Паспорт предприятия социальный
Паспорт предприятия социальный
документ, характеризующий состояние социального развития коллектива на определенный момент (отчетный год). В практике используются два вида социальных паспортов. Первый-служит отчетным документом по выполнению плана социального развития предприятия и используется в отраслевой или региональной системе управления. В этом варианте социальный паспорт содержит данные по всем планируемым и отчетным показателям плана социального развития факт за предыдущий год, план и факт за отчетный год. Второй вид социального паспорта используется во внутризаводской системе социального планирования, управления и отличается от первого тем, что содержит только фактические значения отдельных показателей за определенный год, но в разрезе подразделений (чаще всего) или (реже) основных социальных групп коллектива. Такой социальный паспорт представляет собой многостраничную таблицу, где столбцами являются блоки показателей социального развития коллектива, а строками значения этих показателей в целом по предприятию, по отдельным цехам, производствам, службам заводоуправления (техническим, экономическим, кадровым), базовым социальным группам. В числе основных (базовых) социальных групп рекомендуется выделять: 1) рабочих, ИТР и служащих; 2) рабочих, занятых квалифицированным и высококвалифицированным трудом: а) с функциями наладки и ремонта машин и механизмов или выполняющих работу при их помощи, б) выполняющих работы вручную; занятых низкоквалифицированным и неквалифицированным трудом: а) при машинах и механизмах, б) выполняющих работу вручную. Среди ИТР и служащих выделяют: руководителей, специалистов, технический и обслуживающий персонал. Выделяют также возрастные группы, особо молодежь и лиц предпенсионного возраста; женщины, группы по признаку семейной принадлежности. П. п. с. составляется ежегодно. Накапливая годовые «срезы» социального развития коллектива, он служит основным документом системы информационного обеспечения всей работы по управлению социальным развитием коллектива предприятия. Положение о службе социального развития предприятия, организации, министерства утверждено постановлением Госкомтруда СССР, АН СССР, ВЦСПС «Об улучшении организации социологической работы в отраслях народного хозяйства» от 1.04. 86 г. Положение носит рекомендательный характер и регламентирует следующие характеристики деятельности служб социального развития: цель-разработка и реализация мероприятий, обеспечивающих всемерное использование социально-психологических факторов повышения эффективности производства, совершенствование управления социальными процессами в коллективах, развитие творческой активности работников; основные задачи изучение социологических и психологических проблем организации труда, быта и отдыха работников, разработка путей и методов их разрешения; организация работы по управлению социальным развитием коллективов; организационно-методическое обеспечение, координация разработки и реализации планов и программ социального развития; улучшение форм и методов воспитательной работы; численность-один специалист на 1-2 тыс. работающих и подчиненность непосредственно руководителю предприятия или его заместителю; функции в области планирования и управления социальным развитием трудовых коллективов, совершенствования социальной структуры и стабилизации кадров, внедрения прогрессивных форм организации труда, развития трудовой и социальной активности работников, совершенствования социально-бытовой инфраструктуры и социального обслуживания. Помимо таких общеизвестных функций, как проведение исследований, разработка предложений и рекомендаций, Положение подчеркивает необходимость учебы руководителей основам промышленной социологии и психологии, участия социологов в экспертизе проектов строительства и реконструкции объектов производственного и непроизводственного назначения с целью обеспечения учета в них социальных требований и нормативов, участия в аттестации и рационализации рабочих мест и приведении их в соответствие с социальными требованиями; права руководителя запрашивать и получать от структурных подразделений необходимую информацию и материалы; привлекать соответствующих работников для выполнения совместных работ; контролировать осуществление мероприятий, предусмотренных планами и программами социального развития; осуществлять рабочие контакты с иными организациями; представлять свое предприятие в вышестоящих организациях; ответственность руководителя за обоснованность даваемых рекомендаций, качество представляемых руководству материалов, целенаправленное использование социологической и психологической информации; эффективность разработки и внедрения мероприятий в области социального развития трудовых коллективов, использование передового опыта; соблюдение этики проведения исследований; выполнение планов работы подразделений, их основных функций. Более полно с текстом Положения можно ознакомиться по публикациям в журналах «Социалистический труд» (1986, № 7) и «Социологические исследования» (1986, № 3).
Источник: Социологический справочник