ПЕДАГОГИКА НЕНАСИЛИЯ

Найдено 1 определение
ПЕДАГОГИКА НЕНАСИЛИЯ
педагогика, утверждающая принцип ненасилия в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения. В основе принципа ненасилия лежит признание ценности человека и его жизни, отрицание принуждения как способа решения политических, нравственных, экономических, межличностных проблем и конфликтов. Ненасилие достигается посредством свободного и ответственного выбора, умения совершать ненасильственные действия, в основе которых лежит способность человека предоставлять свободу другому человеку и самому себе.
Прогрессивная педагогика всегда была пронизана идеями гуманизма, последовательно выступала против физического и духовного принуждения личности. Педагог, стоящий на позиции ненасилия, — способный не раздражаться, не обижаться, эмоционально устойчивый, уверенный в себе, обладающий позитивной открытостью, преодолевающий собственный эгоцентризм, терпимый к чужому мнению и другому человеку, умеющий сдерживать свою агрессивность и формировать в сознании намерения, связанные с ненасильственным действием, позитивно оценивающий детей, снижающий у них уровень напряженности, тревожности и страхов. Характеристика разработана специалистом по педагогике ненасилия В.А. Ситаровым (Г.М. Коджаспирова).
Педагогика и психология ненасилия — направление в отечественной гуманистически ориентированной педагогической науке и практике, которое возникло в начале 1990-х гг. Можно отметить конкретную дату ее возникновения: 19–20 апреля 1990 г. прошел первый семинар “Теория и практика воспитания в духе ненасилия”, в котором приняли участие представители 25 регионов бывшего Советского Союза. Семинар заложил основы для объединения прогрессивно для того времени настроенных педагогов, психологов, практиков в ассоциацию “Педагогика ненасилия”. Первоначально педагогика и психология ненасилия не имела своего четкого предмета и обозначилась именно как общественное движение педагогов, выступающих против различных форм принуждения, подавления достоинства детей и юношества, против жестких постулатов традиционной педагогики. Ее возникновение было обусловлено проникновением гуманистических идей в образовательную сферу, пониманием того факта, что в образовании также должны происходить кардинальные перемены, которые были характерны в то время для общества в целом. Серьезным стимулом для этого послужила педагогика сотрудничества, развиваемая тогда педагогами-новаторами. В каких-то своих положениях педагогика ненасилия напрямую пересекалась с педагогикой сотрудничества. Однако одновременно шла работа и в направлении поиска собственного предмета. И такой предмет был найден и определен — формирование у всех участников образовательного процесса позиции ненасилия.
Методологической основой данного направления в педагогике является принцип ненасилия, выступающий в качестве ведущего во многих религиозных и философско-этических концепциях, где ненасилие рассматривается как общечеловеческая ценность (джайнизм, буддизм, индуизм, христианство; а также взгляды Л. Н. Толстого, М. Ганди, Н. Рериха, Ж. Семлена, М. Л. Кинга, А. Швейцера, Г. Торо и др.). В настоящее время этот принцип постулируется в положениях, где ненасилие выступает: как альтернатива закону “уравновешивания”, как особая сила, как преодоление эгоцентризма и выражение любви, как независимость, как способность к позитивному взаимодействию.
Л.Е. Сикорская
Лит.: Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике (междисциплинарный). М.: Ростов н/Д: МарТ, 2005; Маралов В.Г., Ситаров В.А. Педагогика и психология ненасилия в образовании: Учеб. пособие. 2-е изд. М.: Юрайт, 2015; Пигров К.С. Образование и насилие // Образование и насилие: Сб. статей / Под ред. К.С. Пигрова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004; Ситаров В.Г., Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе: Учеб. пособие. М.: Академия, 2000.

Источник: Российская энциклопедия социальной работы 2016.