ПАТТЕРН
паттерн
pattern англ. ‘образец, пример, принцип’. - Модель поведения человека; набор стереотипных поведенческих реакций или последовательностей действий. См. культурный образец.
ПАТТЕРН
в современной методологии социогуманитарного знания – термин, близкий по содержательным и смысловым характеристикам к понятию «концепция» и трактуемый как близкий по смыслу к таким понятиям, как «прозрение», «базовая интуиция», «умозрительное видение».
Источник: Связи с общественностью в социально-культурной деятельности. Словарь-справочник. 2013 г.
Паттерн
1. Совокупность постоянно повторяющихся при определенных условиях реакции человека в примерно постоянной и предсказуемой последовательности; в своей основе содержит условнорефлекторный механизм бессознательного реагирования на стимул. В более общем смысле можно говорить как о синониме привычки.
2. Последовательность определенных форм колебаний биопотенциалов, повторяющихся в одном или нескольких отведениях при одинаковых состояниях и условиях (мед.)
2. Последовательность определенных форм колебаний биопотенциалов, повторяющихся в одном или нескольких отведениях при одинаковых состояниях и условиях (мед.)
Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.
ПАТТЕРН
англ. pattern от лат. patronus - модель, образец для подражания, шаблон, стиль, узор, выкройка) - в современной методологии социогуманитарного знания - термин, близкий по содержательным и смысловым характеристикам к понятию "концепция" и трактуемый как коннотативный к таким концептам , как "прозрение", "базовая интуиция", "умозрительное видение".
Традиция употребления вместо термина "теория" слова "П." сложилась под влиянием постструктуралистских и постмодернистских дискурсов . Правомерно полагать, что это обстоятельство подчеркивает два аспекта: 1) "моментальность" "схватывания" и 2) его "целостность". В этом отношении понятие "П." восходит еще к методологическим анализам Р.Дж. Коллингвуда (развитым затем с иных оснований в постпозитивизме), обосновывавшего невозможность полностью рационалистически простроенного перехода от одних "абсолютных предпосылок" (видений) к другим, что требовало бы введения представления о "суперабсолютной предпосылке".
В подобном ключе применительно к П. говорят о том, что: 1) П. можно конструктивно критиковать только из другого П., в чем большое значение имеет борьба научных сообществ за доминирование; 2) П. не столько обосновывают, сколько "накладывают" на "материал", на "предметное поле"; 3) П. скорее даже не "выбирают" по каким-либо рационализируемым основаниям, а "предпочитают"; 4) П. "провоцирует" замену дискурса "истины" на дискурс "аутентичности", легитимируя себя через ритуализацию и канонизацию базовых исходных культурных ценностей, а тем самым "выводя себя" за сферу действия принципа фальсификации (в силу "несоизмеримости" П.).
П., "гнездясь в сознании", в культуре, обеспечивают устойчивость, повторяемость, фиксируемость "естественной конфигурации" (проступающей за слоем феноменального) и "семантизации" (различения смысловых единиц), обеспечивающих видение мира. Тем самым в постмодернистской перспективе снимаются перегородки между различными дисциплинарно-концептуальными дискурсами, более того, между практиками (дисциплинами) тела и знания.
В.Л. Абушенко
Традиция употребления вместо термина "теория" слова "П." сложилась под влиянием постструктуралистских и постмодернистских дискурсов . Правомерно полагать, что это обстоятельство подчеркивает два аспекта: 1) "моментальность" "схватывания" и 2) его "целостность". В этом отношении понятие "П." восходит еще к методологическим анализам Р.Дж. Коллингвуда (развитым затем с иных оснований в постпозитивизме), обосновывавшего невозможность полностью рационалистически простроенного перехода от одних "абсолютных предпосылок" (видений) к другим, что требовало бы введения представления о "суперабсолютной предпосылке".
В подобном ключе применительно к П. говорят о том, что: 1) П. можно конструктивно критиковать только из другого П., в чем большое значение имеет борьба научных сообществ за доминирование; 2) П. не столько обосновывают, сколько "накладывают" на "материал", на "предметное поле"; 3) П. скорее даже не "выбирают" по каким-либо рационализируемым основаниям, а "предпочитают"; 4) П. "провоцирует" замену дискурса "истины" на дискурс "аутентичности", легитимируя себя через ритуализацию и канонизацию базовых исходных культурных ценностей, а тем самым "выводя себя" за сферу действия принципа фальсификации (в силу "несоизмеримости" П.).
П., "гнездясь в сознании", в культуре, обеспечивают устойчивость, повторяемость, фиксируемость "естественной конфигурации" (проступающей за слоем феноменального) и "семантизации" (различения смысловых единиц), обеспечивающих видение мира. Тем самым в постмодернистской перспективе снимаются перегородки между различными дисциплинарно-концептуальными дискурсами, более того, между практиками (дисциплинами) тела и знания.
В.Л. Абушенко
Источник: Социология: энциклопедия