ПАРК Роберт Эзра

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ПАРК Роберт Эзра
(1864- 1944) - амер. социолог, автор социально-экологической теории. Содержание социально-экологической теории изложено в работах П. «Социальная экология», «Человеческая природа и коллективное поведение», «Социология и современное общество». Социология, по П., изучает образцы коллективного поведения, формирующиеся в ходе эволюции общества как организма и «глубоко биологического феномена». Поэтому общество помимо социального (культурного) уровня имеет биотический уровень, лежащий в основе всего социального развития, движущей силой которого является конкуренция. Парк различает следующие формы конкуренции: от борьбы за выживание через конфликт и адаптацию до ассимиляции. А в соответствии с формой конкуренции социальная эволюция проходит четыре стадии-порядка: экологический (пространственное, физическое взаимодействие), экономический, политический и культурный. По мере продвижения к культурному порядку усиливаются социальные связи, ограничивается свобода конкуренции, сдерживается биотическая стихия, и общество достигает оптимальной «соревновательной кооперации» и «согласия». Миграция как коллективное поведение образует экологический порядок общества. «Классическая» социальная экология П. послужила теоретическим основанием исследовательской программы по изучению локальных сообществ в Чикаго.

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

ПАРК Роберт Эзра
(14.02. 1864, Рэд Уинг, Миннесота,—05.02. 1944, Нэшвилл, Теннесси) — амер. социолог, один из основателей чикагской школы, автор «классической» социально-экологической теории. Учился в ун-тах Миннесоты, Мичигана (в тот период сильно влияние на П. Дж. Дьюи); в Гарварде (влияние психологии У. Джемса, Г. Мюнстерберга, философии Дж. Ройса и Дж. Сантаяны), унтах Берлина, Страсбурга, Гейдельберга, где изучал социологию Зиммеля. Окончательно его филос. взгляды оформились под влиянием В. Виндельбанда.
Работал семь лет секретарем Б. Т. Вашингтона. П. занимался расовыми проблемами в южных штатах; в 1913— 1914 преподавал в Чикагском ун-те; в 1936—1944 — в ун-те Фиск (Нэшвилл, Теннесси). Президент Амер. социол. об-ва (1925). Социология, по П., изучает образцы коллективного поведения, формирующиеся в ходе эволюции об-ва как организма и «глубоко биологического феномена». Поэтому об-во имеет помимо социального (культурного) уровня биотический, лежащий в основе всего социального развития. Движущей силой этого развития явл. конкуренция, к-рая по мере продвижения об-ва от биотического уровня к социальному принимает различ. сублимированные формы: от борьбы за выживание через конфликт и адаптацию до ассимиляции. Социальная эволюция проходит четыре стадии, и любой социальный организм имеет четыре соотв. порядка: экологический (пространственное, физическое взаимодействие), экономический, политический и культурный. По мере продвижения к культурному порядку усиливаются социальные связи (пространственные, экономические, политические и, наконец, моральные),ограничивается свобода конкуренции, сдерживается биотическая стихия, и об-во достигает оптимальной «соревновательной кооперации» и «согласия». Здесь вступает в силу формула «об-во как взаимодействие». Взаимодействуют «социальные атомы», наделенные биосоциальной природой и конкурентоспособностью. Их социализация явл. основой и прообразом деления на «биотическое» основание и социальную надстройку в развитии об-ва. Если на макроуровне биотические силы проявляются в экологическом порядке, пространственном размещении социальных ин-тов, то на микроуровне биотическая природа человека (как условие его изначальной свободы) выражается в способности к передвижению, в пространственном взаимодействии, миграции. Миграция как коллективное поведение образует экологический порядок об-ва.
Надстраивающиеся над ним экономический, политический и культурный порядок представляют собой в совокупности «организацию контроля» посредством экономических законов, права, нравов, обычаев — словом, «согласия». Т. обр., по мн. П., об-во есть «контроль» и «согласие», а социальное изменение связано прежде всего с изменением моральных норм, индивидуальных установок, сознания, «человеческой природы» в целом. Эти изменения основываются (и должны начинаться) на глубинных, биотических изменениях и связаны прежде всего с физической, пространственной (затем и социальной) мобильностью. Социальные перемещения, изменения социоэкономического статуса явл. предметом теории социальной дистанции П.; исследования культурной мобильности позволяют П. сформулировать понятие маргинальной личности. «Классическая» социальная экология П. послужила теоретическим основанием исследовательской программы по изучению локальных сообществ в Чикаго; ее прикладной вариант для социологии города был разработан Э. Берджессом и сохраняет свое значение до сих пор.
Социально-экологическая теория П. играла значит, роль в самых различ. исследованиях чикагской школы и повлияла на дальнейшее развитие социально-экологического теоретизирования (Социальной экологии теории): ее содержание изложено в работах П. «Социальная экология», «Человеческая природа и коллективное поведение», «Социология и современное общество» и др., а также в учебнике «Введение в науку социологии» (совместно с Э. Берджессом). С. П. Баньковская

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.