ПАРК РОБЕРТ
Источник: Большой толковый социологический словарь
1864-1944) - американский социолог, один из основателей чикагской школы. Автор социально-экологической теории. Учился в университетах Миннесоты, Мичигана, в Гарварде, Берлине, Страсбурге, Гейдельберге. Преподавал в Чикагском университете, университете Фиск. Считал, что движущей силой социального развития является конкуренция. Главная задача общества - формирование механизмов контроля и согласия, социальные изменения - это изменения социальных норм, индивидуальных установок, сознания. Социальные перемещения, изменения социоэкономического статуса явились предметом теории социальной дистанции Парка, исследования культурной мобильности позволили ему сформулировать понятие маргинальной личности. Основные идеи Парка изложены в его работах «Социальная экология», «Человеческая природа и коллективное поведение», «Социология и современное общество», «Введение в науку социология» и др. [48, 64].
Источник: Социальный менеджмент. Словарь-справочник учеб. пособие
1864-1944) - амер. социолог, основатель школы чикагской (см.). Для П. характерен натуралистич. подход к социологии, сказавшийся в заимствовании им понятий психологии, биологии и экологии для изучения обществ. жизни. На материалах социологич. исследований, проведенных в Чикаго и др. районах США, П. развивал концепцию влияния естественного окружения на соц. жизнь людей. П. внес определенный вклад в развитие историч. социологии, разрабатывая специфич. методы анализа историч. развития соц. явлений. Он предлагал рассматривать соц. явления в динамике, делая своеобразные "историч. срезы", выявляя типич. черты в развитии соц. явлений. По мнению П., такой подход позволял разработать идеально типическую модель (см. Тип идеальный), с помощью к-рой можно было бы исследовать историческое развитие. Соч.: Introduction To The Science Of Sociology (with E.W. Burgess). Chic, 1921; The City (with со-authors). Chic., 1925; Race And Culture. N.Y, 1939; Human Communities N.Y. 1952. В.В. Кудинов.
Источник: Российская социологическая энциклопедия
PARK, Robert E.) (1864-1944) Крупная фигура Чикагской школы, к которой он присоединился в 1914 г., став сотрудником кафедры социологии Чикагского университета, где оставался в течение двадцати лет. До этого он был журналистом, студентом Г. Зиммеля и занимался политической деятельностью. Именно ему Чикагская школа обязана своей сосредоточенностью на проблемах городской жизни, общины и расовых отношений, эмпирической точкой зрения и разработкой метода включенного наблюдения. В соавторстве с Э.Берджессом Парк опубликовал «Введение в науку об обществе» (Park and Burgess, 1921). Он считал, что социальные отношения подчинены четырем принципам: кооперации, конкуренции, аккомодации и ассимиляции, учитывая их при исследовании процесса социального изменения в городе. Влияние Парка на развитие социологии выходит за рамки его работ, написанных главным образом в форме эссе. Он воспитал также целое поколение американских социологов. Работы Парка были собраны и изданы в трех томах в период с 1950 по 1955 гг. (Hughes and Masuoka, 1950-55) См. также: Городская экология.
Источник: Социологический словарь
Источник: Глоссарий по социологии. Основные словарные статьи по социологическому знанию. 2013
Источник: История западной социологии: биографический справочник
Социология, по П., изучает образцы коллективного поведения, формирующиеся в ходе эволюции общества как организма и "глубоко биологического феномена". Социальная эволюция у П. проходит четыре стадии, и любой социальный организм переживает четыре соответствующих порядка: экологический (пространственное, физическое взаимодействие), экономический, политический и культурный. По мере продвижения к культурному порядку усиливаются социальные связи (пространственные, экономические, политические, и наконец, моральные) и общество достигает оптимальной "соревновательной кооперации" и "согласия"; вступает в силу формула "общество как взаимодействие". Если на макроуровне "биотические" силы проявляются в экологическом порядке, пространственном размещении социальных институтов, то на микроуровне "биотическая" природа человека (как условие его изначальной свободы) выражается в способности к передвижению, в пространственном взаимодействии, миграции.
Миграция как коллективное поведение образует, по мысли П., экологический порядок общества. Экономический, политический и культурный порядок представляют собой в совокупности "организацию контроля" посредством экономических законов, права, нравов, обычаев, словом - "согласия". Таким образом, согласно П., общество выражает себя в "контроле" и "согласии", а социальное изменение связано прежде всего с изменением моральных норм, индивидуальных установок, состояния сознания, "человеческой природы" в целом. Эти изменения связываются П. с физической, пространственной, а затем и социальной мобильностью. Социальные перемещения, изменения социоэкономического статуса индивида стали у П. предметом теории социальной дистанции.
Классическая социальная экология П. послужила теоретическим основанием исследовательской программы по изучению локальных сообществ в Чикаго.
Г.Н. Соколова
Источник: Социология: энциклопедия
1864-1944) - американский социолог, идейный вдохновитель и лидер Чикагской школы эмпирической социологии. Подход П. к пониманию предмета социологии определялся пониманием социальной системы как элемента глобальной экосистемы. Социология и экология, согласно П., имеют в своем основании один и тот же принцип рассмотрения систем и экология по своим задачам и методам близка социологии. Процессы, происходящие в обществе, по П., зависят от условий среды обитания и влияют на изменения в ней. Этот экологический принцип способствовал углублению системного взгляда на общество в его единстве с природой. Равновесие общества со средой достигается посредством эволюции форм конкуренции: животная соревновательность заменяется социальной. Эта идея П. подкрепляла вывод об однопорядковости борьбы за существование в природе и конкуренции в обществе. Социология, по П., изучает образцы коллективного поведения, формирующиеся в ходе эволюции общества как организма и «глубоко биологического феномена». Социальная эволюция у П. проходит четыре стадии, и любой социальный организм переживает четыре соответствующих порядка: экологический (пространственное, физическое взаимодействие), экономический, политический и культурный. По мере продвижения к культурному порядку усиливаются социальные связи (пространственные, экономические, политические, и наконец, моральные) и общество достигает оптимальной «соревновательной кооперации» и «согласия»; вступает в силу формула «общество как взаимодействие». Если на макроуровне «биотические» силы проявляются в экологическом порядке, пространственном размещении социальных институтов, то на микроуровне «биотическая» природа человека (как условие его изначальной свободы) выражается в способности к передвижению, в пространственном взаимодействии, миграции. Миграция как коллективное поведение образует, по мысли П., экологический порядок общества. Экономический, политический и культурный порядок представляют собой в совокупности «организацию контроля» посредством экономических законов, права, нравов, обычаев, словом – «согласия». Таким образом, согласно П., общество выражает себя в «контроле» и «согласии», а социальное изменение связано прежде всего с изменением моральных норм, индивидуальных установок, состояния сознания, «человеческой природы» в целом. Эти изменения связываются П. с физической, пространственной, а затем и социальной мобильностью. Социальные перемещения, изменения социоэкономического статуса индивида стали у П. предметом теории социальной дистанции. Термин «природные ареалы» был использован П. в анализе появления трущоб, богатых пригородов, кварталов доходных домов, потому что все это — результат стихийных сил биотического уровня. Эти естественные ареалы — результат борьбы за существование различных «видов» (групп населения) за обеспечение их жильем и услугами. Культурный уровень выстраивается над биотическим и базируется на обычаях, нормах, законах и институтах. Все это создает уникальные черты человеческого общества. На примере расселения рабочих, Парк доказывает, что ареал их расселения определяется потребностями биотического уровня, зависит от их возможности платить за жилье и транспорт для проезда на работу. А уже на основе устойчивого ареала происходит формирование элементов культурного уровня — школ, церквей и прочих институтов. Рассматривая данный процесс в динамике, П. указывает на существование множественных «миров» (различных частей города, заселенных социально, этнически или религиозно гомогенными группами) в рамках одного города. Сосуществование этих миров ведет к «вторжению» (invasion) одного мира на территорию другого, различные миры «перекрывают» структуру города, «вытесняют» одних с территории, занятой другими. В работе «Город: предложения по изучению человеческого поведения в городском окружении», П. формулирует исследовательскую программу для городских экологов на десятилетия вперед. Среди вопросов, представленных в программе, были: Каковы источники городского населения? Что такое городские естественные ареалы расселения? Какие социальные ритуалы приняты среди различных соседей — какие действия должны совершать новички, чтобы полностью интегрироваться и избежать вытеснения в этом ареале? Кто является местными лидерами и в чем причина их влияния на сообщество? Многие другие. Часть вопросов имели достаточно простые ответы, но в то время отсутствовали систематические знания о большинстве этнических городских групп, равно как и о социальных процессах и процессах управления городом. И потому любое систематизированное знание, подтвержденное эмпирически, играло особенно важную роль. Работа П. особо значима потому, что ему впервые удалось преодолеть «философствование» и «теоретизирование» о городе и проверить свою теорию в реальном мире, в «полевых исследованиях». Таким образом, именно ему принадлежит заслуга обоснования нового направления социологической теории. Классическая социальная экология П. послужила теоретическим основанием исследовательской программы по изучению локальных сообществ в Чикаго.
Источник: Словарь терминов по модулю «Город как социальная система»