временная уступка педагога, который как бы не замечает нарушений социальных норм или допускает их частично, однако подготавливает условия, чтобы в будущем такие нарушения не допускались, что отличает педагогический паллиатив от игнорирования (см. Игнорирование). К педагогическому паллиативу, например, прибегал А. С. Макаренко, когда «на первых порах делал вид, что не замечал воровства»; Я. Корчак, понимая, что дурные привычки воспитанников имеют над ними большую власть, разрешал подросткам в течение недели драться и ругаться ограниченное число раз, от недели к неделе снижая это дозволенное число разрешенных неблаговидных поступков. К. Д. Ушинский тоже советовал, не обращая внимания на дурные привычки, формировать добрые.
Как правило, к педагогическому паллиативу прибегают в ситуациях, когда качественный уровень предметного результата невысок, но педагог и не пытается его повысить, так как в данный момент уровень развития детей не может обеспечить наилучшего выполнения задания. Например, на начальном этапе формирования социально-бытовых навыков у ребенка с парезом верхних конечностей педагог «не замечает» низкого качества исполнения задания, поощряя ребенка-инвалида и работая над совершенствованием двигательного целенаправленного акта.
Педагогический паллиатив обеспечивается умением «не видеть», «не замечать», находить положительное в самых малых результатах деятельности, быть терпеливым, а главное – умением ставить в центр внимание развитие детей, отодвигать на задний план свое профессиональное самолюбие и желание получить быстрый и качественный результат. Педагогический паллиатив обоснован психологическим механизмом формирования отношения к объекту: удовлетворение от деятельности по взаимодействию с объектом является основой формирующейся связи субъекта с объектом деятельности.