ПИАЖЕ Жан

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Пиаже Жан
(1896–1980) швейцарский психолог и философ, известен работами по изучению психологии детей, создатель теории когнитивного развития и философско-психологической школы генетической психологии. Рассматривает влияние окружения в процессе социализации личности, исследует когнитивное развитие ребенка, различные стадии процесса обучения мышлению, осуществляемого родителями, воспитателями дошкольных учреждений, учителями школ. В начальный период своей деятельности Пиаже описал особенности представлений детей о мире: неразделенность мира и собственного Я; анимизм (вера в существование души и духов и в одушевленность всей природы); артификализм (восприятие мира как созданного руками человека).

Источник: Глоссарий по социологии. Основные словарные статьи по социологическому знанию. 2013

Пиаже Жан
Piaget, Jean) (1896—1980), швейц. биолог, философ и психолог, основавший Женевскую школу генетической психологии, автор теории когнитивного развития. Будучи по образованию биологом и специалистом по проблемам эволюции живых организмов, мн. сделал для изучения интеллекта ребенка. Работая в парижской лаборатории Бине, заинтересовался характером ошибок, к-рые дети допускали в тестах на определение умственных способностей, и начал исследовать механизм развития логического мышления. Вначале П. занимался детьми дошкольного возраста, исследовал восприятие ими окруж. мира и того, как они понимают категории кол-ва, объема, массы, и обнаружил, что в этом возрасте ребенок еще не в состоянии осознать постоянство таких св-в предмета при нек-рых изменениях его внеш. вида. П. определил неск. универсальных стадий интеллектуального развития — от чувственно-моторной у младенца, когда его знание выражается в действии, до операционального у взрослых, когда в гипотетических ситуациях становится возможной рассудочная деят-ть. Идеи П. о развитии интеллекта у детей оказали влияние на планирование системы образования и процесса обучения. Пи-Ар (PR), см. Связи с общественностью.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

ПИАЖЕ ЖАН
Piaget, Jean) (1896-1980) - женевский психолог, особенно известный теорией стадий когнитивного развития. Пиаже получил квалификацию в зоологии и сохранял сильную биологическую ориентацию, подчеркивая врожденную спецификацию для развития через последовательный процесс усвоения, в котором каждая стадия является необходимой основой для следующей (например, "Происхождение интеллекта у детей", 1936). Это не означало отрицания значения окружающей среды - важного аспекта подобного процесса, хотя более поздние теоретики, вроде Джерома Брунера, были склонны придавать опыту окружающей среды больше веса, чем это делал Пиаже. Четыре стадии развития были названы сенсомоторной, дооперационалъной, конкретно-операциональной и формально-операциональной. Через процессы ассимиляции и аккомодации ребенок постепенно развивается от врожденных ощущения и ответа до способности к абстрактному, гипотетически-дедуктивному мышлению в раннем возрасте. Пиаже подвергался критике за жесткость постадийной теории и аспектов его методологии. Его творчество было несомненно новаторским, дав стимулы многим исследованиям, подкрепившим главные принципы, но также показавшим, что границы между стадиями должны расцениваться как "неясные", а также что способ оценки детей воздействует на их ответы, а следовательно, и на их классификацию. См. также Эгоцентризм.

Источник: Большой толковый социологический словарь

ПИАЖЕ (Piaget) Жан
1896-1980) - швейцарский ученый, один из ведущих психологов 20 в. Профессор университетов Невшателя (1923-1929), Женевы (с 1929), Лозанны (1937-1954). Основатель Международного центра генетической эпистемологии (1955), создателем которой он является. Основные сочинения: "Речь и мышление ребенка" (1923); "Психология интеллекта" (1946); "Введение в генетическую эпистемологию" (т. 1-3, 1949-1950); "Механизмы восприятия" (1961); "Генетическая эпистемология" (1970); "Генезис элементарных логических структур" (1972, совместно с Б. Имельдер) и др.
Отвечая на вопрос о специфике человеческого способа адаптации, П. делает акцент на способности человеческого интеллекта самостоятельно добывать знания, отличительной чертой которых является их объективность, независимость от добывающего эти знания субъекта. Онтогенез такой способности и стал предметом многолетних исследований П. При этом П. удалось достичь редкого единства созданной им уникальной по разработанности теории интеллектуального развития ребенка и собранного им самим грандиозного по объему эмпирического материала. Теория П. включает целостную систему взаимосвязанных понятий: равновесие, адаптация, ассимиляция, аккомодация, интеллект, стадии интеллектуального развития, действие, интериоризация, операция, операционная система, ритмы, регуляции, группировки, символическая функция и др. Адаптация человека связана с развитием его интеллекта.
По П., существуют три основные стадии интеллектуального развития: сенсомоторный интеллект (0-2 года), дооперационное мышление (2-7 лет), операционное мышление (7-15 лет). Последнюю стадию в свою очередь П. разделяет на подстадию конкретных операций (7-11 лет) и подстадию формальных операций (11-15 лет). Интеллект добывает знания, осуществляя различные действия с познаваемым объектом. Развитие интеллекта - это развитие познавательных действий. При этом имеется в виду, во-первых, расширение репертуара доступных ребенку действий с познаваемым объектом и совершенствование этих действий (например, развитие координации сенсорных и моторных компонентов действия, вариативности его исполнительной части при сохранности цели, возможности объединения действий в более сложные комплексы). Во-вторых, развитие интеллекта ведет к появлению, наряду с обычными предметными действиями, действий символических, выполняемых во внутреннем плане, в воображении и далее - к действиям над символическими, знаковыми формами предметных действий, например, логическим операциям над высказываниями. В-третьих, развитие интеллекта включает координацию, согласованность действий, объединение их в сложные познавательные структуры (ритмы, регуляции, группировки). Тип познавательной структуры объясняет уникальную, неповторимую феноменологию мышления на каждой стадии развития. В частности, объективность знаний - это следствие превращений познавательных действий субъекта в операции, являющиеся элементами особой познавательной структуры - группировки.
Исследования П. охватывают не только развитие мышления, но и других интеллектуальных функций - восприятия, памяти (представлений), речи, морального сознания. Концепции П. присущ определенный биологизм и, соответственно, акцент на созревании как главном факторе интеллектуального развития, взгляд на развитие речи как результат созревания общей символической функции, унифицирование различных действий при анализе предметных манипуляций, измерений, классификаций, моральных суждений. Раскрытая П. феноменология интеллектуального развития ребенка стала классикой, с которой не могут не считаться даже те, кто спорит с его теорией. Наиболее полный анализ исследований П. осуществил Д. Флейвелл.
Г.М. Кучинский

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
376.81 кб

Генетическая эпистемология Жана Пиаже в контексте антропологических исследований: доводы против педа

Шкаев Д. Г.