средства транспорта, которыми располагает государство на определенную дату. По количеству единиц подвижного состава лидирует автомобильный транспорт: его численность превышает 34 млн единиц, в т.ч. 4,7 млн грузовых автомоби-лей (включая пикапы и легковые фургоны), 861 тыс. автобусов, 12 тыс. легковых такси. Около 28 млн легковых автомобилей находятся в личной собственности граждан. Автомобильные транспортные средства отличаются высокой мобильностью, отвечают широкому спектру требований грузоотправителей, обеспечивает прямую доставку грузов «от двери до двери». Характерная особенность рынка- высокая, свыше 80 %, доля перевозок, выполняемых парком нетранспортных орг-ций. В орг-циях отраслей экономики числится около 1,6 млн единиц грузового автомобильного транспорта, на пр-тиях, выполняющих перевозки по найму- 0,14 млн единиц. Значительно количество грузовых автомобилей находится в индивидуальной собственности граждан- около 2,8 млн единиц. Структура парка не вполне отвечает характеру спроса на перевозки. При избытке среднетоннажных бортовых автомобилей ощущается нехватка малотоннажных и большегрузных автомобилей, а также специализированного подвижного состава.
Основная сфера применения морского транспорта- обеспечение внешнеторговых перевозок (свыше 60% внешнеторгового оборота РФ), а также транспортное обеспечение р-онов крайнего Севера. По состоянию на 2008 морской транспортный флот, зарегистрированный в РФ, составлял 3304 судна со средним возрастом более 19 лет. Кроме того, рос. судовладельцы контролируют 186 судов, зарегистрированные в иностранных судовых реестрах, средний возраст которых не превышает 10 лет. Осн. часть новых судов, регистрируется в иностранных реестрах с более благоприятными, чем в РФ, условиями налогообложения. Свыше 90% доставляемых морем рос. внешнеторговых грузов перевозится судами, находящимися в иностранной регистрации. Значительные объемы перевозок судами рос. судовладельцев, не отражаемые статистикой, выполняются между портами иностранных государств. Транспортный флот практически полностью приватизирован. Ледоколы, аварийно-спасательные, учебные, гидрографические суда находятся в гос. собственности.
Особую роль в транспортной системе РФ играет ледокольный флот, основу которого составляют 6 атомных ледоколов. Он обеспечивает перевозки по трассе Сев. морского пути, своевременный завоз грузов в р-оны крайнего Севера, экспорт леса и руд цветных металлов, а также освоение перспективных нефтяных и газовых месторождений арктической зоны. Развитие торгового флота предполагает, в первую очередь, создание в РФ конкурентоспособных экономических условий для судоходного бизнеса. На совр. этапе важной задачей является устранение дефицита современного специализированного флота, в первую очередь- танкеров ледового класса, рефрижераторных судов, морских паромов. При общем избытке тоннажа в структуре флота ощущается дефицит совр. специализированных судов (танкеров, химовозов, газовозов, комфортабельных пассажирских судов, судов река-море плавания). Доля судов со сроками эксплуатации, превышающими нормативные, приближается к 60%. Реестр гражданских воздушных судов РФ на нач. 2008 насчитывал 5600 единиц, в т.ч. 1890 магистральных пассажирских и грузовых самолетов, 2040 вертолетов. В собственности авиакомпаний- регулярных перевозчиков находится порядка 4 тыс. воздушных судов. На рынке авиаперевозок действует 267 авиакомпаний, имеющих свидетельства эксплуатанта, в т.ч. 85- в гос. и муниципальной собственности; 150 авиакомпаний выполняют полеты по междунар. линиям.
Значимая проблема гражданской авиации- обновление парка. Согласно прогнозам уровень спроса на авиаперевозки превысит провозные возможности имеющегося парка воздушных судов. Дополнительным фактором является ужесточение междунар. экологических требований к воздушным судам. С 1995 прекращено приобретение воздушных судов за счет бюджета. Для стимулирования обновления парка отечественными воздушными судами нового поколения при поддержке государства реализованы механизмы лизинга, частного, бюджетного субсидирования.
Промышленный транспорт- комплекс сооружений и технических средств транспорта, обеспечивающих в нетранспортных орг-циях внутренние и внешние перевозки грузов, а также погрузочно-разгрузочные операции. В ходе структурной реформы ж.-д. транспорта на базе пр-тий пром. ж.-д. транспорта создаются вагонные операторские компании. По мере развития рыночных отношений на ж.-д. транспорте операторские компании будут принимать на себя функции независимых ж.-д. перевозчиков. В инвентарном парке ж.-д. транспорта более 6 тыс. грузовых электровозов, около 8,7 тыс. грузовых тепловозов, около 525 тыс. грузовых и более 24 тыс. пассажирских вагонов. Столь обширное хоз-во характеризуется значительным износом: для локомотивов- 65%, вагонов- 64%. При эксплуатации подвижного состава за пределами срока службы существенно ухудшаются показатели безопасности и экономической эффективности, растет ресурсо- и энергоемкость перевозок.
В перспективе возникают угрозы: с одной стороны, резкого повышения расходов на эксплуатацию устаревшего подвижного состава, а, следовательно, и тарифов; с другой, невозможность осуществлять перевозки из-за отсутствия грузового и пассажирского подвижного состава, что недопустимо, т.к. приведет к прекращению не только поступательного развития экономики страны, но и затруднит ее функционирование вообще. Создавшееся положение требует скорейшего обновления и наращивания парка пассажирских и грузовых локомотивов с учетом реализации новых технических решений и конструкций, отвечающих совр. требованиям эксплуатации.
Анализ статистических данных свидетельствует об увеличении времени простоя локомотивов на технических обслуживаниях (СТО) и текущих ремонтах (TP). Локомотивы, имеющие срок службы 13 лет, около 20% суточного бюджета затрачивают на проведение ТО и TP, что требует не только увеличения ремонтных расходов, но и вынуждает вводить в эксплуатацию дополнительный парк локомотивов, а при дефиците ремонтной базы требуются и дополнительные капитальные вложения на ее развитие. Увеличение времени простоя локомотивов на техническом обслуживании и в ремонте приводит к снижению производительности локомотива- осн. результирующего показателя его эксплуатации. П.п.с. характеризуется не только значительным износом и наличием диспропорций между провозными возможностями и спросом клиентуры, но и значительной энергоемкостью. Перевозочный процесс обладает повышенной энергоемкостью, что объясняется природой транспортирования, связанного с преодолением сопротивления той среды, в которой осуществляется движение, а также с преодолением всякого рода трений в двигателях и ходовых частях подвижного состава. На ж.-д. транспорте, напр., осн. удельные сопротивления движению на прямых горизонтальных участках пути составляют 2–4 кг на т перемещаемой массы, на автомобильном транспорте- от 10 до 30 кг на т, водном- от 0,2 до 0,7 кг на т. Изменение режима (прежде всего скорости) движения транспортных средств существенно влияет на расходы энергии, поскольку сопротивление движению от воздушной среды, например, возрастает пропорционально квадрату скорости, а от водной среды- пропорционально не менее чем кубу скорости. В тех же пропорциях возрастает величина соответствующих затрат в себестоимости перевозок. Доля затрат на топливо и электроэнергию в себестоимости транспортной продукции (от 5–7% до 15–20%) значительно выше, чем в ряде других отраслей материального произ- ва. И это не удивительно, если учесть, что транспорт занимает доминирующее положение в мировом хоз-ве по суммарной установленной мощности двигателей- более 90%.
На ж.-д. транспорте СССР, напр., потреблялось более 60 млрд кВт∙ч электроэнергии. Можно сказать, что только на нужды стальных магистралей работали два с половиной таких энергетических гиганта, как Красноярская ГЭС. Доля отдельных видов транспорта в потреблении электроэнергии в развитых капиталистических странах составляет в %: автомобильный транспорт в целом- 79,8; авиация гражданская и военная- 11,4; ж.д.- 3,6; внутренний водный- 1,4: прочий- 3,8. Опыт работы передовых пр-тий транспорта в то же время показывает, что умелым управлением энергетические затраты могут быть существенно снижены. В решении этой важной общетранспортной задачи особая роль принадлежит водителям транспортных средств, а также диспетчерскому аппарату на ж.-д., воздушном и водном транспорте.
ПАРК ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
ПАРК ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
Источник: Энциклопедия статистических терминов. т.4. Экономическая статистика