ПЛЕХАНОВ Георгий Валентинович

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПЛЕХАНОВ Георгий Валентинович

(1856-1918), деятель росс. и междунар. с.-д. движения, философ, пропагандист марксизма. Уделяя большое внимание общим проблемам историч. материализма, П. подверг критике теорию социально-историч. факторов, указывая, в частности, что ´очень ошибаются те социологи и экономисты, которые видят в росте населения коренную причину общественного развития´ (Избр. филос. произв., т. 3, М., 1957, с. 172). Вместе с тем он признавал большое влияние фактора нас. на обществ. развитие. П. защищал марксистское положение о том, что рост (или убыль) нас. зависит от устройства данного об-ва, к-рое, в свою очередь, определяется его экономич. структурой. П. выступал против утопич. попыток сконструировать закон народонас. социалистич. об-ва. Ему принадлежит заслуга подробного критич. рассмотрения взглядов непосредств. предшественников Т. Р. Мальтуса. П. проанализировал критику мальтузианства Н. Г. Чернышевским и внес свой вклад в разоблачение этой реакционной теории народонаселения.

Соч., т. 1 - 24, М.-Л., 1923 - 27.

Казаков Л. Т., Урланис Б. Ц., Проблемы народонаселения в русской марксистской мысли, М., 1975.

Г. М. Коростелев.

Источник: Демографический энциклопедический словарь

ПЛЕХАНОВ Георгий Валентинович
1856-1918) русский социальный философ, революционер и видный теоретик. Социально-философские взгляды П. развивались на основе революционно-демократич. идей А. Н. Радищева, В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского и Е. А. Добролюбова. Изучение марксизма привело П. к перевороту в воззрениях. От прежнего отрицания политич. борьбы он пришел к признанию первостепенного значения политич. борьбы для русского революционного движения. П. считал материализм синонимом обществ. науки, к-рую нередко называли социологией. Он был крупным философом, исследователем в области истории, экономики, социологии, эстетики, религии и атеизма. На его работах, среди к-рых выделяется книга "К вопросу о развитии монистического взгляда на историю" (1895), воспитывалось целое поколение русских марксистов. Чтобы развенчать тезис народников о том, что в России именно крестьянство является главной революционной силой, П. подчеркивал отсталость и реакционность крестьянства. Наблюдая пассивное отношение русской буржуазии к революционному движению, он выступал за приобщение ее к борьбе против абсолютизма. Он рассматривал предстоящую русскую революцию в соответствии с европейскими образцами, как традиционно бурж.-демократич. Отсюда его политич. принципы, сказавшиеся позднее и на его позициях по отношению к империалистич. войне, Февральской и Октябрьской революциям. Главная идея, к-рую П. стремился ввести в обиход революционного теоретич. мышления, связана с пониманием и объяснением объективной закономерности и необходимости историч. процесса. С.М. Брайович.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

ПЛЕХАНОВ Георгий Валентинович
1857-1918) - русский мыслитель, один из основоположников социал-демократизма в России, философ, социолог, теоретик искусства и проблем религии. Основные философские сочинения: "К вопросу о развитии монистического взгляда на историю" (1895); "Очерк по истории материализма" (1896), "К вопросу о роли личности в истории" (1898) и др.
Наряду с Лениным , П. выступал как активнейший субъект процесса концептуальной адаптации учения Маркса к условиям российской действительности. Исследования П. в области истории философского материализма, в сфере диалектического постижения предпосылок, источников и оснований общественной жизни, его убежденность в закономерном характере исторического процесса, в границах которого "народ, вся нация должна быть героем истории", необходимо привели его к полемике с идеологией, теорией и практикой большевизма, к отрицанию ленинского подхода в интерпретации марксовых положений. Так, в границах ленинской схемы (слепка с модели "конца классической философии" Маркса и Энгельса - ) постулировалось сохранение "в сухом остатке" философской эволюции - материалистической диалектики и логики (т.наз. "логико-методолого-гносеологическая" версия философии марксизма). По мысли же П., точнее говорить об иной, т.наз. "системно-онтологически-мировоззренческой" трактовке современной философии. В границах адекватной интерпретации последней (по П.), подлинная философия есть совокупность синтетических идей, объединяющих результаты человеческого опыта на данной ступени интеллектуального и общественного развития, - интегральная сумма постигнутого бытия данной эпохи. П. трактовал социалистическое переустройство общества как результат трансформационных процессов "зрелого" капитализма и категорически отвергал идею о допустимости государственных переворотов как легитимной и позитивной формы экономической модернизации социума политической волей новой правящей элиты. Осудив октябрьский (1917) переворот в России, П. подтвердил свою репутацию виднейшего представителя социал-демократической версии русского освободительного движения. В своих работах по эстетике П. отстаивал идеалы реализма в искусстве как способа художественного освоения действительности.
А.А. Грицанов

Источник: Социология: энциклопедия

ПЛЕХАНОВ ГЕОРГИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ (1856–1918)
Русский философ и социолог, представитель марксистского направления в отечественной социологии; историк общественной мысли; деятель российского и международного социалистического движения. Статья П. “К вопросу о роли личности в истории” (1898) затронула проблему личности, ее места и роли в историческом процессе. В том же контексте изучал проблему героя, которая приобретала все большую остроту в условиях нарастания массовых процессов и социальных конфликтов. Для социологии важны работы П., в которых он рассматривает исторический процесс: диалектические противоречивые отношения между историей и психологией, целесообразный характер психологии по отношению к законам истории. П. рассматривал общественное сознание как процесс, участники которого, будучи способны осознать себя как причину грядущих событий, крайне редко проявляют способность осознавать себя в качестве следствия, т.е. продукта тех событий, которые уже произошли. Разрабатывая концепцию личности, выявил закономерность, получившую название случайности второй степени: уникальные свойства личности, оказавшейся в силу объективных обстоятельств в центре исторических событий, придают последним особые черты, определяют их конкретное лицо. Под влиянием таких личностей, положительных или отрицательных, в обществе формируются вкусы и настроения, системы ценностей и приоритетов, которые, сложившись, в свою очередь, начинают оказывать существенное воздействие на развитие разных сфер жизни. Однако причины подобного рода не являются первостепенными по их воздействию на объективный ход истории.
П. внес свой вклад в разработку вопросов методологии научного предвидения. Задачей последней он считал не составление точных прогнозов общественных процессов, а выявление действующих в них тенденций. Опираясь на эту методологию, П. выступил против социалистической революции исходя из незрелости рабочего класса и слабого экономического развития России. Будущий прогресс России он целиком связывал с развитием капитализма, усилением мощи рабочего движения, его борьбой за низвержение абсолютизма. Никакие поспешные эксперименты по насаждению социализма, с помощью самого дикого насилия и террора не обеспечат его осуществление. Рабочий класс должен решительно противодействовать появлению на этой почве деспотизма и тирании, произвола и беззакония, экономического тупика и застоя.
Из отечественных теоретиков марксизма П. больше других уделял внимание социологической проблематике, которую тесно связывал с конкретными условиями в России и задачами революционного движения конца XIX – начала XX в. Известен своей критикой теории народничества и принципов субъективной социологии. В его трудах получили освещение многие проблемы социологического знания и были заложены основы по крайней мере 3 направлений в марксистской социологии и психологии, таких как социология личности, социология искусства и социальная психология.

Источник: Словарь-справочник по социологии. Учебное издание.

ПЛЕХАНОВ ГЕОРГИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ
(1856–1918). Русский философ и социолог, представитель марксистского направления в отечественной социологии; историк общественной мысли; деятель российского и международного социалистического движения. Статья П. “К вопросу о роли личности в истории” (1898) затронула проблему личности, ее места и роли в историческом процессе.
В том же контексте изучал проблему героя, которая приобретала все большую остроту в условиях нарастания массовых процессов и социальных конфликтов. Для социологии важны работы П., в которых он рассматривает исторический процесс: диалектические противоречивые отношения между историей и психологией, целесообразный характер психологии по отношению к законам истории. П. рассматривал общественное сознание как процесс, участники которого, будучи способны осознать себя как причину грядущих событий, крайне редко проявляют способность осознавать себя в качестве следствия, т.е. продукта тех событий, которые уже произошли. Разрабатывая концепцию личности, выявил закономерность, получившую название случайности второй степени: уникальные свойства личности, оказавшейся в силу объективных обстоятельств в центре исторических событий, придают последним особые черты, определяют их конкретное лицо. Под влиянием таких личностей, положительных или отрицательных, в обществе формируются вкусы и настроения, системы ценностей и приоритетов, которые, сложившись, в свою очередь, начинают оказывать существенное воздействие на развитие разных сфер жизни. Однако причины подобного рода не являются первостепенными по их воздействию на объективный ход истории. П. внес свой вклад в разработку вопросов методологии научного предвидения. Задачей последней он считал не составление точных прогнозов общественных процессов, а выявление действующих в них тенденций. Опираясь на эту методологию, П. выступил против социалистической революции исходя из незрелости рабочего класса и слабого экономического развития России. Будущий прогресс России он целиком связывал с развитием капитализма, усилением мощи рабочего движения, его борьбой за низвержение абсолютизма. Никакие поспешные эксперименты по насаждению социализма, с помощью самого дикого насилия и террора не обеспечат его осуществление. Рабочий класс должен решительно противодействовать появлению на этой почве деспотизма и тирании, произвола и беззакония, экономического тупика и застоя. Из отечественных теоретиков марксизма П. больше других уделял внимание социологической проблематике, которую тесно связывал с конкретными условиями в России и задачами революционного движения конца XIX — начала XX в. Известен своей критикой теории народничества и принципов субъективной социологии.
В его трудах получили освещение многие проблемы социологического знания и были заложены основы по крайней мере 3 направлений в марксистской социологии и психологии, таких как социология личности, социология искусства и социальная психология.

Источник: Словарь-справочник по социологии. 2018

Георгий Валентинович Плеханов
(1856–1918) теоретик и пропагандист марксизма, философ, видный деятель российского и международного социалистического движения. Плеханов не ограничился систематизацией наследия марксизма — он ввел в марксистскую теорию ряд новых тем: обратился к проблеме географической среды и характеру ее воздействия на общество, уделил значительное внимание общественной психологии, изучал структуру религии как особой формы освоения действительности, впервые дал систематическое изложение принципов марксистской эстетики. Материалистический тезис «бытие определяет сознание» является исходным принципом всех теоретических построений Плеханова. Первоосновой общественной жизни, по его мнению, является географическая среда. Непосредственная причина развития общества — способ производства, господствующий в данную историческую эпоху.
Говоря о диалектике производительных сил и производственных отношений, вызывающей изменения в «состоянии умов», в идеях, чувства, верованиях, Плеханов считает, что развитие общества обусловлено его внутренними противоречиями. Не менее важным законом, определяющим общественное развитие, является обязательный переход количественных изменений в качественные путем скачка. Исторический процесс протекает «не мирно, эволюционной, но революционно, что находит свое лучшее подтверждение в борьбе классов, «забывая о которой ничего нельзя понять в жизни классового общества». В целях «строго научного» объяснения состояния общественной жизни Плеханов, стремится раскрыть ее структуру. Он выдвигает так называемую «пятичленную формулу», выражающую, по его мнению, связь между различными «членами ряда»: «данная степень развития производительных сил; взаимоотношения людей в процессе общественного производства, определяемые этой степенью развития; форма общества, выражающая эти отношения людей: определенное состояние духа и нравов, соответствующее этой форме общества; религия, философия, литература и искусство, соответствующие способностям, порождаемым этим состоянием...». В качестве посредствующего звена между различными материальными проявлениями общественного бытия и деятельностью по созданию духовных ценностей Плеханов вводит категорию общественной психологии. Конкретизируя причины исторических изменений, Плеханов говорит о решающей роли народных масс в истории. Развенчивая концепции героев — «делателей истории», он подчеркивает: роль великих личностей в том, что они раньше других осознают общественные потребности и благодаря данным особенностям своего характера могут влиять на судьбу общества. Иногда их влияние бывает даже очень значительно, но как самая возможность подобного влияния, так и размеры его определяются организацией общества, соотношением его сил.
Характер личности является «фактором общественного развития лишь там, лишь тогда и постольку, где, когда и поскольку ей позволяют это общественные отношения». Такое решение вопроса о роли масс и личности было одной из причин его размежевания с В. И. Лениным, у которого за внешним объективизмом, по словам Плеханова, таился «субъективизм нового издания теории героя и толпы». Плеханов считал, что Февральская революция должна положить начало длительному процессу развития капитализма в России и всякое привнесение извне в массы «самого передового сознания» с целью подготовки социалистической революции будет «нарушением всех исторических законов». (Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В. Краткий философский словарь. — М.: АСТ, 2010. С. 282–284.)

Источник: Социология в лицах и терминах 2017

ПЛЕХАНОВ Георгий Валентинович
(1856-1918) - русский социальный философ, теоретик марксизма, деятель российского и международного социалистического движения. Окончил гимназию в Воронеже, в 1873- 1876 гг. учился в юнкерском артиллерийском училище и в Горном институте (Петербург). Участник революционных народнических организаций. В 1880-1917 гг. находился в эмиграции, жил в ряде стран Западной Европы. Создатель марксистской группы «Освобождение труда», член Интернационала, поддерживал российскую социал-демократию. Перевел на русский язык ряд работ основоположников марксизма (см. Маркс). В 1917 г. вернулся в Россию. Автор трудов по вопросам философии, истории, экономики, социологии, эстетики, религии и атеизма. В 1883-1903 гг. им были написаны основные философские произведения, раскрывавшие смысл марксистской социальной теории, - «Очерки по истории материализма», «О материалистическом понимании истории», «К вопросу о роли личности в истории ». Многие работы П. в советский период были признаны образцовыми для марксистской литературы, некоторые их положения и выводы получили статус официальных формулировок в советском обществоведении и научно-атеистическом религиоведении. Как теоретик П. стоял на позициях философского материализма и диалектики. В философии диалектического материализма он видел революционное учение о преобразовании общества, поэтому особое внимание в его трудах уделялось применению диалектического метода к познанию общественной жизни. Согласно взглядам П., развитие производительных сил влечет за собой изменения в укладе производственных отношений, что приводит, в свою очередь, к смене надстроечной (политической и юридической) организации общества. В совокупности все эти процессы составляют содержание общественного бытия людей, которое находит отражение в их общественном сознании. К числу основных форм отражения общественного бытия сознанием людей в классовом обществе П. относил и религию. Истоки религии П. возводил к анимистическим верованиям первобытности. Религиозные системы последующих эпох объяснялись эволюцией анимизма. Закреплению религиозных представлений способствует ограниченность человеческих возможностей, зависимость от природных и социальных условий существования. В отсутствии или при неразвитости иных способов объяснения мира религия длительное время сохраняется в качестве наиболее распространенной формы сознания. Состав религии П. определил как «более или менее стройную, т. е. более или менее свободную от противоречий, систему представлений, настроений и действий» («О так называемых религиозных исканиях в России», 1909). Представления образуют, по выражению П., «.мифологический элемент религии»; настроения относятся к области религиозного чувства; действия - к области культа религиозного. Эта характеристика стала фундаментальной в указании основных элемент о в религии отечественным религиоведением советского времени. П. считал, что неравномерность социально-исторического развития может привести к различным последствиям воздействия религии на общество. В каких-то случаях религия способствует консолидации и положительному решению социальных задач. Однако иллюзорный характер религиозного мировоззрения в конечном счете препятствует правильному осознанию социальных целей и противоречит прогрессу общества. Совершенствование общества в социалистическом направлении лишает религию оснований и ведет к ее исчезновению, как полагал П. В статье, посвященной книге русского социолога Л. И. Мечникова «Цивилизация и великие исторические реки» (1889), П. выразил позицию по вопросу о религии следующим тезисом: « ... в настоящее время уже никто из людей, имеющих хоть некоторое понятие о научном мышлении, не станет ссылаться на божью волю как на причину явлений природы или общественного развития». Отвечая в 1907 г. на анкету французского журнала «Mercure de France», свою точку зрения на будущность религии он назвал «социально-эволюционной», согласно которой судьба религиозных идей и чувств зависит от научного и общественного прогресса. Впрочем, им допускалось, что «еще могут быть и будут, по всей вероятности, пережитки, которые породят ублюдочные, полуматериалистические, полуспиритуалистические концепции мира».

Источник: Социология религии. Словарь.



Похожие термины:

  • ПЛЕХАНОВ ГЕОРГИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ (1856–1918)

    Русский философ и социолог, представитель марксистского направления в отечественной социологии; историк общественной мысли; деятель российского и международного социалистического движения. Ст