ПАРСОНС ТОЛКОТТ

Найдено 15 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Парсонс Толкотт
американский социолог, один из основателей структурного функционализма. Опираясь на идеи Э.Дюркгейма, который подчеркивал, что главная функция образования – передача ценностей господствующей культуры, сделал попытку охарактеризовать образование как социокультурную систему, подобную личности, обществу, выполняющую в социуме определенные функции. Система образования отбирает людей в соответствии с их способностями и дает им соответствующую квалификацию. Для большинства людей школа является подобием фильтра, с помощью которого люди выбирают. Парсонс выделял четыре основных функции любой социальной системы в обществе: экономическую, социального отбора, политическую и социального контроля. Понимая образование как одну из общественных социальных систем, Парсонс считал, что эти же функции выполняет и образование.

Источник: Глоссарий по социологии. Фин. университет при правительстве РФ. Проект www.fa.ru

Парсонс Толкотт
1902-1973) - американский социолог, автор теорий социального действия и социальных систем. Получил образование в Амхерст-колледже и Лондонской школе экономики. В Гейдельбергском университете защитил докторскую диссертацию по экономике. Преподавал в Гарвардском университете 42 года. Ближайший коллега и помощник П. Сорокина. Перевел на английский язык и издал с комментариями труды М. Вебера, В. Парето, Э. Дюркгейма. К построению общей теории индивидуального действия подходил с системных позиций, рассматривая антропологические, культурологические, психологические, социологические и иные аспекты. Парсонс первым ввел понятие образца поведения, включающего выбор определяющих его переменных величин. Основные его идеи изложены в книгах «Структура социального дей- ствия», «Социальная система», «К общей теории действия» и др. [49-52, 67].

Источник: Социальный менеджмент. Словарь-справочник учеб. пособие

Парсонс Толкотт
Parsons, Talcott) (1902—79), амер. социолог, выдающийся представитель функционализма. Предпринял попытку решить проблему социального порядка в об-ве с учетом всех аспектов человеческого поведения, как индивидуального, так и группового. Интересы П. отличаются невероятной широтой — от роли больного в об-ве и тех функций социального контроля, к-рый, помимо терапевт, помощи, может предоставить медицина больным людям, до анализа бизнеса, властных структур, а также тех последствий, к-рые имело превращение после 2-й мировой войны США в мировую державу. Исследуя, каким образом в об-ве поддерживается порядок и внутр. единство, П. придавал особое значение тем нормам и ценностям, к-рые делают возможной совместную жизнь людей. П. утверждал также, что такие системы, как образовательная и полит., играют важную роль в поддержании устойчивости об-ва. П. считается автором теории действенных систем, одним из крупнейших социологов 20 в., хотя критики обвиняют его в том, что его идеи содержат сверхсоциализированную концепцию человека и что он слишком мало внимания уделял социальным конфликтам и переменам. К числу самых значит, работ П. относятся Структура социальной деятельности (1937) и Социальная система (1951).

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

Парсонс Толкотт
1902-1979) социолог, оказал значительное влияние на социологию после Второй мировой войны в особенности в Америке, несмотря на то, что, будучи теоретиком, не принадлежал к господствующей в Соединенных Штатах традиции эмпирических исследований. Парсонс автор множества трудов, главными из которых являются «Структура социального действия» (1937), «К созданию общей теории действия» (1951), «Социальная система» (1951), «Рабочие заметки по теории действия» (1953), «Экономика и общество» (1956), «Социальная структура и личность» (1964), «Общество: эволюционный и сравнительный подходы» (1966) и «Система современного общества» (1971). Целью Парсонса–представление такой концептуальной структуры социологии в целом, которая могла бы также служить интеграции всех социальных наук. Центральными категориями его концепции выступают: социальная система и социальное взаимодействие. Социальное взаимодействие имеет системный характер, и поэтому использует термин «социальная система». Понятием, объединяющим социальное действие и социальную систему, является понятие типовых переменных. Парсонс определяет последние как фундаментальные дилеммы, с которыми сталкивается социальный деятель. Социальные системы могут характеризоваться как строящиеся на основании определенной комбинации решений этих дилемм. Однако такие системы имеют также определенные собственные потребности, удовлетворение которых необходимо как с точки зрения отношений между социальной системой и ее средой, так и с точки зрения внутреннего функционирования системы.

Источник: Основные социологические термины. Учебное пособие

ПАРСОНС ТОЛКОТТ
(Parsons Т.) (1902 – 1979) – выдающийся американский социолог-теоретик, один из наиболее ярких представителей структурного функционализма. Образование получил в Амхерстском колледже, Лондонской школе экономики и Гейдельбергском университете. С 1927 г. работал в Гарвардском университете. Избирался президентом Американской социологической ассоциации.
Создал теорию действия и теорию социальных систем. Активно работал над проблемами формирования и функционирования социального института и институционализации. Считается основоположником структурно-функционального подхода в социологии. Особое внимание уделял проблемам социального контроля, внешнего и внутреннего равновесия и функционирования социальных систем, попытался определить универсальные требования, важные для выживания системы, – системный реквизит. Описывал логику развития социальных систем как эволюционный социокультурный процесс и предложил соответствующие критерии развития. Основывался на методе, именуемом им методом аналитического реализма. В теории организации и управления известен тем, что определил организацию как специфический социальный институт, инструмент воплощения идеальных целей, а также установил специфику трех уровней управления. Хотя его работы посвящены в основном изучению макропроцессов и больших социальных систем, однако предложенные им взгляды на социальную систему, институционализацию и социальное действие стали теоретико-методологическим основанием для развития в 50 – 60-е гг. школы социальных систем в рамках теории организации, прежде всего ее естественной версии (П. Селзник, Ч. Барнард, А Гоулднер и др.).

Источник: Социальная теория организации. Словарь. Инфра-М. 2000

ПАРСОНС Толкотт
(1902-1979) — амер. социолог, создавший структурно-функциональную теорию в социологии. Разработал теорию соц. действия, рассматривал об-во как систему, включающую в себя ряд подсистем с присущими им специфическими функциями. В работе «Структура социального действия» (1937) П. рассматривает человеческое действие как самоорганизующуюся систему, описывает присущие ей специфические черты: 1) символичность — регуляция осуществляется при помощи языка, ценностей и т.д.; 2) нормативность — зависимость действия от общепринятых норм и ценностей; 3) волюнтаристич-ность — независимость действия от внешних условийсреды, но при этом зависимость от субъективных «определений ситуации». (2)  В трудах «Социальная система» (1951), «Кобщей теории действия» (1951) П. продолжает разрабатывать общую модель действия, которая включает в себя: действующее лицо (actor) и ситуационное окружение. Системы действия, по мн. П., являются открытыми системами, и чтобы продолжать свое существование они должны удовлетворять четырем функционально необходимым условиям: адаптации, целеполагания, интеграции, латентности (сохранности структуры). В системе действия П. выделяет четыре подсистемы: систему организма, выполняющую функцию адаптации; систему личности — функция целеполагания; социальную систему — функция интеграции; систему культуры — функция сохранения структуры, к-рые делают возможным существование действия и ограничивают пространство выбора. В   соц. системе функцию адаптации выполняет экономическая система, целеполагания — политическая система, интеграции — правовые ин-ты и обычаи, функцию сохранения структуры — система социализации (1, 2).
Лит.: 1) Волков Ю.Г., Нвчипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология: история и современность. Ростов н/Д, 1999; 2) Гэомов И., Мацкевич А., Семенов А. Западная теоретическая социология. СПб., 1996; 3) Седов Л.А. Парсонс Т. //Соер, западная социология: Словарь/Под общ. ред. Давыдова Ю.Н. М., 1990. Н.В. Штернлиб

Источник: Социология. Краткий тематический словарь. Феникс. 2001

ПАРСОНС Толкотт
(1902-1979) - амер. социолог, создатель системно-функциональной школы. В работах «Структура социального действия» (1937), «К созданию общей теории действия» (1951) П. рассматривал социальное действие как самоорганизующуюся систему, специфика которого выражена в его символичности, нормативности, волюнтаристичности. Основой взаимодействия социальных субъектов, по П., является система «взаимных ожиданий», т. е. ориентаций индивида на ожидания другого или других. По П., система действия сохраняет свои границы в случае решения следующих проблем: адаптации системы к внешним объектам, целедостижения, интеграции и воспроизводства структуры и снятия напряжения. На уровне общества как социальной системы функцию адаптации обеспечивает экономическая подсистема, функцию целедостижения - политическая, функцию интеграции - правовые институты и обычаи, функцию воспроизводства структуры - система верований, мораль, органы социализации. Каждая из подсистем рассматривается П. как специализированная на выполнении одной функции, однако политическая, экономическая, социальная и культурная подсистемы находятся в отношениях взаимообмена, что в итоге обеспечивает функционирование всей системы - общества. В работе «Система современного общества» (1971) П. выделяет примитивные, промежуточные и современные общества. Критерием различения этих типов общества, по П., являются дифференциация деятельности и усложнение социальной организации, повышающих адаптивную способность развития общества. На примитивном уровне развитие происходит путем развертывания эволюционных универсалий: системы родства, системы коммуникаций, опред. форм религии, технологии. Переход к «промежуточной» фазе определяется появлением письменности, социальной стратификации и культурной легитимации. Переход к «современному» типу совершается с отделением правовой системы от религиозной, формированием рыночной экономики, демократической избирательной системы и административной бюрократии.

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

Толкотт Парсонс
(1902–1979) американский социолог, основоположник структурного функционализма, один из создателей современной теоретической социологии. Разрабатывая общеметодологические принципы социологии в духе системного и функционального подходов, Парсонс главной считал проблему сохранения общественного равновесия (понятие, заимствованное у В. Парето), поддержания общественного порядка, данного стабильного состояния. Социальные конфликты, революции и прочие потрясения суть проявления болезненного состояния общества. С позиций функционализма Парсонс рассматривал каждое общественное явление с точки зрения его роли в поддержании стабильности и равновесия в обществе и сформулировал набор функциональных проблем, решение которых необходимо для сохранения целостности общественной системы. Среди них проблемы: адаптации системы к внешним объектам, достижения целей, интеграции общества и воспроизводства структуры и поддержания культурных образцов, а также снятия напряжений. На уровне социальной системы функцию адаптации обеспечивает экономическая подсистема, функцию целедостижения — политическая, интеграции — правовые институты, а воспроизводства структуры — культура (система верований, мораль, органы социализации индивида).
Структурно-функциональный анализ Парсонса был сосредоточен главным образом на исследовании механизмов функционирования общества. Обратившись в конце жизни к проблеме общественного развития, Парсонс рассматривал его в духе эволюционной теории, положив в основу принцип функциональной дифференциации. Появление качественно нового в ходе общественного развития в сущности отрицалось. Теоретико-методологические концепции Парсонса оказали значительное влияние на современную западную социологию и продолжают развиваться и уточняться. Вместе с тем консерватизм и чрезмерная усложненность его концепции стали объектом критики радикально настроенных социологов. (Новая философская энциклопедия. В 4-х томах. / Ин-т философии РАН. — М.: Мысль, 2010. Т. 3. С. 204–205.)

Источник: Социология в лицах и терминах 2017

ПАРСОНС (Parsons) Толкотт
1902-1979)!! амер. социолог-теоретик, один из представителей структурно-функционального направления в социологии (см. Анализ функциональный в социологии). П. опирался на работы М. Вебера, Э. Дюркгейма, В. Парето, а также использовал современные системные, кибернетич. и символико-семиотич. представления. П. отстаивал необходимость построения общей аналитич. логико-дедуктивной теории человеческого действия как основы решения частных эмпирич. задач. Человеческое действие, по П., есть самоорганизующаяся система, специфику к-рой в отличие от систем физического и биологического действия он усматривал, во-первых, в символичности, т. е. в наличии таких символич. механизмов регуляции, как язык, ценности и т. д., во-вторых, в нормативности, т. е. в зависимости индивидуального действия от общепринятых ценностей и норм; наконец, в волюнтаристичности, т. е. в известной иррациональности и независимости от познаваемых условий среды и в то же время зависимости от субъективных определений ситуации. На основе этого П. строил абстрактную формализованную модель системы действия, включающую культурную, соц., личностную и органич. подсистемы, находящиеся в отношениях взаимообмена. Одной из главных составляющих концепций П. является т. н. инвариантный набор функциональных проблем: адаптации, целедостижения интеграции, воспроизводства структуры и снятия напряжения, решение к-рых обеспечивается специализированными подсистемами. Так, внутри соц. системы функцию адаптации обеспечивает экономич. подсистема, функцию целедостижения - политич. подсистема, функцию интеграции - правовые ин-ты и обычаи, функцию воспроизводства структуры - система верований, мораль и органы социализации (включая семью и ин-ты образования). Соч.: Общетеоретические проблемы социологии //Социология сегодня М., 1965; The Structure Of Social Action. The Social System. N.Y., 1951; Toward A General Of Action (with E.A. Shils). Cambridge, 1951; Social re And Personality. N.Y., 1964; Sociological Theory And Society NY 1967; Social System And The Evolution Theory. N.Y. - L., 1977. Л.А. Седов.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Парсонс, Толкотт
1902-1979) - социолог-теоретик, при жизни ставший классиком американской и мировой социологии. Парсонс учился в США и Европе (Англия, Германия), написал диссертацию о понятии капитализма в немецкой литературе (В.Зомбарт и М.Вебер). С 1927 г. преподавал в Гарвардском университете, избирался президентом Американской социологической ассоциации (1949). Интересы его были разнонаправленны: медицина, физиология, биология, психология, экономика, общая социология. Основные работы по социологии: "Структура социального действия” (1937), "Социальная система" (1951), "Экономика и общество" (1956, совместно с Н.Смелзером, тогда студентом), "Общества" (1961), "Система современных обществ" (1966), а также множество статей по разнообразной проблематике. Парсонс - создатель теории действия и системно-функциональной школы в социологии. Он пытался построить общую социологическую теорию, охватывающую человеческую реальность во всем ее многообразии. В качестве материала для своего теоретического построения Парсонс взял основополагающие идеи М.Вебера и Э.Дюркгейма, попытавшись синтезировать социологический номинализм первого и социологический реализм второго, дополнив их идеями В. Парето. Теория действия задумывалась Парсонсом как предельно общая система категорий, в которых "приобретает смысл" эмпирическая научная работа во всех родственных дисциплинах, и которая в общем виде указывает, что такое социальное действие, какие понятия нужны для его изучения и объяснения. Социология же, по мысли Парсонса, берет в качестве своего предмета особый аспект социальной системы, - именно действия, организованные вокруг взаимоотношений между двумя и более индивидами. Общая социологическая теория Парсонса является наиболее крупной и влиятельной концепцией структурного функционализма, в которой сочетаются анализ объективной и субъективной сторон общественной жизни явлений. Этот подход стал средством социологического анализа социальных институтов и крупномасштабных систем с сохранением точки зрения деятеля, субъекта деятельности или анализом действия с учетом субъективных аспектов (мотивов, стремлений) и объективных, внешних детерминант (норм, ценностей). С 50-х гг. Парсонс склоняется в пользу объективистской точки зрения на природу социальных отношений, тогда как прежде он настаивал на преимуществе субъективных аспектов человеческого поведения.

Источник: История западной социологии: биографический справочник

ПАРСОНС ТОЛКОТТ

Parsons, Talcott) (1902-1979) - американский социолог, возможно, наиболее влиятельный в 20-ом столетии, и выдающийся представитель функционализма. Поскольку круг его интересов был столь широким, трудно даже кратко суммировать главные идеи Парсонса. Среди наиболее ранних работ был перевод "Протестантской этики и духа капитализма" Макса Вебера, способствующий знакомству американских специалистов с творчеством Вебера. Главный труд - "Структура социальной деятельности" (1937) - содержал оценку теоретического наследия Парето, Дюркгейма и Вебера, но не Маркса, что характерно для Парсонса. С помощью этих мыслителей Парсонс попытался обеспечить решение того, что назвал "проблемой социального порядка", благодаря которой общества не развивают "гоббсовскую войну всех против всех".
На первой стадии Парсонс работал в русле "сферы компетенции действия", считавшей социальную деятельность "волюнтаристской". Основываясь на творчестве выбранных им теоретиков, он пытался достичь последовательной, "аналитической" социологической теории волюнтаристской социальной деятельности, отказавшись от всех теорий, представлявших социальную деятельность как чисто автоматический ответ на внешние стимулы или стремившихся подходить к социальному порядку с точки зрения чистого "принуждения" либо "личного интереса". В "Структуре социальной деятельности" и впоследствии ответ на "гоббсовский вопрос" состоял в том, что социальная деятельность порождает и определяет нормы и ценности. Эти идеи были развиты в теории систем, особенно в "Социальной системе" (1951) и "К общей теории действия" (1951) (последняя написана совместно с Эдвардом Шилзом). Во взглядах Парсонса можно выявить три главных аспекта:
(а) понятие функциональных предпосылок общества;
(б) концепцию социального порядка, характеризующую общества как внутренне взаимосвязанные и "самоподдерживающиеся" социальные системы, работающие во "внешней окружающей среде";
(в) общую теорию "действенных систем", основанную на работе Роберта Бейлза (например, "Рабочие доклады в теории действия" Парсонса, Бейлза и Шилза, 1953) - см. Модель подсистем.
На заключительной стадии творчества Парсонс добавил неоэволюционную модель социального развития ("Общества: эволюционные и сравнительные перспективы", 1966) (см. Эволюционные всеобщности, Неоэволюционизм). Все его модели были чрезвычайно влиятельны в то время, а его книги стали подлинными библиями для поколения функционалистских социологов. Однако акцент на главенстве норм и ценностей в сочетании с системным подходом (см. Кибернетическая иерархия) вызвали большую критику в части функционализма и эволюционной теории (см. Функционалистское объяснение). Возникло подозрение, что идеи содержали сверхсоциа-лизированную концепцию человека и поощряли консерватизм. В результате чего в 1970-1980-е гг., когда в американской социологии обще,е преобладание функционализма также пришло в упадок, интерес к творчеству Парсонса уменьшился, хотя позднее незначительно возрос. Наряду с разработкой общей теории, существенны некоторые ее более краткие и эмпирические применения. Можно сказать, что очерки о роли больного, о власти, об образовании и о расовой интеграции лучше выдержали испытание временем, чем функционал истекая модель в целом. В них Парсонс демонстрирует острый аналитический талант в приложении общих концепций к частным случаям. Исследования на базе его концептуального наследия также были обширными, особенно исследование, основанное на концепции образцовых переменных. Огромно влияние Парсонса на американскую социологию. В Великобритании его рольбе/е noir заслонила его значительный вклад в теоретические подходы к обществу.
См. также Социальная интеграция и системная интеграция; Миллс; Мертон; Теории среднего уровня; Гоулднер.

Источник: Большой толковый социологический словарь

ПАРСОНС Толкотт
PARSONS, Talkott) (1902-1979) Сын приходского священника, Т.Парсонс всю свою жизнь занимался наукой в Соединенных Штатах, за исключением короткого периода аспирантской учебы в Европе. Он оказал существенное влияние на социологию после Второй мировой войны, в особенности американскую, несмотря на то, что, будучи теоретиком, не принадлежал к господствующей в Соединенных Штатах традиции эмпирических исследований. Одинаково часто вызывая критику и находя поддержку, идеи Парсонса были предметом теоретических дискуссий в социологии до середины 1970-х гг. Парсонс — автор множество трудов, главными из которых являются «Структура социального действия» (Parsons, 1937), «К общей теории действия» (Parsons and Shils, 1951), «Социальная система» (Parsons, 1951), «Рабочие заметки по теории действия» (Parsons, Bales and Shils, 1953), «Экономика и общество» (Parsons and Smelser, 1956), «Социальная структура и личность» (Parsons, 1964), «Общества: эволюционный и сравнительный подходы» (1966) и «Система современного общества» (1971). Целью Парсонса была ни много ни мало разработка концептуальной структуры социологии в целом, которая служила бы также интеграции всех социальных наук. Предполагалось, что эта цель должна быть достигнута посредством синтеза анализа индивидуального действия и анализа крупномасштабных социальных систем. Отправным моментом для Парсонса была теория социального действия, фундаментальная черта которого заключается, с его точки зрения, в отношении между деятелями и характеристиками среды — социальной и природной, — наделяемых ими смыслом. Наиболее важными элементами среды являются другие люди. Это предполагает, что социологическое исследование должно сосредоточиваться на социальном взаимодействии, в рамках которого деятелям приходится принимать во внимание действия, желания и цели других людей. В процессе взаимодействия решающее значение имеют нормы и ценности, поскольку они регулируют и делают предсказуемым поведение других индивидов. Социализация обеспечивает интернализацию индивидами норм и ценностей по мере взросления. Парсонс полагает, что личность и социальные системы являются взаимодополняющими, хотя в его исследованиях последние в конечном счете рассматриваются как детерминирующие по отношению к первым. Парсонс отмечает, что социальное взаимодействие имеет системный характер, и поэтому использует термин «социальная система». Понятием, объединяющим социальное действие и социальную систему, является понятие типовых переменных. Парсонс определяет последние как фундаментальные дилеммы, с которыми сталкиваются социальные деятели. Социальные системы могут характеризоваться комбинациями решений этих дилемм. Существуют четыре набора дилемм. (1) Партикуляризм или универсализм: деятели должны решить, оценивать индивида на основании общих критериев (универсализм) или использовать критерии уникальные, применимые лишь в отношении конкретного лица (партикуляризм). (2) Поступки (performance) или качества: деятели должны решить, оценивать людей по их поступкам или по их личным качествам. (3) Аффективная нейтральность или аффективность: деятели могут вступать в определенные отношения либо по инструментальным причинам, не затрагивающим их чувств (аффективная нейтральность), либо по эмоциональным причинам (аффективность). (4) Конкретность (specificity) или «распыленность» (diffuseness): индивидам в любой ситуации приходится выбирать между включением вместе с другими индивидами в широкий спектр деятельности («распыленность») и сосредоточенностью на достижении лишь конкретных, структурированных целей (конкретность). Эти типовые переменные структурируют любую систему взаимодействия. Однако такие системы имеют также собственные потребности, удовлетворение которых необходимо как с точки зрения отношений между социальной системой и ее средой, так и с точки зрения внутреннего функционирования системы. Существует четыре таких функциональных потребности (обозначаемых как AGIL): (1) адаптация (A: adaptation) — потребность установления отношений с окружающей средой посредством использования ее ресурсов; (2) целеполагание (G: goal-attainment) — постановка целей перед системой; (3) интеграция (I: integration) — поддержание внутреннего порядка; (4) скрытое состояние или поддержание образца (L: latency) — формирование достаточной мотивации для выполнения задач. Для удовлетворения каждой из этих функциональных потребностей развиваются группы действий или подсистемы действия. Например, на самом общем уровне функцию интеграции выполняет культурная подсистема. Любая такая подсистема, в свою очередь, сталкивается с теми же четырьмя функциональными потребностями, вследствие чего каждая из подсистем может быть разделена на четыре под-подсистемы. Например, в социальной системе в целом функцию адаптации выполняет экономика. Теоретически не существует предела для подразделения систем, и Парсонс детально описывает структуру экономики и отношения между экономикой и другими подсистемами социальной системы. Парсонс полагает, что системы социального действия тяготеют к равновесию даже в том случае, если они никогда не достигают его в действительности, и что социальное изменение есть движение от одного состояния равновесия к другому. Изменение в системе осуществляется посредством дифференциации, и в своих более поздних работах Парсонс для описания возникающих в результате дифференциации прогрессивных изменений в обществе использовал эволюции теорию. Критические замечания в адрес Парсонса заключались в следующем: (1) его теория является «большой теорией», не имеющей применения в эмпирических исследованиях; (2) Парсонс придает слишком большое значение ценностям и нормам; (3) он не уделяет достаточного внимания социальному конфликту; (4) ему не удалось согласовать теорию действия и теорию системы, и в сущности он рассматривает действия индивида как детерминируемые структурой; (5) функционализм Парсонса телеологичен (см.: Телеология). См. также: Действия теория; Деятель/ Социальный деятель.

Источник: Социологический словарь

ПАРСОНС Толкотт
(1902-1979) - американский социолог, профессор Гарвардского университета. Из семьи конгрегационалистского пастора. Изучал биологию и медицину в Амхерстском колледже, затем продолжил образование уже в области социальных наук. В 1923-1926 гг. П. учился в Великобритании (Лондонская школа экономики) и Германии (Гейдельбергский университет). С 1927 г. преподавал в Гарвардском университете на экономическом и социологическом факультетах, в 1946-1956 гг. был деканом факультета социальных отношений, до конца жизни оставался профессором социологии в этом университете. В 1949 г. избирался президентом Американской социологической ассоциации, в начале 1950-х годов был в числе основателей и возглавлял Американское общество научного изучения религии. Приглашался для чтения лекций в Кембриджский университет. В 1960-е годы несколько раз посещал СССР. В 1967 г. стал первым обществоведом, избранным президентом Американской академии наук и искусств. В научных трудах и преподавательской деятельности П. уделял большое внимание теме религии и общества. Ему принадлежит первый перевод на английский язык (1930) труда Вебера «Протестантская этика и дух капитализма »; в своих исследованиях и лекциях он неоднократно обращался к теориям Спенсера, Маркса, Дюркгейма, Зомбарта, Парето. Известны его расхождения по ряду вопросов со старшим коллегой по работе в Гарварде - Сорокиным. Среди учеников П., внесших заметный вклад в социологию религии, - Белла, Джонсон, Смелзер. В обширной конструкции теоретической социологии П. - «Структура социального действия» (1937), «Социальная система» (1951), «Общества в эволюционной и сравнительной перспективе» (1966), «Система современных обществ» (1971) -нет специального развернутого анализа религии. Тем не менее заметное место в составе его социологических трудов принадлежит описанию и концептуализации различных аспектов социального функционирования религии. В своих ранних работах П. в значительной мере следовал положениям социальной теории М. Вебера. Он разделял веберовскую интерпретацию идеи религиозных оснований культуры, развивал тезис о влиянии религиозной мотивации индивидов на их экономическое и политическое поведение. Однако, вопреки представлениям Вебера о снижении религиозного влияния по мере нарастания рациональности, П. считал религию перспективным фактором в эволюции общества. Постоянство религии в общественных процессах определяется, по его мнению, социальным содержанием религиозных символов (в них объективируются коллективные потребности людей) и интегрирующим характером ритуалов религиозных (они упорядочивают отношения и консолидируют действия индивидов). Начиная с 1940-х годов в своих рассуждениях о религии П. периодически обращался к социологическому наследию Э. Дюркгейма. Особое его внимание привлекало методологическое применение дихотомии священного и мирского как одного из принципов, лежащих в основе дифференциации и организационного усложнения общества. Этот принцип П. использует при описании эволюционной последовательности трех типов общества: примитивному обществу присуща нерасчлененность мирского и священного, промежуточному обществу - функциональная специализация отношений к священному и соответствующая социальная стратификация, современному обществу - разделение светских правовых институтов и религиозных норм, секулярностъ. Не менее важным П. считал объяснение Дюркгеймом религии через понятие моральной общности, выраженной в совместных верованиях и ритуалах, направленных на священные объекты. Поскольку священное содержание религии является превращенной формой социально значимых потребностей, это делает ее «функциональной универсалией общества». Конкретные вероучения и культы религиозные могут быть исторически преходящими или подвергаться существенным переменам, но структурное отношение мирского к священному всегда остается действующим. В этом плане П. высоко оценивал концепцию Р. Белла о гражданской религии как удачное объяснение эволюции религии в условиях современного демократического общества с его индивидуализацией религиозного выбора, плюрализмом религиозным и приватизацией религии. Религию П. рассматривает в контексте своей теории самоорганизации и структуры социальных систем. Согласно П., факторами самоорганизации человеческих действий являются не только физические и биологические, но также символические (язык, верования и др.), нормативные (общепринятые ценности) и иррациональные (субъективное «определение ситуации») регуляторы поведения. Под влиянием этих факторов формируются социальные роли и статусы, устойчивые связи между которыми образуют структуры различных систем в составе общества. Социальные системы, культурные системы, системы личности, системы поведения - все это не какие-то «конкретные агрегации» людей, а абстрагированные группировки взаимоотношений, различающиеся своими институциональными значениями и функциями. В каждой системе могут происходить процессы как интеграции, так и дезинтеграции. Характер процессов зависит от степени удовлетворенности субъектов действия содержанием той или иной системы. Подразумевается коллективность субъекта действия, хотя им может быть и индивид, но в таком случае - институциализированный, т. е. прошедший «интернализацию социетальных норм и ценностей». Интеграция внутри систем поддерживается соответствием их обобщенных установлений («нормативных экспектаций») определенным коллективным мотивациям. На основании этих положений следует трактовка П. религии как одного из комплексов интегративных институтов, посредством которых осуществляется социальный контроль за соответствием потребностей и фактического поведения субъектов действия нормативно-предписанным ценностям. При этом П. указывал на межсистемное состояние религии. Своей символичностью и духовным значением религия принадлежит к культурной системе. В то же время нормативные и интегрирующие свойства религиозного символизма обеспечивают ее органичное функционирование в социальной системе, где религия выступает в качестве одной из подсистем, обеспечивающих воспроизводство системного целого. Религия способствует поддержанию социального порядка благодаря наличию в ней специфических ценностей, иерархически соединяющих священное и мирское, моральные авторитеты и утилитарные интересы. П. рассматривает религию как культурный код, открывающий путь к пониманию фундаментальных характеристик социальной системы, механизмов ее приспосабливаемости к изменениям, ее способности к эволюции.

Источник: Социология религии. Словарь.

ПАРСОНС (Parsons) Толкотт
1902-1979) - американский социолог. Основатель школы структурного функционализма в социологии - линия функционального императивизма в отличие от линии функционального структурализма Мертона , по определению Дж. Тернера . На протяжении более чем 30 лет после Второй мировой войны являлся одним из основных теоретиков социальной мысли по крайней мере в англоговорящем мире. Образование: Амхерстский колледж (степень бакалавра, с отличием); Лондонская школа экономики (магистратура); Гейдельбергский университет (докторантура). С 1927 - преподаватель социологии в Гарвардском университете. В 1949 был избран президентом Американской социологической ассоциации. Являлся членом и президентом Американской академии искусств и наук.
Для П. основной научно-исследовательской задачей было построение общей, системной, основанной на обобщении накопленного эмпирического и теоретического опыта, социологической теории. Для построения собственной концепции П. широко использует работы своих предшественников: Дюркгейма , в частности, его идею "органической солидарности" и метод анализа стабильности социальной системы, состоящей из функционально-дифференцированных ролей; М. Вебера , - обоснование необходимости изучения социальных организаций и институтов через обобщенную схему - "рациональность социальной системы"; а также труды Парето (в интерпретации Л.Дж. Хендерсона). Кроме того, П. придает большое значение положениям, разработанным в рамках антропологического и психологического направлений социальной мысли (Г. Спенсер - , Фрейд - ).
В своей первой книге ("Структура социального действия", 1937) П. утверждает, что основным объектом анализа в социологической теории систем действия является единичный акт, который конституируется из: актера; целей деятельности; социальной ситуации, представленной средствами и условиями, нормами и ценностями, посредством которых выбираются цели и средства - "Если что-либо и является существенным для концепции социального действия, так это его нормативная ориентация". Система действия является структурированным набором единичных актов. В таком социальном контексте индивиды стремятся к максимальному удовлетворению, а поведение и отношения, достигающие этой цели, становятся институциализированными в систему статусных ролей. П. описывает социальное действие как состояние напряжения между элементами двух порядков - "нормативными" и элементами "условий". Если рассматривать социальное действие как процесс, то он означает "последовательное отрицание элементов условий в направлении конформности с элементами норм". Впоследствии П. определяет социальную систему как "модель организации элементов действия, соответствующих последовательности или упорядоченному набору изменений интегративных образцов множества индивидуальных актеров". Социальная система, в соответствии с его теорией, предполагает наличие трех подсистем: (1) личностная система (действующие актеры); (2) система культуры (разделяемые ценности, которые обеспечивают преемственность и последовательность норм и предписанных им статусных ролей); (3) физическое окружение, на которое общество должно ориентироваться. Каждая система, развиваясь, сталкивается с двумя основными наборами проблем. Во-первых, внутренняя проблема достижения социального порядка или интеграции.
Разработка проблемы в таком ракурсе приводит П. к формированию его знаменитой концепции систем и подсистем, каждая из которых отвечает "внутренним и внешним функциональным требованиям системы социального действия. Для того чтобы выжить, любая система должна отвечать четырем функциональным требованиям: адаптация (к физическому окружению; экономика); достижение целей (средства организации ресурсов для достижения целей и получения удовлетворения; политика); интеграция (форма внутренней и внешней координации системы и пути ее соотнесения с существующими отличиями; социетальное сообщество); поддержание образцов, латентность (средства достижения относительной стабильности; социализация). Данная концепция широко известна под названием AGIL (адаптация - цель - интеграция - латентность). Все подсистемы связаны между собой "средствами обмена" ("Экономика и общество", 1956), которые представляют собой деньги (А), власть (G), влияние (I), и обязательства (L). Равновесие социальной системы зависит от этих сложных процессов обмена между различными подсистемами.
Условно научную деятельность П. можно разделить на два этапа: доэволюционные и эволюционные работы. Основные положения его ранних работ, которые впоследствии были реализованы в эволюционной концепции истории, можно свести к нижеследующему: (1) все существующие живые системы, включая системы действия и общества, определяются двумя наборами отношений - отношениями между частями систем и отношения типа "система - окружение"; (2) концепция функции является ключевой для анализа обоих типов отношений. Анализ отношений между частями системы сводится к проблематике поддержания внутренней структуры (гомеостазиса). Анализ же отношений типа "система - окружение" - к проблеме адаптации к изменяющемуся внутреннему окружению; (3) и в том, и в другом случае, основной функциональной значимостью обладает система, а не ее части.
Тематика доэволюционных работ П. сосредоточена, таким образом, на концепции социальной системы как ограниченно-замкнутой и поддерживающей стандартные образцы; иерархическом порядке концепции системы, функции, структуры и процесса; а также внутренне-внешней оси четырехфункциональной парадигмы. В более поздних работах П. обращается к проблеме истории и эволюции человеческого общества. Согласно теории "социокультурной эволюции общества", последнее развивается от простых форм к более сложным, через процесс деления и дифференциации с последующей повторной интеграцией. Фактором, направляющим эволюцию, является возрастание способности к адаптации. П. отмечает наличие критерия самодостаточности, который и отличает человеческое общество от других социальных систем и, таким образом, концептуализирует культурную систему, системы личности и поведения, как окружение социальных систем. Системы и подсистемы общества организуются в кибернетическую иерархию: культурная, социальная, личностная и биологическая. Эволюция проходит следующие стадии: примитивную, продвинутую примитивную, промежуточную и современную. Примитивное общество однообразно и гомогенно, отсутствует разнообразие подсистем. За счет процессов дифференциации подсистем и их функций примитивное общество проходит ряд стадий и в конце концов приходит к своему современному состоянию.
Основными характеристиками современного общества являются, согласно П.: (1) полная дифференциация систем в соответствии со схемой AGIL; (2) доминирование в экономике массового производства, наличие бюрократической организации, - рынок, деньги являются общепризнанным средством обмена; (3) система права - основа социального контроля и координации; (4) наличие социальной стратификации, в основе которой лежит критерий успеха; (5) дифференцированная, сложная система социальных взаимосвязей.
Творческое наследие П. огромно, однако среди основных его работ можно выделить следующие: "Социальная система" (1951), "К общей теории действия" (написана с Э. Шиллсом, 1951), "Общества: эволюционные и сравнительные перспективы" (1966), "Система современных обществ" (1971), "Социальное действие и условия человеческого существования" (1978). Теоретические идеи П., развиваемые им на протяжении 40 лет, подверглись резкой критике со стороны представителей других направлений, в частности сторонников конфликтной социологии, феноменологии, гуманистической школы в социологии. Критике подверглось обращение к биологическим и органическим аналогиям, анализ социального порядка и исключение из проблемного поля девиантных отклонений и социальных конфликтов; отсутствие удовлетворительного объяснения социальных изменений, их подмена теорией дифференциации; отсутствие определения и анализа социальных классов; тавтологичность самой теории, отсутствие возможности ее операционализации; ее излишняя "объективность", поскольку несмотря на то, что П. ввел элемент субъективности в свою теорию социального действия ("система отнесенного действия"), очевидно, что в его теории общество доминирует над субъектом действия.
Однако такая многоаспектность критики теоретической социологии П. может расцениваться как еще одно ее достоинство, поскольку большинство современных социальных теорий развивались, полемизируя с ней, оппонируя и заимствуя у нее теоретические положения, понятия и принципы. В последнее время обращение к теории структурного функционализма повторно входит в моду. Например: Дж. Александр "Возрождение Парсонса в немецкой социологии", Р. Коллинз "Социологическая теория" (1984), Р. Мюнх "Теория Парсонса сегодня: в поисках нового синтеза", работы Э. Гидденса и Дж. Тернера.
Е.А. Угринович

Источник: Социология: энциклопедия

ПАРСОНС Толкотт
(13.12.1902, Колорадо-Спрингс — 08.05. 1979, Мюнхен) — амер. социолог-теоретик. Получил образование в Амхерстском колледже. Лондонской школе экономики, Гейдельбергском ун-те. С 1927 г. преподавал в Гарвардском ун-те. Избирался президентом Амер. социол. ассоциации (1949). Создатель теории действия и системно-функциональной школы в социологии. П. пытался построить общую аналитическую логико-дедуктивную теоретическую систему, охватывающую человеческую реальность во всем ее многообразии. На первом этапе теоретического конструирования такой системы П. отталкивался от работ М. Вебера, Дюркгейма, Парето и англ. экономиста А. Маршалла, стремясь выявить в них элементы нового общего подхода, к-рые свидетельствовали о кризисе утилитаристских и позитивистских интерпретаций человеческого бытия в об-ве [1]. На основе этого анализа П. приходит к пониманию человеческого действия как самоорганизующейся системы, специфику к-рой, в отличие от системы физического и биологического действия, он усматривал, во-первых, в символичности, т. е. в наличии таких символических механизмов регуляции, как язык, ценности и т. п.; во-вторых, в нормативности, т. е. в зависимости индивидуального действия от общепринятых ценностей и норм; наконец, в волюнтаристичности, т. е. в известной иррациональности и независимости от условий среды и в то же время зависимости от субъективных «определений ситуации». Детальную разработку эти идеи получили в совместной с Шилзом, Г. Олпортом, Р. Шелдоном и рядом др. исследователей монографии «К созданию общей теории действия» [3], в к-рой исходными понятиями выступают понятия «деятель», «ситуация» и «ориентация деятеля на ситуацию». Подразумевается, что субъект действия (будь то индивид или коллектив) способен вычленять из окружающей среды отдельные объекты, различая и классифицируя их по месту, свойствам и т. д. (познавательная или когнитивная ориентация); что он различает в ситуации объекты, имеющие для него положительное или отрицательное значение с т. зр. удовлетворения его потребностей (катектическая ориентация); что среди познавательно и катектически оцененных объектов он вынужден производить дальнейший отбор и сравнительную оценку в плане первоочередности удовлетворения тех или иных своих потребностей (оценочная ориентация). Кроме того, ориентация деятеля на объекты ситуации имеет временное измерение, т. е. связана с представлением деятеля о том, какие изменения будут иметь место в ситуации в случае того или иного его действия (или бездействия). Это представление лежит в основе способности деятеля ставить перед собой цель (не обязательно реалистическую) и стремиться к ее достижению. Далее П. и его соавторы исследуют ситуацию взаимодействия социальных субъектов, связанных между собой системой «взаимных ожиданий» в том смысле, что их действия ориентированы на ожидания партнера. Вследствие этого к когнитивной, катектической и оценочной ориентациям, образующим т. наз. структуру «потребностных диспозиций» деятеля или его мотивационную структуру, добавляется ценностная ориентация как область не зависящих от каждого данного деятеля «внешних символов», регулирующих образ действия всех принадлежащих одному культурному полю деятелей. Четкое аналитическое различение потребностей и ценностей, не исключающее их взаимопроникновение, позволило П. развести и разграничить такие относительно автономные подсистемы действия, как личность и культура, и показать несостоятельность как представлений о полностью независимой спонтанной личности, так и представлений о жестко культурно запрограммированных индивидах. С др. стороны, П. проводит различение понятий личности как целостной психологической структуры, с одной стороны, и социального деятеля как абстрактного комплекса ролей, аналитически вычленяемого из этой целостной структуры,— с др., и на этой основе формирует представление о социальной системе. Так образуется формализованная модель системы действия, включающая культурную, социальную, личностную и органическую подсистемы, находящиеся в отношениях взаимообмена, что явл. одним из главных теоретических достижений П. Другим важным компонентом теории действия явл. переменные стандартов ценностных конфигураций (Типовые переменные действия), к-рые, по мн. П., исчерпывающим образом описывают в наиболее общем виде ориентацию любого социального действия с учетом того обстоятельства, что оценка деятелем ситуации основывается не только на его индивидуальных потребностях, но и сообразуется с опред. общими для данной культуры стандартами. В это же время (50-е гг.) теория П. обогащается системными представлениями, почерпнутыми гл. обр. у биологов (Л. Гендерсона, У. Кеннона). В рамках этих представлений П. совместно с Р. Бейлзом и Шилзом формулирует инвариантный набор функциональных проблем, решение к-рых обязательно, если система действия действительно сохраняет свои границы: проблема адаптации системы к внешним объектам, проблема целедостижения (получения от внешних объектов с помощью инструментальных процессов удовлетворения или консумации), проблема интеграции (поддержания «гармонического» бесконфликтного отношения между элементами системы) и проблема воспроизводства структуры и снятия напряжений (сохранения интернализованных и институционализованных нормативных предписаний и обеспечения следования им).
Между этими проблемами и способами ориентации, описываемыми с помощью переменных, обозначающих ценностные стандарты, была установлена связь в том смысле, что каждой из проблем соответствует опред. комбинация переменных. С др. стороны, оказалось возможным анализировать системы действия любого уровня в терминах функциональных подсистем, специализированных на решении одной из названных проблем. Так, на уровне самой общей системы человеческого действия личность оказывается специализированной на выполнении функции целедостижения, социальная система обеспечивает интеграцию действий множества индивидов, культура содержит наиболее общие образцы действий, принципы выбора целей, ценности, верования, знания — иными словами, «смыслы», реализуемые в действии, а также символические средства, обеспечивающие коммуникацию этих смыслов, сообщая, т. обр., действию упорядоченный характер и освобождая его от внутр. противоречий. Наконец, организм в этой схеме может быть рассмотрен как подсистема, обеспечивающая функцию адаптации, т. е. дающая системе действия физические и энергетические ресурсы для взаимодействия со средой.
На уровне социальной системы функцию адаптации обеспечивает экономическая подсистема, функцию целедостижения — политическая, функцию интеграции — правовые ин-ты и обычаи, функцию воспроизводства структуры — система верований, мораль и органы социализации (включая семью и ин-ты образования). Поскольку каждая из подсистем рассматривается как специализированная на выполнении одной из функций, от к-рых зависит сохранение границ более широкой системы, рез-ты деятельности каждой подсистемы могут быть интерпретированы как вход в более широкую систему. В свою очередь каждая подсистема зависит от рез-тов деятельности остальных подсистем, интерпретируемых как вход в данную подсистему. В сложных системах взаимообмен осуществляется не прямо, а опосредованно, с помощью обобщенных эквивалентов или символических посредников. К числу таких эквивалентов П. относит на самом общем уровне системы действия — язык, во взаимообмене между организмом и личностью — удовольствие, между культурой и социальной системой — эмоции; на уровне социальной системы — деньги, власть, влияние, ценностные приверженности. В работах 60-х гг. П. обратился к проблемам эволюции об-в, положив в основу своей эволюционной доктрины идею дифференциации. Он отстаивает представление о всеобщем направленном развитии об-в в сторону повышения «обобщенной адаптивной способности» в рез-те функциональной дифференциации и усложнения социальной организации.
П. различает три типа об-в: «примитивные», «промежуточные» и «совр.». На примитивном уровне дифференциация отсутствует. Развитие происходит путем последовательного развертывания универсалий эволюционных. Переход к «промежуточной» фазе определяется появлением письменности, социальной стратификации и культурной легитимизации. Переход к «совр.» типу совершается с отделением правовой системы от религ., формированием административной бюрократии, рыночной экономики и демократической избирательной системы. За «промышл. революцией», означающей у П. дифференциацию экономической и политической подсистем, следует «демократическая революция», отделяющая «социальное сообщество» от политической системы, а затем «образовательная революция», начавшаяся ныне в США и призванная отделить от социального сообщества подсистему воспроизводства структуры и поддержания культурного образца. Своими эволюционистскими работами П. завершил построение общей теории социальной системы и в 70-е гг. сосредоточился на завершении разработки теории системы человеческого действия, а затем на анализе ее взаимосвязей или «взаимообменов» со средой, т. е. такими подсистемами мироздания, как мир физических объектов, биосфера (включая самого человека как биологический организм и вид) и трансцендентный мир «конечных смыслов бытия» (по П., «телическая» система, от греч. telos — «результат», «завершение», «цель»). Введенная П. система понятий оказала значит, влияние на зап. социологию, в т. ч. на эмпирические исследования. Теоретические и методологические положения П. продолжают разрабатываться и подвергаться критическому осмыслению и уточнению в работах нового поколения амер. и европ. социологов. Вместе с тем его теория подвергается критике со стороны радикально мыслящих бурж. социологов за ее усложненность и консерватизм (Миллс).

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.