосе П. чувствуется влияние борьбы Маркса с идеалистическими идеологическими конструкциями, деформирующими действительность. Но у П. нет объяснения, в силу каких причин ненаучные идеологии искажают действительность. П. рассматривает об-во как систему, находящуюся в состоянии динамического равновесия, придает детерминирующее значение «остаткам», лежащим в основе как дериваций,так и деления об-ва на элиту («лучшие») и неэлиту. Социальная гетерогенность обосновывается биологически, т. е. наличием определенных биопсихологических кач-в индивидов. Деление на способную к управлению элиту и неэлиту П. считает существенной чертой всех человеческих об-в, а «круговорот» элит, т. е. их стабилизацию и последующую деградацию,— движущей силой обществ, развития, лежащей в основе всех исторических событий. Согласно этой концепции, индивиды, наделенные от рождения «остатками», т. е. предрасположенностью к манипулированию массами при помощи хитрости и обмана («лисы») или способностью применения насилия («львы»), создают два различ. типа правления, к-рые приходят на смену друг другу в рез-те исчерпания соотв. «остатков» с последующей деградацией элиты, приводящей ее к упадку.
Если правящая элита не противодействует этому путем кооптации новых членов из низших классов, в изобилии обладающих соотв. кач-вами, то наступает социальная революция, весь смысл к-рой, по П., заключается в обновлении персонального состава правящей верхушки — элиты об-ва. В области хозяйственной деятельности «львам» и «лисам» соответствуют типы «спекулянтов» и «рантье», прототипами к-рых явл. бизнесмены и их противоположность — робкие вкладчики, живущие стрижкой купонов. Преобладание в об-ве «рантье» — свидетельство стабилизации об-ва , переходящей затем в загнивание. Преобладание «спекулянтов» предопределяет развитие в социальной и экономической жизни. Чередование экономических и политических циклов связано в концепции социального равновесия П. с циклами духовного производства — интеллектуального, религ., художественного и т. п. Здесь происходит ритмическая смена периодов веры и скептицизма, в основе к-рых в конечном счете лежат «остатки» первого и второго классов. Теория «круговорота элит» строится П. на основе исследования врожденных биопсихологических свойств индивидов. Однако политические, идеологические и экономические изменения не явл. простым следствием изменений в личном составе правящего меньшинства. Процесс циркуляции элит выражает глубокие обществ, процессы, прежде всего социально-экономического характера. Политические изменения происходят тогда, когда правящие группировки не в состоянии разрешить социально-экономические проблемы, возникающие в ходе обществ, практики, и вынуждены прибегнуть к политическому маневрированию. П. ценил некрые социол. концепции Маркса, в частности деления об-ва на классы, ведущей роли классовой борьбы в истории. Однако в целом он был противником научного социализма и резко критиковал исторический материализм, неправомерно отождествляя его с «экономическим материализмом». Он ставил перед собой задачу «превзойти» марксизм при помощи «более широкой» социол. концепции, построенной не на экономическом, а на психологическом фундаменте, к-рый казался П. более универсальным. Мн. идеи П. заимствованы структурным функционализмом. Среди зап. политологов популярна его концепция идеологий как теоретических построений, призванных маскировать эмоции и предрассудки. Большое влияние имеет и его теория элит, послужившая отправным пунктом для исследований механизмов власти с различ. теоретических позиций.

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
148.72 кб

Гаэтано Моска и Вильфредо Парето: обзор теории

Володин Константин Сергеевич
В статье реферируются научные воззрения основателей политической элитологии – Г. Моска и В. Парето.
Читать PDF
1.33 мб

Некоторые вопросы теории элиты Вильфредо Парето и современность

Лазуткина Елена Владимировна
В статье рассматриваются теория циркуляции элиты В. Парето и принцип Парето, понятия остатков, дериваций и ярлыков элиты.

Похожие термины:

  • ПАРЕТО ВИЛЬФРЕДО (1848–1923)

    Итальянский социолог и экономист, внесший оригинальный вклад в экономическую теорию и социологическую науку. В социологии известен прежде всего своей теорией “циркулирующей элиты” и концепцие