ПАТРИАРХАТ
Патриархат
Господство мужчины в обществе.
Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.
ПАТРИАРХАТ
семейная система, в которой власть принадлежит мужу и отцу.
Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.
Патриархат
форма социальной организации, при которой мужчины господствуют над женщинами.
Источник: Словарь справочник по социальной работе
Патриархат (patriarchy)
Господство мужчин над женщинами. Все известные общества являются патриархальными, хотя степень патриархальности и природа власти мужчин над женщинами различаются. В современном мире одной из главных задач женского движения должна быть борьба против существующих патриархальных институтов.
Источник: Социология. Глоссарий: основные понятия и важнейшие термины
Патриархат
(от лат. pater – отец и греч. arche – власть). Патріархат. Patriarchy. 1. Характеристика социального уклада, основанного на семейных отношениях с мужчиной во главе. 2. Системный уклад, обеспечивающий социальное, культурное и экономическое господство мужчин над женщинами и более молодыми мужчинами.
ПАТРИАРХАТ
англ. patriarchal; нем. Patriarchat. 1. Форма соц. организации, при к-рой мужчина играет доминирующую роль в семейной, хозяйственной, обществ, жизни. 2. В эволюционизме - период родового строя, следующий после матриархата, совпадающий во времени с медным, бронзовым и ранним периодом железного века; характеризуется патрилинейным родом, властью мужчины, возглавляющего род, развитием скотоводства, плужного земледелия, металлообработки и т. д.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Патриархат
patriarchy), период первобытнообщинного строя, характеризующийся, в противоположность матриархату, преобладающей ролью мужчин в х-ве, об-ве и семье. Концепция П. лежит в основе наиб, общей и даже универсальной, по мнению апологетов, модели обществ, устр-ва. П. у них оправдан уже различием в репродуктивной функции мужчин и женщин. С этим категорически не согласны феминистки, напр. Кейт Миллет (Пол в политике, 1969), к-рая рассматривала полит, власть мужчин через призму отношений между полами, считая половой акт основой П. Род, семья и процессы социализации также могут рассматриваться с т.зр. П.: традиц. представление о семье, состоящей из кормильца-отца (патриарха) и хозяйки-матери, когда каждый из них выполняет соответствующие функции, является весьма сильным срвом закрепления у детей стереотипов пола. Феминистки утверждают, что такие явления, как порнография, изнасилование и др. виды господства над слабым полом, непосредственно связаны с концепцией П.
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
ПАТРИАРХАТ
patriarchy) - 1. Форма социальной организации, в которой мужчина (патриарх) выступает главой семьи/семейного хозяйства, держа под своей властью женщин и детей (например, в римском обществе). 2. Система, посредством которой мужчины добиваются и поддерживают социальное, культурное и экономическое господство над женщинами и более молодыми мужчинами. Термин может относиться к модели организации в семье, семейном хозяйстве и т.д. или в рамках всего общества. Хотя исторически социологи использовали термин главным образом описательно, современное его употребление в феминистском направлении в основном подчеркивает отрицательные черты. Интерес ученых вызвали происхождение и последствия патриархата. Хотя причиной явления иногда считают биологические различия между мужчинами и женщинами (например, в физической силе), культурные и социальные его источники и разновидности по форме и значению играют не менее важную роль. В русле феминистской теории применение термина привело к политизации обсуждения гендерных отношений, позволяя понять их как основанные на неравенстве власти.
Источник: Большой толковый социологический словарь
ПАТРИАРХАТ
PATRIARCHY) Господство мужчин над женщинами, наблюдающееся в ряде совершенно различных обществ. Данный термин используется также для обозначения типа организации домохозяйства, при котором старший мужчина господствует над всем домохозяйством, включая более молодых мужчин. Несмотря на то, что мужское господство часто объясняется с точки зрения биологии (обычно посредством ссылки на необходимые функции воспроизводства, выполняемые женщинами), большинство социологов утверждает, что патриархат относится к социальным, а не природным отношениям. Социологическое объяснение патриархата вызывает оживленные споры. Утверждается, например, что причинными факторами патриархата являются принудительная гетеросексуальность, мужское насилие, способ организации труда мужчин и социализация в рамках гендерных ролей. Существует три современные концепции патриархата, предложенные феминистскими социологами. (1) Согласно первой, патриархат функционирует в качестве идеологии. Этот взгляд основывается на работе французского психоаналитика и структуралиста Жака Лакана (Lacan, 1966), который утверждает, что над культурой общества довлеет символ фаллоса. (2) Вторая феминистская концепция заключается в том, что патриархат основывается по существу на домохозяйстве, в рамках которого мужчины господствуют над женщинами в экономическом, сексуальном и культурном отношениях. Женщины, в частности, обменивают предоставляемые ими неоплачиваемые домашние услуги на свое содержание. С этой точки зрения, брачный контракт является трудовым контрактом, посредством которого муж контролирует труд своей жены. (3) Феминисты-марксисты утверждают, что господство мужчин над женщинами тесно связано с капитализмом, поскольку патриархат и капитализм взаимно поддерживают друг друга. Домашний труд женщин в рамках домохозяйства поддерживает существование мужчин, в противном случае эти расходы легли бы на капитал. Утверждается также, что сегрегация женщин вне дома, когда они ограничиваются рамками определенных профессий, дает работодателям возможность удерживать их зарплату на низком уровне. См. также: Гендер; Женщины и работа; Матриархат; Половые роли; Разделение труда; Способ производства; Стереотипы; Феминизм. Лит.: Evans (1982)
Источник: Социологический словарь
Патриархат
в узком смысле – отцовское право, управление, осуществляемое отцом семейства; в широком смысле – доминирующее положение мужчин в семье и в обществе.
Термин «П.» предложен во 2-й пол. 19 в. сторонниками т.н. патриархальной теории, которые утверждали, что в истории человечества никогда не было эпохи преобладания женщин в семье и обществе, а также не было эпохи универсального распространения матрилинейных родственных институтов (см. матрилинейность) и матрилокальности, и, что изначально существовал П. в виде доминирования мужчин и патрилокальности, сопряжённый также с патрилинейностью родственных институтов (см. патрилинейность).
В отечественной науке понятие «П.» долгое время связывалось с периодом разложения первобытнообщинного строя и процессами классообразования. Считалось, что П. формировался на основе подъёма хозяйственной деятельности: развития скотоводства, плужного земледелия, металлообработки, отделения скотоводства от земледелия, когда значительный рост производительности труда вёл к обособлению отдельных семей, а усиление значения мужского труда – к монополизации мужчинами зарождающейся частной собственности. Полагали также, что большую роль в становлении П. сыграло развитие престижной экономики, увеличившей социальную роль и вес мужчин и усилившей экономическую потребность перехода от матрилинейности к патрилинейности. В силу этого, общества, переживавшие подобные процессы, нередко именовали «патриархальными», а П. считали наиболее распространённой формой разложения первобытнообщинного строя, и поэтому данный термин иногда использовали для обозначения самой этой эпохи. Принято было говорить о «патриархальном» укладе, «патриархальном рабстве» и т.п. Таким образом, П. рассматривался в качестве стадиального явления, для которого характерны непререкаемая власть отца – главы семейства, монополизация мужчинами (преимущественно главами больших и малых семей) формирующейся частной собственности, а также всех властных функций в общественной жизни, господство патрилинейных родственных структур (часто именуемых поздним отцовским родом, патронимиями), проявление неравноправия женщин – полигиния, брачный выкуп, умыкание и др. Однако постепенно было установлено, что далеко не все общества, развившие достаточно высокую степень социальной и имущественной стратификации, имели подобные формы социальных и семейных отношений. Наоборот, для многих из них были характерны достаточно независимое положение женщин и матрилинейные системы счёта родства. Выяснилось, что проявляющееся в весьма жёстких формах доминирование мужчин в семье и обществе, сопряжённое с патрилинейным счётом родства, могло существовать уже на достаточно ранних стадиях общественного развития. Этнографически оно зафиксировано у неспециализированных охотников и собирателей (например, у аборигенов Австралии). Таким образом, П. скорее можно рассматривать не как универсальную стадию эволюции семейных и социальных институтов, а как социально-бытовой уклад, характеризующийся доминированием мужчин, который представлен в самых различных социально-экономических системах, но получил особенно значительное развитие в ряде предклассовых и раннеклассовых доиндустриальных обществах Европы и Азии.
Термин «П.» предложен во 2-й пол. 19 в. сторонниками т.н. патриархальной теории, которые утверждали, что в истории человечества никогда не было эпохи преобладания женщин в семье и обществе, а также не было эпохи универсального распространения матрилинейных родственных институтов (см. матрилинейность) и матрилокальности, и, что изначально существовал П. в виде доминирования мужчин и патрилокальности, сопряжённый также с патрилинейностью родственных институтов (см. патрилинейность).
В отечественной науке понятие «П.» долгое время связывалось с периодом разложения первобытнообщинного строя и процессами классообразования. Считалось, что П. формировался на основе подъёма хозяйственной деятельности: развития скотоводства, плужного земледелия, металлообработки, отделения скотоводства от земледелия, когда значительный рост производительности труда вёл к обособлению отдельных семей, а усиление значения мужского труда – к монополизации мужчинами зарождающейся частной собственности. Полагали также, что большую роль в становлении П. сыграло развитие престижной экономики, увеличившей социальную роль и вес мужчин и усилившей экономическую потребность перехода от матрилинейности к патрилинейности. В силу этого, общества, переживавшие подобные процессы, нередко именовали «патриархальными», а П. считали наиболее распространённой формой разложения первобытнообщинного строя, и поэтому данный термин иногда использовали для обозначения самой этой эпохи. Принято было говорить о «патриархальном» укладе, «патриархальном рабстве» и т.п. Таким образом, П. рассматривался в качестве стадиального явления, для которого характерны непререкаемая власть отца – главы семейства, монополизация мужчинами (преимущественно главами больших и малых семей) формирующейся частной собственности, а также всех властных функций в общественной жизни, господство патрилинейных родственных структур (часто именуемых поздним отцовским родом, патронимиями), проявление неравноправия женщин – полигиния, брачный выкуп, умыкание и др. Однако постепенно было установлено, что далеко не все общества, развившие достаточно высокую степень социальной и имущественной стратификации, имели подобные формы социальных и семейных отношений. Наоборот, для многих из них были характерны достаточно независимое положение женщин и матрилинейные системы счёта родства. Выяснилось, что проявляющееся в весьма жёстких формах доминирование мужчин в семье и обществе, сопряжённое с патрилинейным счётом родства, могло существовать уже на достаточно ранних стадиях общественного развития. Этнографически оно зафиксировано у неспециализированных охотников и собирателей (например, у аборигенов Австралии). Таким образом, П. скорее можно рассматривать не как универсальную стадию эволюции семейных и социальных институтов, а как социально-бытовой уклад, характеризующийся доминированием мужчин, который представлен в самых различных социально-экономических системах, но получил особенно значительное развитие в ряде предклассовых и раннеклассовых доиндустриальных обществах Европы и Азии.
Источник: Этнология. Словарь. Основные понятия
ПАТРИАРХАТ
– в теоретических моделях феминизма – особая система контроля над производительными и репродуктивными способностями женщин (а также детей). Понятие патриархата анализируется посредством выявления исторических, социально-экономических и социокультурных форм и типов мужского доминирования, подчиненности (субординации) женщин, гендерного распределения власти и гендерно обусловленного насилия. С точки зрения права патриархат интерпретируется как гендерная дискриминация.
К. Миллетт определяет патриархат как "отношения, созданные властью", в которых одна группа людей (женщины) управляется и контролируется другой (мужчинами). Согласно К. Миллетт, существует три института патриархата: семья, общество и государство. "Будучи орудием общества, семья не только побуждает своих членов к приспособлению и подчинению, но действует в качестве подразделения правительства патриархатного государства, которое управляет своими гражданами через глав семей" (Millett K, 1985).
В рамках феминизма существуют различные теоретические модели патриархата. Полемика ведется относительно исходной методологической позиции: является ли патриахат самостоятельной (транс-исторической) формой господства мужчин над женщинами, или же выступает как часть более общей системы социального и экономического контроля, складывающейся на основе классовых, этнических, социокультурных отношений в рамках определенной общественно-экономической формации (феодализма, капитализма). Фактически спор идет о том, является ли патриархат "системой", или частью "системы". Эта дискуссия описывается в литературе как полемика между сторонниками истолкования патриархата как "единой" или как "двойственной" системы. В первом случае патриархат как форма контроля рассматривается самостоятельно; во втором – в связи с другими формами социального и экономического контроля.
Сторонники понимания патриархата как "единой системы" (марксистский феминизм, радикальный феминизм) подвергаются критике за неспособность адекватно объяснить, почему капитализм и другие классовые общества принимают форму патриархата. В свою очередь, защитников интерпретации патриархата как "двойственной системы" упрекают за то, что они игнорируют собственную внутреннюю логику и закономерности развития патриархата, а также не сумели объяснить взаимодействие патриархата с другими формами социального и экономического контроля.
Отдельно следует выделить позицию неомарксистских феминистов. Так, Нэнси Фолбр (Nancy P. Folbre) считает, что патриархат следует рассматривать не как систему контроля, а как способ производства отношений подчинения и доминирования. В рамках такого подхода "патриархатный капитализм" выступает как целостная формация, которая включает в себя два взаимодействующих, но существующих в отдельности друг от друга способа производства" (Folbre, 1996). На близких методологических позициях в понимании патриархата находятся также последователи постмодернистского феминизма (Ю. Кристева, Л. Иригарэ и др.), которые определяют патриархат как процесс смыслового конструирования отношений власти, в ходе которого "мужские дискурсы" становятся господствующими, а "женские" – маргинализируются.
Различия в понимании патриархата обнаруживают в себя в теоретических моделях гендерной социологии, экономики, психологии, культурологии и т.д., а также в концептуальных разработках интеграции комплексного гендерного подхода в политику и практику.