способность и стремление этнического сообщества к изменению окружения; уровень активности этнического сообщества. Внутренняя энергетика этноса, движущая сила культурного, политического и геополитического созидания.
Пассионарность
Пассионарность
Источник: Социологический глоссарий к книге Народы мира в зеркале геополитики
Пассионарность
Непреодолимое внутреннее стремление организма к деятельности, характерное для отдельной особи или ее популяции и направленное на осуществление какой-либо цели, которая для этой особи может представляться даже ценнее ее собственной жизни
Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.
пассионарность
passionarity лат. passio ‘претерпевание, страсть’ — термин российского историка, поэта и переводчика л.н. Гумилева (1989). - Биохимическая энергия живого вещества биосферы, определяющая способность этнических коллективов проявлять активность; повышенная тяга к действию.
Пассионарность
(от лат. passio – страсть). Пасіонарність. Passionate aspiration. Согласно Л. Гумилеву – стремление к практическому осуществлению идеалов и социальных проектов. Масса людей, наделенных П., определяет характер социальных изменений. Смена П. приводит общество к переходу в иное состояние. Отсутствие пассионариев приводит общество к его гибели.
ПАССИОНАРНОСТЬ
термин, введенный в этнологию Л. Н. Гумилевым, означающий биохимическую энергию живого вещества биосферы, определяющую способность этнических коллективов совершать работу, «наблюдаемую историками как их активность (миграционная, природно-преобразовательная, военная, экономическая и т. д.). Эта активность определяется количеством энергии в системе (пассионарным напряжением) — т.е. количеством пассионариев различных уровней». Следовательно, П., согласно Л. Н. Гумилеву, имеет энергетическую природу: способность индивида совершить целенаправленную работу по изменению окружения (что требует длительного эмоционального, волевого, интеллектуального и зачастую физического напряжения) объясняется повышенным количеством энергии, которую данная особь захватывает (адсорбирует) из окружающей среды. В человеческих коллективах (этносах) избыток энергии порождает всплески целенаправленной активности, описанные на историческом материале как пассионарные толчки, приводящие к возникновению новых этнических систем в затронутых ими регионах. Однако следует отметить, что эти выводы Гумилева встретили возражение части ученых, обвинявших его в биологизаторстве. Концепция П. в целом до сих пор является предметом научных дискуссий.
П. рассматривается также как характеристика поведения и психики, т.е. активность, проявляющаяся в стремлении индивида к цели (часто — иллюзорной) и в способности к сверхнапряжениям и жертвенности ради достижения этой цели. Пользуясь историко-биографическим методом, Л. Н. Гумилев описал пассионарность как устойчивый, инвариантный для разных эпох и этносов комплекс поведенческих и психических черт. Если не брать случаи болезни и патологии, то можно отметить, что приведенные черты пассионариев встречаются в целостной взаимосвязи; так, жертвенность всегда связана со способностью индивида к сверхнапряжениям, а способность к влиянию на окружающих — с общей поведенческой активностью.
П. рассматривается также как характеристика поведения и психики, т.е. активность, проявляющаяся в стремлении индивида к цели (часто — иллюзорной) и в способности к сверхнапряжениям и жертвенности ради достижения этой цели. Пользуясь историко-биографическим методом, Л. Н. Гумилев описал пассионарность как устойчивый, инвариантный для разных эпох и этносов комплекс поведенческих и психических черт. Если не брать случаи болезни и патологии, то можно отметить, что приведенные черты пассионариев встречаются в целостной взаимосвязи; так, жертвенность всегда связана со способностью индивида к сверхнапряжениям, а способность к влиянию на окружающих — с общей поведенческой активностью.
Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.