условный измеритель работы транспорта, связанной с перемещением пассажиров; произведение числа перевезенных пассажиров на расстояние их перевозки, измеряется в пассажиро - км. Проблема количественной оценки транспортной работы вызывает дискуссию как в кругу практиков, так и ученых данного вида экономической деятельности . Раскрытию ее сущности и содержания посвящены многочисленные научные труды. Исследования часто сводятся к противоборству различных научных направлений и взглядов, в результате чего идеологическая сторона часто преобладает над экономической. Ученые марксистской школы относят транспорт к сфере произ-ва, тогда как большинство зарубежных исследователей и некоторые отечественные школы считают транспорт сферой услуг.
Осн. причина данных разногласий связана с особенностью продукции транспорта: транспорт не производит вещественной продукции, но труд работников транспорта является производительным, а деятельность его вносит существенный вклад в национальный доход. Решение задачи количественной оценки продукции транспорта особенно актуально сейчас, когда экономика страны стремиться занять достойное место на мировом рынке транспортных услуг. В этих условиях необходимы методы оценки транспортной работы, позволяющие учесть различия в ее характеристиках, и отвечающие на вопрос- является ли продукция различных видов транспорта взаимозаменяемой? Возможна ли редукция различных видов транспортной продукции и на этой основе построение взаимоувязанной системы транспортных тарифов. Ответы на эти вопросы должен позволить более объективно и полно учитывать работу транспорта.
На значение П. оказывают влияние многочисленные факторы. При этом между ними существуют определенные взаимосвязи и взаимозависимости. Так, на объем и дальность перевозок по видам транспорта существенное влияние оказывает размер спроса на транспортные услуги, развитость и терр. расположение транспортной инфраструктуры, состояние конкуренции между видами транспорта и степень их взаимодействия, тарифы и качество транспортного обслуживания. В свою очередь, напр., на размеры спроса большое влияние оказывают внешние по отношению к транспорту факторы: размещение нас. и производительных сил по терр. страны, система хоз. отношений между субъектами рынка, уровня кооперации и специализации производства, междунар. разделение труда и экономические связи, климатические и географические условия, социальные условия жизни нас., его платежеспособность, демографическая ситуация, развитие туризма и т.п.
Процесс перевозки пассажира выполняется в пространственно-временной системе координат. Это требует при оценке П. учета тесной связи объема перевозок пассажиров к определенным транспортными сетями, что возможно при переходе к изучению конкретных П. Изучение действительной картины перевозок показывает, что П. имеют сложную структуру, с определенными закономерностями изменения ее компонент во времени и пространстве.
Одна из особенностей транспортной работы- невозможность ее накопления и создания запасов. При этом, в перевозках пассажиров, не являющихся строго равномерным процессом, возникают различные колебания, характеризуемые понятием неравномерности пассажирских перевозок. Сезонные колебания типичны для перевозок, совершающихся в течение года с определенной повторяемостью и продолжительностью для каждого вида перевозок. В дальнем пассажирском сообщении типичен летний «пик»- с июня по сент., превышающий по пассажиро-км среднегодовую величину на 50–80 % с макс. в авг. и зимний спад (примерно в два раза), приходящийся на февр.– март. Коэффициент сезонной неравномерности пригородных перевозок характеризуется значительной стабильностью.
Внутриструктурные колебания потока наиболее наглядны в пригородных перевозках, подчиняющихся ритму рабочего дня, имеющих четкие утренний и вечерний «пик» и превышающие втрое и более среднечасовую величину. Эти примеры говорят об одной из существенных особенностей транспортных потоков, с которой нельзя не считаться. Влияние П. на потребность в транспортных средствах, трудовых ресурсах, топливе, электроэнергии и других материально- технических ресурсах требует не только хорошо организованного учета перевозочной деятельности, но и предъявляет повышенные требования и правильности его планирования. Спрос на пассажирские перевозки определяется количеством пассажиров, желающих совершить поездку тем или иным видом транспорта в конкретные пункты назначения. Потребности людей в перемещении, как правило, труднопредсказуемы, поэтому планирование пассажирских перевозок- одна из самых сложных частей плановой работы на всех видах транспорта.
Пассажир сам выбирает для себя вид транспорта исходя из срочности поездки, удобства, стоимости и других факторов. Его «заявкой» на перевозку является билет, приобретенный, как правило, накануне или за несколько дней до поездки. Этого времени обычно недостаточно для существенного маневрирования транспортными ресурсами. Исключение составляет абонементный билет. Заблаговременно можно учесть некоторые перемещения пассажиров, связанные с поездками на работу и учебу, по экскурсионно-туристическим маршрутам, в дома отдыха и санатории, на пригородные садово-огородные участки и дачи, на новостройки, в командировки, на каникулы и т, п. Однако, большинство поездок нас. связано со множеством разнообразных и трудно учитываемых факторов. Поэтому, определять точные размеры, предстоящего спроса на пассажирские перевозки «прямым счетом» весьма сложно. Вместе с тем, учитывая социальную значимость пассажирских перевозок, очень важно заранее знать их объемы, направления и структуру, с тем чтобы подготовить необходимые парки подвижного состава, определить пропускные возможности, составить графики и расписания движения транспорта, предусмотреть необходимый комплекс транспортных услуг.
В связи с возрастающей конкуренцией между видами транспорта и развитием рыночных отношений для формирования спроса на пассажирские перевозки необходимо использование маркетинговых принципов в работе транспортных пр-тий по пассажирскому сервису. К ним относятся: комплексное изучение запросов и нужд потребителей транспортных услуг не только по объемам, но и по качеству транспортного обслуживания; гибкая ценовая политика по пассажирским перевозкам; развитие рекламной деятельности и стимулирование потребителей транспортных услуг, особенно в периоды спада пассажирских перевозок; разработка и реализация мероприятий по повышению качества обслуживания пассажиров, внедрению новых видов услуг и развитию взаимодействия между другими видами транспорта; улучшение планирования и организации работы пассажирского транспорта и быстрое реагирование на динамику спроса по пассажирскому сервису.
Планирование пассажирских перевозок в системе маркетинга требует регулярного (а не эпизодического) обследования потребителей транспортных услуг с помощью анкетных и социологических опросов, личных и телефонных интервью, групповых обследований на пр-тиях и в организациях, в поездах и на самолетах и т. п. Для исследования пассажиропотоков часто используют специальные талоны или карточки, выдаваемые пассажирам в начале, пути, которые они возвращают по окончании маршрута своего следования. Большое значение имеют тщательный анализ качества обслуживания пассажиров и реализация конкретных предложений по его улучшению, напр.: разработка более удобных для пассажиров расписаний движения автобусов, электропоездов, поездов дальнего следования и самолетов, их согласование между собой, повышение комфортности, безопасности и скорости перевозок, улучшение обслуживания на вокзалах и т. п.
На рост П. оказывают большое влияние такие факторы, как увеличение численности и миграции нас.; рост материального благосостояния и культурного уровня нас.; развитие курортной сферы и туризма; создание городов-спутников, новых жилых массивов, пригородных коттеджных поселков, дачное стр-во; развитие транспортной инфраструктуры; изменение уровня тарифов и введение дополнительных льгот и услуг пассажирам. При планировании П. необходимо учитывать факторы, снижающие подвижность нас. на транспорте общего пользования: приближение места жительства граждан к месту их работы; повсеместное улучшение организации торг. и обслуживания нас.; оптимальное размещение произ-ва и мест отдыха, рост числа личных автомобилей и др.