ПАТОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПАТОЛОГИЯ
понятие о дисфункции организации, устойчивом нарушении оптимального функционирования организации (3). О.п. прояви, в многочисленных отклонениях, возникающих в структуре процесса управления, поведении членов организации, их взаимоотношениях и т.д. О.п. характеризуют следующие признаки: 1) противоречие между структурой и функциями, когда организационная структура, спроектированная под определенные цели, в реальном существовании стремится осуществить собственные цели, часто в ущерб тем, для реализации к-рых была создана; 2) противоречие между частями и целым: во-первых, по поводу удовлетворения индивидуальных и групповых потребностей и интересов, с к-рыми целое не всегда считается, и, во-вторых, по поводу увеличения масштаба автономии специализированных индивидов и групп внутри организации в рез-те функционального разделения труда; 3) противоречие между стабильностью, к к-рой стремиться О., и постоянными изменениями, к-рые она должна производить, чтобы адаптироваться к меняющейся соц. среде. Виды О.п. чаще всего определяют согласно тем сферам жизнедеятельности организации или той ее части, к-рая более всего затронута негативными последствиями. Выделяют патологии: системные, персонала, руководства, организационных отношений, патологию управленческих решений, патологические формы организационной культуры и т.д. (2) Необходимо учитывать тот факт, что О.п. явл. нормальным процессом жизнедеятельности организации.
Лит: 1) Комаров С.В., Кордон С.И. Организационная патология с точки зрения социолога, менеджера и консультанта по управлению/ / Социологические исследования. 2000. № 1; 2) Кордон С.И. Организационная патология. Пермь. 1997; 3) Пригожий А.И. Современная социология организаций. М., 1995; 4) Пригожий А.И. Патология организационная // Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г.В. Осипова. — М., 1998; 5) Удальцова М.В. Социология управления. М., 1998.

Источник: Социология. Краткий тематический словарь. Феникс. 2001

ПАТОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ
понятие, часто употребляемое в нормативистских концепциях обшей теории и социологии организаций (см. Нормативистские подходы в теории организации). а также в практике управленческого консультирования.
П.О. рассматривается как фактор (совокупность факторов), вызывающий в организационной системе значительное отклонение от нормы с негативными последствиями для се выживания, функционирования или развития (см.: Выживание организации; Социальные функции организации; Организационное развитие). Отклонения от нормы определяются на основе соотнесения реальности либо с исходными концептуальными моделями, содержащими требования, принципы, императивы, подлежащие выполнению, либо с принятыми в культуре ценностными представлениями, идеалами (А. И. Пригожин) (см.: Модели организации; Организационная культура). Отклонениями могут быть сбои, возникающие при функционировании или развитии организации или ее подсистем, а также в сфере выживания и целедостижения и др. (см. Внешняя среда организации).
Вместе с тем П.О. побуждает управленца (консультанта) к вмешательству в целях устранения причины (фактора), вызвавшей отклонение от нормы. Устранение П.О. обычно связывается с рациональной логикой планирования, проектирования изменений и переконструирования системы (см.: Естественная модель в теории организации; Инновационные концепции развития организации).
В некоторых нормативистских концепциях развития организации понятия «патология» и «дисфункция» рассматриваются как синонимы (А. И. Пригожин): П.О. и дисфункция есть определенное отклонение. В то же время в организационной теории понятие дисфункции приобрело специфический смысл и выражает отклонение от нормы как нежелательный, но неизбежный побочный эффект действий, дающих в целом для организационной системы позитивный результат (см. Дисфункция в организации). Эффект отклонения можно смягчить, но нельзя устранить.
Правомерность рассмотрения любого значительного отклонения от нормы как П.О. неоднократно ставилась под сомнение. Понятие П.О. подвергалось критике противниками нормативистских и волюнтаристских концепций, которые считали, что, во-первых, оно базируется на некой универсальной, заданной вне времени и ситуации норме (см.: Ситуационный подход; Эмпирическая школа), во-вторых, весьма относительно то, что сегодня воспринимается как П.О. , может дать образцы новых отношений, позволяющих перейти на новый этап развития (М. Крозье) (см.: Образцы взаимодействия и деятельности; Конфликтно-игровая модель организации). Критика также была направлена против игнорирования множественности и неоднозначности последствий любого действия для социальной системы и ее подсистем (Р. Мертон). В этом смысле целесообразно противопоставление понятий П.О. и дисфункции.

Источник: Социальная теория организации. Словарь. Инфра-М. 2000

ПАТОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ
устойчивое нарушение оптимального функционирования организаций, дисфункция организаций. Проявляется в отклонении от целей, стагнации, отклоняющемся служебном поведении членов и т. п. Формой П.о. является господство структуры над функцией, когда организационные системы, будучи созданы для выполнения нек-рой функции, стремятся к самодовлеющему поведению, превращая цель в средства, а средства - в цель. В нормативном соотношении функция первична и оргструктура должна подстраиваться под нее, видоизменяясь по мере эволюции функции. Отклонения от этой нормы возникают тогда, когда какой-то орган управления формирует собственные цели так, что подчиняет им работу управляемых объектов, или же вырабатывает псевдофункцию, имитируя увеличение объема полезной деятельности и укрепляя тем самым свою значимость. Эта форма П.о. проявляется, напр., в гипертрофии контроля, если орган управления устанавливает управляемому объекту не только конечную цель, но и детально регламентирует пути ее достижения; в "информационной алчности" органов управления, наращивающих объемы отчетности "снизу"; в преобладании воздействий типа заданий в сравнении со стимулами; в дублировании управленч. процедур на различн. уровнях организационной системы и т. д. Запаздывание развития оргструктур по отношению к функциям, их склонность к самовозрастанию - все это может вызвать противоречие между структурой и функцией; для предупреждения его необходимо проектировать организационные структуры как гибкие, способные к саморазвитию, к оперативной перестройке. Источником П.о. являются также непредвиденные последствия формализации правил служебного поведения в организациях. В западной социологии организаций рассматриваются различн. модели П.о. Так, контроль над организацией со стороны руководства требует надежности, прочности, постоянства поведения внутри организации. Поэтому с целью большей охватываемости и предсказуемости поведение регулируется системой правил, соблюдение к-рых связано с эффективностью работы. Усиление роли формальных правил вызывает сокращение объема персонализированных отношений в организации, к-рые подменяются отношениями "через правила". Как следствие возникает повышенная интернализация этих формальных правил членами организации. И тогда правила, предназначенные лишь для достижения определенных целей, приобретают позитивную ценность сами по себе, безотносительно к этим целям. Средства сами становятся целью (Р. Мертон). Вместе с тем применение таких правил устанавливает своего рода равенство всех членов организации по отношению к функциональным требованиям, придает больше законности, объективности роли руководства и контроля. Это приводит к снижению межличностного напряжения в группе и достижению в ней определенного равновесия, основанного на нейтральности формальных правил. Однако применение этих правил вызывает нек-рые последствия соответствующие намерениям руководства. Определяя рамки желательного поведения, они одновременно дают представление знание лишь о минимуме приемлемого в должностном поведении, т. е. возможность исполнения на уровне. В соединении с низким уровнем усвоения организационных целей это увеличивает расхождение между намеченными целями организации и достигнутыми рез-тами. Т обр. внутренне стабилизирующий эффект, достигаем на уровне организационного подразделения с помощью системы формальных правил, сопровождается нарушением баланса в более широких организационных масштабах. Достижение равновесия группы вызывает в этом случае нарушение его в организации в целом. Естественно, что исполнение членами организации своих функций на низшем уровне воспринимается руководством как провал или угроза провала. Как правило, в ответ на это руководство принимает меры к усилению, детализации контроля над исполнением, делает его более тщательным и жестким. А это уже означает противоречие первоначальному принципу опоры на систему формальных, безличных правил как на основной регулятор, что приводит вновь к усилению отношений власти, межличностного напряжениям т. д. Т. обр. равновесие, основанное на системе этих правил, нарушается и внутри подразделения, группы, что еще больше повышает дисфункцию организации в целом (А. Гоулднер). С целью повышения управляемости организации руководство делает упор на "делегирование авторитета", т. е. наделение большими полномочиями подчиненных. Предполагается, что этот процесс не только явится средством контроля, но и будет содействовать специализации, повышать компетенцию различн. отделов, что облегчает достижение общей цели. Однако делегирование авторитета усиливает бифуркацию (т. е. разделение) целей между различн. подразделениями организации. Это связано с тем, что общая цель организации неизбежно разветвляется на ряд подцелей, переданных различн. частям организации. Причем эта дифференциация не останавливается на уровне подразделения, пронизывает собой всю организацию. Такая бифуркация ведет к увеличению конфликтов между организационными подразделениями, следствие, содержание организационных решений все больше зависит от внутренней стратегии, особенно если у членов организации незначительно усвоение организационных целей. Развитие такой "подразделенческой психологии" поощряет стремление подразделений к осуществлению своих целей посредством преобладающего включения последних в политику организации в целом. Отсюда отклонение организации от поставленных вначале целей. Т. обр. делегирование имеет как функциональные, так и дисфункциональные последствия (Ф. Селзник). Патологич. явления в организации возникают также вследствие нарушений равновесия в целевой структуре организаций (см. Цели организаций). Разрабатываются методы предупреждения и преклонения различн. проявлений П.о., прежде всего в рамках консультирования управленческого (см.). К разновидностям П.о. относятся соц. дезорганизация, бюрократизм (см.), образование клики. Соц. дезорганизация - форма соц. патологии, проявляющаяся в нарушении соц., организационного порядка: конфликт, разрыв связей, несоблюдение норм, недостижение целей и т. д. Причины соц. дезорганизации кроются как в ошибках управления (несогласованность действий, неадекватность методов и пр.), так и в воздействиях внешних факторов (срывы поставок, аварии и т. д.). Важным средством предупреждения соц. дезорганизации является построение гибких организационных структур, способных своевременно реагировать на изменение внешних и внутренних условий, быстро осуществлять назревшие нововведения и т. д. Клика в организации - разновидность неформальной группы, интерес и основные цели к-рой непосредственно или в конечном счете противостоят интересам и целям более широкой соц. среды. Для клики характерно преобладание развитого корпоративного интереса над всеми др. элементами внутригруппового единства, стремление избежать публичной видимости и внешнего контроля, сравнительно замкнутое и стабильное членство и др. Функционирование клики в рамках соц. организации обычно связано с эксплуатацией ею организационного механизма, для чего, в частности, используются случайные или намеренные "пустоты", "двузначности", противоречия в формальной организации. А.И. Пригожин.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 11

Читать PDF
119.85 кб

Научные и организационные приоритеты инфекционной патологии у детей

Учайкин В.Ф.
Читать PDF
727.28 кб

Научные и организационные приоритеты инфекционной патологии у детей

Учайкин В.Ф.
Читать PDF
221.75 кб

Сочетанная патология молочной железы и гениталий: вариант организационного решения

Сидоренко Ю. С., Касьяненко В. Н., Левченко Н. Е., Шатова Ю. С.
Читать PDF
828.26 кб

Организационные патологии и пределы идентичности школы как культурно-исторической формы

Воропаев Михаил Владимирович
в статье рассматриваются проблемы пределов и границ изменений сущности и формы школы как элемента социального института в условиях реформы образования.
Читать PDF
156.53 кб

Организационные аспекты системы скрининговых мероприятий онкологической патологии у мужчин

Гурина Л.И., Юдин С.В., Мелякова А.А.
24060 dispensary oncologic patients have been reg-istered on books in Primorsky Region. In 2003 6268 patients suf-fering from malignant tumors were registered for the first time.
Читать PDF
7.73 мб

Влияние организационных патологий на проявление лояльности персонала (на примере службы ЗАГСа)

Семенова-Полях Галина Геннадьевна, Кабирова Альбина Александровна
В статье эмпирически обоснована зависимость лояльности персонала от организационных патологий (на примере службы ЗАГСа).
Читать PDF
264.82 кб

Медико-организационные подходы оказания медицинской помощи пациентам с урологической патологией

Трифонова Наталья Юрьевна, Королёв Сергей Вячеславович
Актуальность исследования: сложившаяся неблагоприятная ситуация по распространению урологической патологии среди населения страны заставляет искать методы повышения эффективности лечения больных, а доступность и выбор наиболее рац
Читать PDF
1.70 мб

Медико-организационные подходы оказания медицинской помощи пациентам с урологической патологией

Султанбеков К.А.
Читать PDF
76.76 кб

Организационно-гигиенические аспекты экологически обусловленной детской ортопедической патологии

Кувина В. Н., Шалина Т. И., Кувин С. С.
Данные гигиенических исследований воздуха и почвы на протяжении 20-летних наблюдений подтвердили корреляционную зависимость с общей заболеваемостью и группой заболеваний костно-мышечной системы у детей городов с техногенным загряз
Читать PDF
411.93 кб

Организационные аспекты профилактики и ранней диагностики онкоурологической патологии на регионально

Алексеева Г.Н., Кику П.Ф., Юдин С.В., Морева В.Г., Юдин С.С.
Рассматривается проблема онкоурологической заболеваемости в Приморском крае, которая характеризуется ростом заболеваемости раком почки у обоих полов, существенным преобладанием заболеваемости у мужчин, высокими уровнями смертности
Читать PDF
800.81 кб

Организационные патологии в современной образовательной среде (на примере государственного аграрного

Бочарова А.А., Санникова Н.В.
Результативность хозяйственной деятельности организации, отрасли и страны зависит от качественной составляющей управления персоналом и роль его становится стратегически значимой для современного этапа в развитии России.

Похожие термины:

  • ПАТОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ (ПО)

    (от гр. patos – болезнь и logos – слово; патология – отклонение от нормы, уродство – устойчивое нарушение оптимального функционирования организма организации, её дисфункция, негативный фактор, снижаю